Что должен знать ребенок в четыре года?

Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Занятия для детей 4 лет

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

— осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

— знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

— демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

— сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

— различать, где один предмет, а где их много;

— раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

— уметь нанизывать бусины и пуговицы;

— определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

— речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

— пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

— различать разные погодные явления, времена года и суток;

— называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

— разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

Развитие речи ребенка в 4 года

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).

Что еще должен уметь ребенок? 4 года — тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:

-Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.

-Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.

-Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.

-Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.

-Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.

-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.

-Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).

-Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.

-Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.

-Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.

-Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.

-Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: «Зачем зимой мы надеваем перчатки?», «Для чего дома двери и окна?» И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

-перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;

-знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;

-легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;

-может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;

-понимает, что такое меньше, больше, поровну;

-постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года — это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Особенности детей 4 лет

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы — это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное — проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом, что должен уметь и знать мой малыш, чтобы развиваться гармонично, не отставать от сверстников и не испытывать затруднений в будущем, при поступлении в школу. Особенно когда ставится в пример ребенок, который в 4 года самостоятельно читает книги и играет на скрипке.

Критерии требований к развитию дошкольников различны. С одной стороны, детские психологи настоятельно советуют не отнимать у малышей детство. Наполнить его забавами, прогулками, играми, творчеством. Регулярные обучающие занятия рекомендуется начинать с пяти лет.

С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.

Есть ли обязательный стандарт?

Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.

Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.

Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыша интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.

Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.

Постарайтесь, чтобы развивашки не ограничивали естественных познавательных стремлений подрастающего ребенка и не равнялась с программой в школе. Если малышу в первом классе будет скучно на уроке, это убьет интерес к учебе и дальше начнутся проблемы с успеваемостью.

Мышление, память и внимание

В 4 года ребенок обычно уже ходит в детский сад либо начинает обучение в развивающей школе. С этого момента нужно готовить малыша к самостоятельности в поступках и решениях.

Мышление, внимание и память четырехлетки:

  • малыш должен хорошо ориентироваться в привычном ему пространстве, знать дорогу домой по ранее пройденному маршруту;
  • может концентрировать свое внимание в течение 7 минут, не отвлекаясь на посторонние дела;
  • помнит свое полное ФИО, имена родителей и адрес;
  • запоминает события, которые произошли с ним в ближайшее время, может пересказать наиболее запоминающиеся моменты;
  • работая с картинками, быстро находит черты сходства и различия, определяет, к какой группе относятся те или иные предметы;
  • способен составить небольшой рассказ на основе одной картинки или их ряда;
  • собирает пазлы из крупных деталей;
  • определяет, где находится лево, право, верх, низ, спереди, сзади;
  • быстро учит несложные четверостишья, считалки;
  • запоминает название и сюжетную линию рассказа, сказки или песни и может вспомнить их и пересказать, посмотрев на иллюстрацию;
  • повторяет несложную комбинацию движений во время зарядки или танца;
  • воспроизводит наизусть простую цепочку слов и может восстановить порядок расположения элементов в пирамидке;
  • собирает блочный конструктор по заданной схеме или рисунку.

Физическое развитие

С трех лет внешность малыша преображается, он заметно «взрослеет», укрепляется его мышечная система. В 4 года ребенок много движется, однако отдавать его в секцию, как правило, еще рано. Большинство спортивных кружков принимают малышей с 5 лет. Физические упражнения должны быть направлены на общее укрепление.

Физическое формирование малыша в 4 года:

  • в этом возрасте ребенок подвижен, он быстро бегает и хорошо прыгает в высоту и длину;
  • забирается по шведской лестнице вверх и без страха спускается;
  • ловит мяч двумя руками и кидает в цель;
  • с помощью взрослых подтягивается на перекладине;
  • преодолевает несложную полосу препятствий (забирается на горку, проползает через тоннель, перепрыгивает «овраги» и т.д.);
  • низко нагибается вниз из положения стоя и вперед — сидя.

Очень важно обучать ребенка этого возраста разнообразным активным играм (футболу, лапте, «выжигале» и т.д.) и приобщать к новым видам спорта (лыжам, конькам, бегу, плаванию, борьбе, легкой атлетике и т.д.). Это важно не только для показателей здоровья, выносливости, силы и гибкости его тела. Подобные занятия отлично развивают его внимание, мышление, вырабатывают полезные привычки, в целом положительно влияют на становление личности.

Давно замечено, что физически активные дети, владеющие разнообразными двигательными навыками, занимающиеся одним или несколькими видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Они лучше учатся и быстрее осваивают школьную программу, быстрее адаптируются к новым условиям.

Развитие речи

Речевой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако некоторые звуки могут еще даваться с трудом. До пяти лет обращение к логопеду не обязательно, но важно заниматься профилактикой проблем со звукопроизношением с помощью артикуляционной гимнастики.

Речевое развитие 4-летнего малыша:

  • ребенок хорошо произносит все звуки (небольшие затруднения при произношении шипящих и буквы «р» еще приемлемы);
  • корректно отвечает на вопросы;
  • может придумать рассказ из нескольких предложений;
  • распознает интонацию в разговоре со взрослыми, способен сам изменять интонацию, с которой говорит;
  • не путает мужской и женский род;
  • использует большое количество новых слов, постоянно привносит в свой лексикон новые слова и обороты;
  • строит в разговоре сложные синтаксические конструкции;
  • различает единственное и множественное число;
  • правильно употребляет род, число и падеж, подбирая окончания слов;
  • использует в общении все части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.);
  • легко подбирает различные прилагательные в описании предмета.

Очень важно, чтобы малыш в этом возрасте мог активно общаться не только со своей семьей, но и с другими взрослыми и детьми. В случае если он все еще не говорит (или его понимают только его близкие), родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. Развитие ребенка в целом будет тем успешнее, чем раньше он научится свободно выражать свои мысли.

В этом возрасте дошкольник уже способен отличить родную речь от иностранной, поэтому можно начинать изучение английского или другого языка.

Мелка моторика

Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:

  • он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
  • нанизывает разновеликие бусины на нить;
  • способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
  • старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
  • обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
  • разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
  • может использовать трафарет;
  • лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
  • ровно вырезает ножницами по заданному контуру.

В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.

В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.

Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Математика и счет для четырехлетнего

Многие дети в этом возрасте уже интересуются временем и часами. Однако если малыш не заинтересован, не стоит насильно его обучать. Это же касается счета, сложения и других математических действий.

В то же время в игровой форме ребенок должен получить представление:

  • о высоких и низких предметах, широких и узких;
  • «больше» / «меньше»;
  • геометрических фигурах;
  • один / много;
  • цифрах до 10.

Чтение и грамотность

Некоторые дети уже в четырехлетнем возрасте умеют интуитивно читать, но это скорее исключение, чем правило. В отношении грамотности действует то же правило, что и с математикой: если ребенок проявляет интерес, следует терпеливо его обучить. Насильно действовать нельзя! Тем более сравнивать с другими детьми: «Вот Петя уже читает, а ты что?»

Считается, что пять лет — это лучший возраст для начала, поскольку в 1 классе ребенок уже должен уверенно читать. Однако следует использовать только правильные техники обучения.

Если малыш умеет бегло читать в 4 года, взрослым не стоит злоупотреблять этим. Совместное чтение сказок и детских рассказов перед сном или в течение дня должно по-прежнему оставаться семейным ритуалом, объединяющим малыша с родителями.

Знания об окружающем мире

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

Совет
Задача родителей — раскрывать в ребенке его качества, заложенные природой. Если у мальчиков это: упорство, сила воли, лидерские качества, то у девочек это: мягкость, очарование, заботливость, аккуратность и т.д.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша. Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период.

Для каждого возраста характерны свои нормы и стандарты, на которые стоит ориентироваться, оценивая уровень физического и психического развития ребёнка.

В 3 года вариантов нормы больше, чем в 4, а соответственно, у четырёхлетнего малыша гораздо проще выявить патологии.

На что стоит обратить внимание, чтобы вовремя скорректировать воспитательный и учебный процесс?

Давайте разбираться.

Особенности жизни

Четырёхлетний возраст – это штиль, после эмоциональной бури кризиса трёх лет, но несмотря на это родителям всё же не стоит расслабляться.

В 4 года ребёнок многое узнаёт и осознаёт впервые. В его голове каждую минуту созревают новые вопросы, требующие немедленных ответов.

Жажда деятельности и экспериментов заставляет его испытывать грани дозволенного, а заодно и проверять нервы родителей на прочность.

Для родителя очень важно в этот момент научиться переключать внимание ребёнка и направлять его энергию в правильное русло.

Что должен уметь малыш?

Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут;
  • находить и описывать различия между двумя предметами;
  • складывать простую мозаику;
  • складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому;
  • распределять предметы, животных по группам;
  • находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов;
  • находить и использовать антонимы слов;
  • строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д).

Мальчики

Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.

Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.

Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание.

Девочки

Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.

Физические нормы

До 5 лет скелет ребёнка всё ещё гибок и восприимчив, поэтому очень важно следить, чтобы малыш не перетруждался и не сидел долго в неправильной позе. Матрац для сна должен быть средней мягкости.

Примерно с 4 до 4,5 лет происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Сходит детская припухлость с лица и тела из-за чего ребёнок начинает восприниматься как маленький взрослый.

Важно! Для обеспечения необходимого энергетического запаса, четырёхлетнего ребёнка нужно кормить от 4 до 5 раз в день.

Если малыш не ходит в садик и привык ориентироваться на режим, установленный родителями – он может отказаться от дневного сна.

Рост и вес в таблице

Наш плагин поможет рассчитать эти параметры. Выберите пол и категорию:

Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Диагностика в четыре года

Оценить уровень развития ребёнка, а также установить его сильные и слабые стороны вам поможет простой тест из 5 пунктов. Если выполнение заданий не вызвало никаких затруднений у малыша – вы работаете в правильном направлении. Если же он не справился более чем с одним заданием – стоит проконсультироваться со специалистом и подобрать более результативные методики.

  1. Собери матрёшку – задание направлено на выявление уровня ориентировки по величинам и способность воспроизводить ранее увиденные действия. Разложите перед малышом матрёшку, поясняя свои действия и комментируя (эта большая, а эта меньше, а вот эта совсем маленькая) и соберите назад. Предложите ребёнку повторить ваши действия.
  2. Пирамидка – задание направлено на определение умения отделять первостепенные задачи от второстепенных (отвлечься от цвета и обратить внимание на размер). Для задания вам понадобится стандартная пирамидка из 6 колечек, каждое из которых разного цвета и размера. Попросите ребёнка проследить за вашими действиями, а затем повторить их. Разберите, а затем соберите пирамидку.
  3. Подбери ключик к замочку. Для упражнения вам понадобится детская головоломка, состоящая из коробки с прорезями разных форм, и геометрических фигур, соответствующих этим прорезям. Попросите малыша подобрать «ключик к замочку» опустив фигурки в подходящие прорези.
  4. Собери картинку. Это задание поможет вам понять, способен ли ребёнок к обучению и пространственному мышлению. Вам понадобится простая мозаика из 4 деталей и картинка, изображающая итоговый результат. Попросите малыша сложить детали мозаики так, чтобы получилась целая картинка.
  5. Покажи такой же. Это задание направлено на выявление уровня восприятия цвета и способность анализировать. Положите перед ребёнком 10-14 кубиков, так, чтобы каждого цвета было по 2. Попросите его перечислить и показать все цвета. Затем, возьмите в руку кубик, и попросите малыша найти такой же.

Упражнения и занятия

Что может быть?

Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:

  • Что может быть сладким?
  • Что может быть холодным?
  • Что может быть плоским?

Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.

Что произойдёт, если?

Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?

Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.

Что и где лежит?

Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Важно! Если вы видите, что ребёнок ходит на цыпочках постоянно, часто спотыкается и в целом плохо скоординирован – проконсультируетесь с невропатологом.

Речь

Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.

Какие звуки уже произносит?

В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».

Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.

Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.

Справка! Логопеды рекомендуют начинать занятия по улучшению дикции не ранее 5 лет.

Упражнения

Правда или неправда?

Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.

Этого не может быть!

Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».

Какое это время года?

Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.

Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.

Как рисуют?

В четыре года активно развивается наглядно-образное мышление.

Ребёнок учится воспринимать объёмные предметы и раскладывать их на составляющие детали.

Его восприятие можно понять по рисункам — мелкие детали опущены, но при этом чётко передан общий смысл.

К примеру, домик изображается как квадрат с треугольной крышей, кошка – как круг с двумя треугольниками ушей на овальном туловище и с четырьмя лапами, дерево- коричневый прямоугольник с круглой зелёной шапкой и т. д.

Ребёнок всё ещё не может рисовать ровно и аккуратно, но пытается передавать прямые и штриховать, используя неразрывные линии или спиралеобразные формы.

Обратите внимание! В 4 года ребёнок уже может перерисовывать цифры и буквы, но часто путается с тем, в какую сторону они повёрнуты. Это нормальное явление, которое с развитием письменного навыка пройдёт.

Мышление

В 4 года дошкольник уже умеет:

  • осмыслять, искать и объяснять причинно-следственные связи;
  • формулировать и задавать сложные вопросы, а также самостоятельно отвечать на них;
  • сортировать и обобщать события, вещи, людей, животных по общим признакам;
  • умеет вычленять лишнее и находить недостающее;
  • занимать себя надолго книгой, сказкой, мультиком, а затем осмыслять и обсуждать увиденное;
  • объяснять собственное поведение, поведение других людей или персонажей сказок, мультфильмов;
  • идентифицировать собственные эмоции и делиться ими с окружающими;
  • видеть логические не состыковки.

Интеллектуальное становление

Согласно перечню, сформированному психологами и педагогами, четырёхлетний ребёнок должен:

  • знать своё имя и имена всех членов семьи;
  • знать имена своих друзей;
  • знать все основные геометрические формы;
  • знать всё 7 цветов радуги или более;
  • понимать значение обобщающих слов (посуда, животные, машины и т. д);
  • понимать пространственные определения (верх, низ, право, лево);
  • понимать количественные определения (один, мало, много);
  • различать предметы по высоте, длине, ширине, весу;
  • различать времена года по типичным погодным явлениям;
  • отличать утро, день, вечер и ночь;
  • описывать словами увиденный предмет или явление;
  • уметь строить разносторонний диалог со сверстниками.

Эмоциональная сфера

Дети в 4 года во многом руководствуются собственными эмоциями.

Очень важно в этот момент научить его совладать с собственными переживаниями и не стесняться говорить о своих чувствах.

Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию.

Если же родители, наоборот, тщательно скрывают все свои чувства и эмоции, малыш будет испытывать трудности в идентификации собственных переживаний, что скажется на социальных навыках во взрослой жизни.

Он должен видеть и понимать, что все члены семьи любят друг друга, заботятся и переживают. Просите его о посильной помощи в бытовых делах, подключайте его к выбору подарков на праздники или помогите ему смастерить подарок своими руками – это хорошая практика, для того, чтобы ребёнок понял, что в отношениях не только получают, но и отдают.

Важно! Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность и очень остро воспринимает вторжение в личное пространство. Родителям стоит понимать, что такие чувства, как щедрость и общность не возникают сами по себе, а воспитываются личным примером.

Психическое состояние

Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:

  • испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
  • ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
  • стремиться к самостоятельности;
  • владеть стандартными навыками самообслуживания.

Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.

Музыкальные способности

В 4 года малыш уже понимает и осознаёт музыку, как отдельное явление. У него появляются любимые песни, текст которых он запоминает, и мелодии, под которые он начинает пританцовывать.

Обратите внимание! Понаблюдайте за тем, как малыш танцует и есть ли у него чувство ритма. Детские танцы – отличный способ развить координацию движений и пластичность.

Также он выделяет песни и исполнителей, которые ему не нравятся. Он видит эмоциональный посыл композиции (грустная песня, весёлая, страшная).

Дошкольник умеет связывать песни с определёнными событиями, вспоминать на их фоне истории из прошлого (мелодия которая играла на утреннике, песня, которую я слышал на море и т. д).

Логика

В 4 года ребёнок умеет концентрировать внимание на событии или действии чуть дольше, чем в 3 года, а соответственно, строить следующие логические взаимосвязи:

  1. уметь считать до 10 и ориентироваться в этих числах (5 меньше 8, 8 больше 7);
  2. переписывать буквы или числа, ориентируясь на картинку;
  3. сравнить предметы по форме и размеру;
  4. зарисовывать простые геометрические фигуры;
  5. объединять и разделять предметы по свойствам;
  6. отделять вымышленное от реального;
  7. ориентироваться в пространстве и запоминать привычные маршруты;
  8. помнить домашний адрес;

Эти навыки – фундамент для дальнейшего развития логики и умственных способностей.

Память

До 4 лет мозг ребенка фиксировал всё на подсознательном уровне – события запомнилась автоматически, без всяческих усилий извне.

К четырём годам этот процесс становится подвластен малышу. Он заучивает и запоминает то, что кажется ему интересным и нужным, или же запоминает информацию по просьбе взрослых.

Объём памяти вырастает, пассивный и активный словарь постепенно пополняется.

Важный критерий развития памяти: малыш может последовательно, опуская второстепенные детали рассказать о каком-то событии или прошедшем дне.

Тренировать память можно даже во время пути из детского сада до дома – расспросите ребёнка о том, что было сегодня в садике, во что он играл, чем кормили и т. д.

Внимание

В 4 года дошкольник находится на первоначальной стадии развития произвольного внимания. Поэтому:

  • ему недоступна многозадачность. Он не может заниматься сразу несколькими делами одновременно;
  • он не может сосредотачиваться на мелких деталях, вычленяя их из общей картины событий;
  • он может всматриваться, вслушиваться, мыслить над загадкой или подолгу рассматривать книжные иллюстрации;
  • он может направлять своё внимание на деятельность или предмет по указанию взрослого;
  • он запоминает ранее сказанные слова и может обидеться, если просьба была не выполнена (не купили обещанную игрушку).

Игры

Следующими играми можно разнообразить семейный досуг и поспособствовать всестороннему развитию малыша:

Не подглядывай!

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его за руку и отправьтесь в путешествие по дому.

Пусть он трогает предметы руками, вдыхает их запах или пробует на вкус (если это продукты) и попытается угадать, что это, руководствуясь всеми чувствами, кроме зрения.

Придумай, как назвать

Суть игры кроется в придумывании альтернативного названия для привычных вещей. Покажите ребёнку, к примеру, зонт и попросите придумать ему альтернативное название. Может быть «щит от воды», «каплеотражатель»? Эта игра однозначно развеселит малыша и поспособствует развитию фантазии.

Что это может быть?

Малыш садится за стол напротив мамы. Перед ним – чистый лист бумаги и россыпь карандашей. Он зажмуривается и по указанию мамы, на ощупь выбирает карандаш, и также не подсматривая, рисует им каракулю на листе. Затем в ход идёт второй цвет, третий. В итоге ребенок должен открыть глаза и пофантазировать вместе с мамой, что может быть изображено.

Мультики

Мультфильм – это не только способ занять ребёнка на пару часов для высвобождения личного времени, но и процесс обучения. Конечно, если правильно выбрать картину.

Мультики для детей 4 лет должны знакомить малыша с нормами поведения, окружающим миром, прививать ему моральные принципы и учить таким понятиям, как добро и зло.

В то же время, они не должны быть слишком долгими, мрачными или затянутыми.

Лучше всего, если мультфильм будет включать какой-либо интерактив для малыша, танцы и песни.

Развивающие игрушки

Чтобы развлечь и развить дошкольника, заранее запаситесь следующими игрушками:

  • простые головоломки с подбором фигурки к отверстию;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • кубики;
  • мяч;
  • дартс с шариками на липучках;
  • глина;
  • пластилин:
  • фигурки животных, людей, машин;
  • интерактивные «говорящие» игрушки.

Важно! Обеспечьте своему ребёнку место для занятий и творчества. Минимальные требования: стол для рисования, стульчик и личный ящик для хранения игрушек.

Картинки

Обучение через картинки и иллюстрации — важный этап в развитии четырёхлетнего ребёнка, поэтому помимо игрушек обеспечьте своё чадо:

  • картинками, на которых нужно найти различия;
  • изображениями животных, растений и людей для сортировки по категориям;
  • картинками с «лабиринтами», где нужно провести линию из одной точки в другую;
  • иллюстрированными книгами и энциклопедиями с крупным шрифтом;
  • раскрасками;
  • картинками, где нужно дорисовать недостающий предмет.

Ребёнок в 4 года – уже полноценная личность, хоть ещё и слишком маленькая для принятия серьёзных решений. Всё что должен сделать родитель – помочь малышу пройти сложный путь становления из младшего дошкольного возраста к старшему. Помните – чем больше вы прилагаете усилий, тем меньше малыш будет испытывать трудностей в учёбе и социальной адаптации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *