Если ребенок гиперактивный, что делать?

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг гиперактивного ребенка образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Признаки гиперактивности

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом впадет в истерику. Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.

  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы .

Причины гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Диагностика сдвг

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. Игры, сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после применения этих препаратов. В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Метки:Гиперактивность

беседа «Гиперактивность консультация (старшая группа) на тему

Беседа с Родителями

«Гиперактивность. Как с этим бороться?»

Гиперактивность — существенная проблема в педагогике. Чаще всего гиперактивности подвержены дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно этот период связан с возрастающей интеллектуальной нагрузкой и повышенным требованиям к усидчивости и концентрации внимания. Когда в жизни ребенка появляется систематическая и долговременная деятельность, гиперактивность начинает проявляться особенно ярко. Родители начинают обращать внимание на неорганизованность, неусидчивость и чрезмерную подвижность своего ребенка, слышат замечания о его поведении со стороны учителей.
Основные признаки гиперактивности у детей:
— Неусидчивость, ненужные движения ног и рук.
— Не умение спокойно сидеть, когда это необходимо.
— Посторонние предметы легко отвлекают его внимание.
— Не может дождаться своей очереди (в игре с детьми, на занятиях, во время прогулок или праздников и в других ситуациях).
— Отвечая на вопрос не думая и не выслушав его до конца
— Ребенку тяжело быть внимательным во время игры или выполнения задания.
— Постоянно переходит от одного незаконченного дела к другому, при этом не всегда доводит их до конца.
— Не умеет играть спокойно и тихо.
— Слишком разговорчивый.
— Мешает другим детям (или взрослым) заниматься своими делами.
— Ребенок ведет себя так, как будто не слышит то, о чем ему говорят.
— Постоянно теряет свои вещи.
Все эти признаки можно объединить в три составляющие:

— Излишняя гиперактивность
— Плохо управляемая импульсивность
— Рассеянность, трудности с концентрацией внимания
Гиперактивные дети быстро возбуждаются. Крик, истерические нотки в голосе взрослого только подстегивают их активность.
Количество гиперактивных детей увеличивается. Проблема для общества существенная. В классе такие дети мешают другим.
Советы родителям с гиперактивными детьми:

— Все усилия родителей должны быть направлены на укрепление здоровья ребенка и правильное обращение с ним.

— В отношениях с ребенком всегда поддерживайте его (когда он этого заслуживает), замечайте его успехи. Старайтесь не употреблять слов «не надо», «нельзя». Разговаривайте всегда спокойно, мягко и сдержанно.

— Давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить. После того, как он закончит можно приступать к следующему.

— Поощряйте ребенка к занятиям, требующим концентрации внимания.

— Установите ребенку четкий распорядок дня.

— Избегайте большого скопления людей (можно повременить с гостями и многолюдными праздниками).

— Следите, что ребенок играл только с одним другом, а также избегайте шумных, беспокойных друзей в его компании. Оберегайте ребенка от усталости, так это приводит к росту гиперактивности и снижению самоконтроля.

— Необходимо предоставлять ребенку достаточно возможностей расходовать избыточную энергию. Полезна любая физическая активность на свежем воздухе (прогулки, бег, спортивные игры, физические упражнения на спортивной площадке и др.).

— Старайтесь всячески повышать самооценку ребенка, так как из-за дефицита внимания он может неправильно понимать обращенную к нему информацию или указания, поэтому взрослые непрерывно ему делают замечания. Это способствует занижению самооценки ребенка и ощущению, что он все делает неправильно. Ищите, за что можно похвалить вашего ребенка. Сразу же, без промедления, хвалите и вознаграждайте его за хорошее поведение и поступки.

— В вопросах дисциплины всегда будьте последовательны.

— Поддерживайте ребенка во всем, что у него хорошо получается. Особенное внимание уделяйте тем успехам ребенка, которые не относятся к школе и интеллекту (например, в спорте, в любимом увлечении и т.д.). Помните, такому ребенку играть и двигаться не менее важно, чем учиться. Не допускайте, чтобы домашние задания занимали все его свободное время.

— Когда ребенок выполняет домашнее задание, рядом не должно быть ничего, что могло бы отвлечь его внимание.

— Помните, что гперактивность — это своего рода болезнь, проявляющаяся в дефиците внимания и низком уровне саморегуляции. Процессы нервной системы, отвечающие за возбуждение и торможение, работают не так слаженно, как у спокойных детей. Поэтому не вините ребенка в таком поведении, а помогите ему научиться контролировать себя.

— Необходимые поощрения нужных действий, постоянная похвала за желаемое поведение. К сожалению, многие родители и учителя забывают или не хотят хвалить ребенка, а используют только один способ педагогической коррекции, который по их мнению является самым эффективным, — наказание. К словесному наказанию следует прибегать очень осторожно и никогда не использовать физическое.

— Для гиперактивного ребенка очень важным фактором оздоровления является сон и полноценное питание. Сон для детей до 12 лет должен составлять 12-14 часов в сутки. Дневной отдых — обязателен. Если ребенок не может заснуть днем, то желательно, чтобы он хотя бы полежал в затемненной комнате. Это тоже отдых для нервной системы. У ребенка могут быть проблемы из-за постоянного недосыпания, усталости.

— Если ребенок проявляет неадекватную реакцию на поднятую руку (боится, что его ударят), это красноречиво свидетельствует о том, что родители обращаются с ним жестоко. Энурез, проблемы со сном, страх перед темной комнатой зачастую являются последствиями неправильного обращения взрослых с гиперактивным ребенком. Ребенок не виноват в своей гиперактивности. Поэтому задача педагогов и родителей помочь ему, не унижая его достоинства и не травмируя психологически.

— Взгляды родителей на проблему гиперактивности очень разные: некоторые борются правильно, укрепляя нервную систему ребенка, а другие считают, что с годами все пройдет само собой. Да, действительно, лет через 30-35 он станет лучше, но потеряно будет основное — обучение в школе не даст нужных результатов, а заниженная самооценка и асоциальность наложат страшные отпечатки на психику такого человека.
— Уже наблюдается миграция гиперактивных учащихся из школы в школу. Изменение окружения предоставляет нервной системе дополнительную нагрузку. Надо бороться с проблемой, а не бежать от нее. Состояние здоровья и поведение ребенка не улучшатся от изменения окружения. А решение родителей перевести ребенка в другую школу говорит о том, что они считают, будто именно школа виновата во всем. Надо быть реалистами и понимать, что все далеко не так. Ведь родители наблюдают за особенностями поведения своего ребенка с детства и знают, что и как было, и как есть …
— Ребенок должен как можно меньше смотреть телевизор. Известно, что телевизор негативно влияет на нервную систему детей. День без телевизора – и ребенок более уравновешенный, спокойный.
— Учите ребенка анализировать, что для него опасно, какие могут быть последствия. Не пытайтесь управлять ребенком с помощью крика и силы.

Эти дети почти в каждом коллективе — изгои и аутсайдеры. Ровесники не принимают их в свои игры, потому что те нарушают правила, дерутся и много кричат. Взрослые на них постоянно сердятся и ругаются, потому что они неуправляемы, непослушны, недисциплинированны и чересчур подвижны. В результате они абсолютно не приспособлены к жизни в обществе, у них масса внутренних комплексов из-за того, что они не такие, как все. Их легко увидеть в толпе: крутятся на одном месте, что-то бубнят себе под нос, нервно перебирают пальцами, то и дело пытаются куда-нибудь ускользнуть.

Именно таков типичный гиперактивный ребёнок — гроза всех воспитателей и учителей и большая проблема для родителей. Возможно ли ему помочь адаптироваться в социуме и стать успешным?

Что это такое

Для педагогов и родителей гиперактивный ребёнок — это прежде всего проблемный ребёнок, доставляющий массу трудностей в школе и дома. С точки зрения медицины, он страдает неврологическо-поведенческим расстройством. Данный диагноз ставится, если двигательная активность является чрезмерной, неадекватной, бесцельной, непродуктивной и трудно управляемой. Это почти всегда — признак неуравновешенной нервной системы.

К сожалению, многие взрослые не понимают, что гиперактивные дети не слушаются и так себя ведут не из вредности, а в силу своего заболевания. Это приводит к серьёзным ошибкам в воспитании и обучении, что существенно усугубляет ситуацию.

Причины

Обычно гиперактивность у детей является следствием серьёзных психических расстройств. Все они отражены в МКБ-10:

  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • другие гиперкинетические расстройства.

Если рассматривать причины гиперактивности (а точнее — вышеперечисленных гиперкинетических расстройств) более подробно, к ним относятся:

  • экологически неблагоприятные условия проживания;
  • осложнённое течение беременности и родов;
  • несовместимость матери и плода;
  • тяжёлые заболевания в первый год жизни малыша;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга;
  • неправильное, недостаточное питание.

Вопрос о причинах детской гиперактивности в психотерапии остаётся открытым и спорным и по сей день.

Симптомы

В зависимости от индивидуальных психических особенностей, гиперактивность у ребёнка в каждом отдельном случае проявляется по-разному.

Общая симптоматика:

  • чрезмерно высокая активность по сравнению с другими детьми того же возраста и умственного развития;
  • нетерпеливость;
  • беспокойные, быстрые движения пальцами, кистями, стопами;
  • неусидчивость: сидя, постоянно крутится, вертится, ёрзает, извивается, вскакивает с места;
  • бесцельная двигательная активность: бегает, прыгает вокруг себя и окружающих людей и предметов, всюду лезет, карабкается на любые возвышенности;
  • шумность и высокая конфликтность в играх и разговорах;
  • постоянное движение;
  • болтливость.

Главные признаки гиперактивного расстройства с УО и стереотипиями — IQ ниже 50, нарушение внимания и стереотипные (повторяющиеся, навязчивые) движения.

Двигательные стереотипии:

  • прыжки;
  • методичное раскачивание тела;
  • ходьба на цыпочках;
  • быстрое перебирание пальцами;
  • гримасы, вытягивание губ трубочкой.

Двигательно-сенсорные стереотипии:

  • методичное постукивание по какой-нибудь поверхности руками или любыми предметами;
  • постукивание пальцами;
  • кружение вокруг себя;
  • надавливание на собственные глаза;
  • взгляд сквозь пальцы (в прямом смысле этого выражения);
  • прищуривание.

Действия с предметами:

  • пересыпание сыпучих веществ из одной ёмкости в другую (часто можно наблюдать в песочнице);
  • переливание воды;
  • откручивание/закручивание мелких деталей на игрушках.

Нужно понимать, что все вышеперечисленные проявления никак не связаны с возрастными кризисами, особенностями характера (вредностью или заносчивостью), не зависят от конкретной ситуации. Гиперактивный ребёнок ведёт себя так всегда.

Особенностью гиперактивности является тот факт, что её невозможно диагностировать у детей дошкольного возраста. До 6 лет её можно только заподозрить по отдельным возрастным проявлениям:

  • у ребёнка до года можно заметить нарушение координации движений и ритма крупной моторики;
  • у ребёнка 2-3 лет наблюдается задержка речевого развития, подмена слов жестами;
  • у детей 4-5 лет нарушена связь между зрением и движениями.

Начиная с 6 лет, у детей школьного возраста гиперактивность проявляется во всей своей красе: невооружённым глазом видны проблемы с поведением, общением, учёбой и в других сферах жизни.

Родителям и учителям зачастую бывает трудно понять, что ребёнок гиперактивный, а не просто педагогически запущенный или вредный в силу характера. Чтобы исключить ошибки, требуется особая диагностика, которая проводится в 4 этапа.

I этап — сбор субъективной информации

Кто проводит:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • невролог;
  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Какие методы исследования используются:

  • опрос родителей о поведении ребёнка, об условиях его проживания, семье, особенностях течения беременности и родов;
  • изучение истории болезни для выяснения наследственной предрасположенности к гиперактивности;
  • внешний осмотр (размер зрачков, состояние кожных покровов, наличие чрезмерного потоотделения, вес);
  • наблюдение за поведением.

Результат: делаются предварительные предположения о причинах гиперактивности.

II этап — сбор объективной информации

Кто проводит:

  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Основной метод исследования — психологические тесты, которые проводятся, начиная только с 6 лет:

  • «Раздели на группы» (Иванова, адаптация Доценко);
  • «Найди и вычеркни» (Доценко);
  • «Обведи контур» (исследование наглядно-действенного мышления);
  • «Домик» (Гуткина);
  • рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное» (исследование эмоциональной сферы);
  • методика «Лесенка» (Щур);
  • проба на реципрокную координацию (Лурия);
  • тест на концентрацию и устойчивость внимания (Пьерона-Рузера);
  • тест на концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания, выявление психомоторного темпа, волевую регуляцию, динамику работоспособности (Тулуз-Пьерона) и другие.

На самом деле психологических тестов, позволяющих диагностировать детскую гиперактивность, гораздо больше. Какие именно использовать при постановке диагноза, определяют специалисты. Обычно они ограничиваются 2-3 методиками.

Психологические тесты обрабатываются, и по их результатам делается предварительный вывод о наличии или отсутствии диагноза.

III этап — аппаратные исследования

Кем проводятся:

  • неврологами;
  • кардиологами;
  • ангио- и нейрохирургами.

Основной метод исследования — аппаратный:

  • электроэнцефалографическое исследование;
  • магнитно-резонансная томография.

Цель — оценить состояние головного мозга, выявить имеющиеся трансформации и патологии.

IV этап — дополнительные исследования

Так как у гиперактивных детей часто диагностируются различные соматические и неврологические расстройства, для уточнения окончательного диагноза и назначения лечения назначаются консультации узких детских специалистов:

  • эпилептолога;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога;
  • эндокринолога и др.

Берутся общий и биохимический анализ крови. Нередко проводится консультация логопеда для выявления нарушений письменной речи.

Окончательный диагноз ставится по результатам, полученным на всех этапах диагностики.

Лечение

После подтверждения диагноза детская гиперактивность требует длительного курса лечения. Родителям нельзя пускать ситуацию на самотёк и ждать, что она сама собой разрешится без медицинского вмешательства. Тут нужна основательная коррекционная работа и медикаментозная терапия под постоянным наблюдением психотерапевта.

Медикаментозные препараты

Для того, чтобы нормализовать функционирование нервной системы и улучшить работу головного мозга, гиперактивному ребёнку назначают лечение успокаивающими лекарствами. Чаще всего это ноотропы и нейропротекторы:

  • нейропротектор Глиатилин (Глицин) восстанавливает нарушенные функции головного мозга, повышает когнитивные способности, улучшает концентрацию внимания;
  • ноотропный препарат Кортексин стимулирует метаболизм в тканях головного мозга, улучшает высшие психические функции;
  • Фенибут, Энцефабол улучшают мозговое кровообращение.

Седативные препараты:

  • Цитраль снижает внутричерепное давление, оказывает снотворное действие;
  • Анвифен снижает мышечный тонус, устраняет тревожный сон и бессонницу;
  • Пантогам снижает повышенную двигательную активность и мышечный тонус;
  • Тенотен (детский) избавляет от головных болей и снижает повышенную активность;
  • Баю-бай, Успокой-ка, Вечерняя сказка помогают быстрее успокоиться перед сном и заснуть;
  • Персен, Семакс, Пироцета улучшают концентрацию внимания;
  • трава пустырника;
  • валокордин, корвалол;
  • Ново-пассит;
  • чай Hipp снимает нервозность, плаксивость, излишнюю эмоциональность, нормализует сон;
  • Sanason Lek избавляет от тревожных состояний, панических страхов, бессонницы.

Данные препараты оказывают огромную помощь родителям, которым крайне сложно угомонить и уложить спать гиперактивного малыша.

Витаминные комплексы

В качестве дополнительной терапии к нейропротекторам, ноотропам и седативным препаратам прописываются витамины. Они играют важную роль в функционировании нервной системы:

  • ускоряют передачу нервных импульсов;
  • защищают клетки мозга от повреждений и разрушения;
  • нормализуют энергетический обмен;
  • помогают справляться с нагрузками (эмоциональными и умственными);
  • восстанавливают психоэмоциональное равновесие.

Поэтому гиперактивным детям просто необходимо дважды в год принимать полный курс поливитаминных препаратов. Что рекомендуют неврологи и психотерапевты при данном диагнозе:

Без назначений психотерапевтов ребёнку не стоит давать лекарственные препараты, так как они могут негативно отреагировать на них.

Народные средства

Лечение гиперактивных детей народными средствами должно быть максимально осторожным. Многие родители полагают, что натуральные растительные экстракты уберегут детский организм от чересчур химизированного состава аптечных лекарств. Однако фитопрепараты порой действуют слишком агрессивно и становятся источником сильнейших аллергических реакций. На приём любого из них требуется предварительное разрешение врача.

Сборы, экстракты, настои и отвары успокаивают, снимают тревожность, улучшают сон, активизируют память и внимание. Подобными свойствами обладают такие травы, как:

Вышеперечисленные травы рекомендуется давать в виде настоев и отваров для употребления внутрь. Есть и такие растительные экстракты, на основе которых готовятся успокаивающие и расслабляющие ванны перед сном. Они помогают уложить ребёнка спать. Что можно использовать с этой целью:

  • сбор из ивовой коры, ягод можжевельника, корней аира;
  • хвойный экстракт;
  • сбор из душицы, мяты, календулы.

Как вариант — приготовить успокаивающую ванну с морской солью и эфирными маслами лаванды и мяты. По окончании такой процедуры обязательно ополаскивание под чистым тёплым душем.

Психотерапия

Поведенческая психотерапия

Направлена на изменение поведения. Используемые техники: поощрение желательного поведения и неприятие нежелательного. Происходит наглядная фиксация результатов (например, с помощью ярких смайликов), чтобы маленький пациент видел и контролировал свой прогресс. Результат — приобретение навыков организовывать свой день, планировать действия, отвечать за поступки, выбирать степень активности, понимать смысл обязанностей.

Игровая психотерапия

Одна из самых эффективных методик для коррекции детской гиперактивности. Основное преимущество — создание комфортных условий для самого малыша. Отлично снимает напряжение, избавляет от агрессии и переживаний. В процессе игры психотерапевт видит скрытые проблемы и профессионально работает над и постепенным устранением. Во время сеансов используются разные игрушки: куклы, машинки, кубики, конструкторы, солдатики, мячики. Структурированная игротерапия направлена на устранение социальных конфликтов и агрессии по отношению к окружающим. Освобождающая — на борьбу с негативными эмоциями. Поведенческая — на освоение элементарных правил поведения в обществе.

Подробнее…

Семейная психотерапия

Гиперактивный ребёнок представляет собой большую проблему для родителей. Испытывая трудности в его воспитании, они начинают винить себя, что они плохие, что-то делают не так. Это приводит к депрессивным состояниям и разводам. Нередко они теряют контроль над собой, жестоко наказывая (в том числе физически) и унижая малыша. Это лишь усугубляет ситуацию. Семейная психотерапия налаживает отношения между членами семьи, учит находить точки взаимодействия, избавляет от накопившихся обид, возвращает утраченное доверие. Специалист подробно объясняет, что делать родителям в той или иной ситуации, как находить компромиссы.

Подробнее…

Символдрама

Если удастся найти хорошего специалиста, который имеет большой опыт работы не только в символдраме, но и в коррекции детской гиперактивности, можно решить большое количество проблем. Когда ребёнок вводится в расслабленное состояние, психотерапевт через различные образы внушает ему правила поведения в обществе, которые откладываются в подсознании малыша.

Подробнее…

Песочная терапия

Отлично снимает напряжение и успокаивает даже самых гиперактивных. Маленьким можно предложить простейшие игры: отыскать зарытую в песке игрушку, пересыпать песок из одного ведёрка в другое и т. д. Более старшие могут создавать из песка целые картины. Заменить материал могут гречка, рис или горох.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальные сеансы могут проводиться в самых разных направлениях: гештальт-подход, психоанализ, экзистенциализм, символдрама, арт-терапия. Все они направлены на то, чтобы вселить в гиперактивного ребёнка уверенность в своих силах и возможностях, раскрыть творческий потенциал и способности, научить выстраивать межличностные отношения.

Групповая психотерапия

Направлена на социальную адаптацию гиперактивных детей. Так как они чаще всего испытывают трудности в общении и с ровесниками, и со взрослыми, работа в группах научит их элементарным правилам поведения. Но здесь есть свои подводные камни. Если в группе будут заниматься только гиперактивные детки, они быстро перенимают любые отклонения в поведении. А если такой ребёнок окажется среди здоровых, скорее всего, он будет изгоем, и такие сеансы потеряют эффективность.

Советы родителям

Труднее всех приходится родителям, которые хотят, но не знают, как помочь гиперактивному ребёнку и что делать, когда его поведение выходит из-под контроля.

Как воспитывать

  1. Избегать завышенных требований.
  2. Чаще хвалить за любые успехи, достижения, соблюдение правил и норм поведения.
  3. Создавать ситуации успеха, в которых будут проявляться его сильные стороны.
  4. Не ломать его, насильно заставляя что-то делать. Добиваться всего только лаской и добротой.
  5. Читать обучающие и развивающие сказки, анализировать их, делать вместе выводы о том, что хорошо, а что плохо. Вспоминать ситуации из книг в жизни, применять их на практике.
  6. Не лишать общения со сверстниками, но постоянно быть начеку и контролировать этот процесс, вовремя вмешиваясь и предупреждая конфликты.
  7. Постоянно взаимодействовать с ребёнком, а не избегать его. Ходить вместе гулять, разговаривать по душам, доверять ему.
  8. Домашнее и школьное воспитание должны идти в одном русле. Родителям нужно быть в постоянном контакте с учителем.

Как себя вести

  1. Не кричать, не повышать голос.
  2. Оставаться абсолютно спокойными, набраться терпения. Повторять своё требование до тех пор, пока он его не выполнит.
  3. Не спорить, не вступать в конфликт. В любой ситуации стараться находить компромисс.
  4. Не обращать внимания на негативные поступки. Уметь их игнорировать.

Как успокоить

Родители и учителя знают, как нелегко справиться с ребёнком, который постоянно находится в движении, не слушается и залезает туда, куда не надо. Советы психолога — в помощь в подобных ситуациях.

Часто родители находятся в абсолютной растерянности, как общаться с ребёнком, если он не реагирует на замечания. В первую очередь нужно привлечь его внимание. Можно громко охнуть, округлить глаза, схватиться за голову — одним словом, изобразить страх, панику, ужас, удивление. Когда непоседа с недоумением остановится перед вами и спросит, что случилось, необходимо включить фантазию и создать надуманную ситуацию. Например:

  • вы забыли счёт от 1 до 20 — попросите его напомнить;
  • вы не знаете, какие звуки произносят животные (кошка, корова, собака) — он должен по очереди воспроизвести их;
  • если не убрать игрушки в комнате, из магазинов исчезнет весь запас мороженого, так что надо срочно всё расставить по своим местам.

В таких ситуациях хорошо срабатывает метод якорения из НЛП. С малышом нужно договориться заранее о каком-то сигнале, который должен призывать к определённому действию. Например, он может быть роботом, на носу у которого есть кнопка отключения. Как только взрослый на неё нажимает — робот больше не может двигаться. В моменты, когда поведение становится неуправляемым, это отлично срабатывает. Таких игр-якорей можно найти или придумать самостоятельно довольно много.

Подобные рекомендации родителям гиперактивных детей дают на консультациях детские и семейные психотерапевты.

Дидактические материалы

Коррекцинно-развивающие упражнения и игры для гиперактивных детей развивают память, снимают мышечное и эмоциональное напряжение, вырабатывают навыки самоуправления и общения. Основные требования к их организации:

  • поэтапность: сначала проводить игры только на внимание, затем — на память и т. д.;
  • в игре может участвовать любое количество людей;
  • нельзя давать малышу переутомляться, нужно уметь вовремя переключать внимание на что-то другое;
  • контроль со стороны взрослого должен быть постоянным.

Для дошкольников (профилактика)

Раз, два, три — говори!

Взрослый задаёт простейшие вопросы (Как тебя зовут? Какого цвета солнце? Какое животное мяукает?). Отвечать на них можно только после того, как будет произнесена команда: «Раз, два, три — говори!».

Снеговик

Задача — изобразить снеговика: развести руки в стороны, надуть щёки, напрячь всё тело. Ведущий играет роль солнца: ходит вокруг снеговика, гладит его и обнимает. От этого тот тает: постепенно расслабляется, медленно опускаясь на пол. Игра хорошо снимает мышечные зажимы.

Шарик

Задача — изобразить воздушный шарик. Ведущий играет роль насоса: делает вид, что он накачивает шарик воздухом. От этого тот «раздувается». Затем взрослый неожиданно громко хлопает в ладоши, и шарик резко «сдувается».

Для гиперактивных дошкольников полезными также окажутся такие игры и упражнения, как «Это лишнее», «Лови — не лови», «Найди отличия», «Дрессированная муха», «Дотронься до цвета/предмета».

Для младших школьников

Волшебный клубок

Упражнение для тренировки саморегуляции. Задача — медленно наматывать на руку клубок ярких ниток и чувствовать, как тебя наполняет спокойствие и умиротворение. Задание считается выполненным, когда прекращаются навязчивые движения и становится возможным усидеть на одном месте в течение нескольких минут.

Художники

Для игры потребуется несколько участников. Взрослый рисует на большом полотне или доске произвольные линии. Каждый подходит и дорисовывает что-то своё. Все при этом должны помнить основную задачу — в итоге должна получиться законченная картина. Смысл в том, что гиперактивному ребёнку будет чрезвычайно сложно усидеть на месте и спокойно дожидаться своей очереди.

Кричу — шепчу — молчу

Отличное упражнение для выработки навыка дисциплины. У взрослого — три кнопки ладони, вырезанных из разноцветного картона. Если он поднимает красную, все могут бегать, шуметь, кричать. Если жёлтую — все замедляют скорость и снижают громкость голоса. Если синюю — все замирают на месте и молчат.

Гиперактивным младшим школьникам также полезно предлагать такие игры и упражнения, как «Слушай хлопки», «Волны», «Шалтай-Болтай», «Давайте поздороваемся», «Сиамские близнецы», «Игры за партами», «Разговор с руками».

Последствия

Родители переживают и задаются вопросом, проходит ли гиперактивность у детей с возрастом. Это индивидуально. В большинстве случаев она снижается. Однако трудностей не становится меньше, потому что последствия неспокойного детства могут аукаться всю жизнь.

Трудности в учёбе

Гиперактивному ребёнку трудно высидеть 40 минут урока и концентрировать внимание на учебном материале. В результате многое он не усваивает, не успевая выполнять задания. В начальной школе он дольше ровесников осваивает чтение, письмо и правописание. Поэтому ходит в вечных троечниках, его с трудом переводят из класса в класс. Несмотря на нормальные умственные способности, из-за такого систематического упущения школьного материала он не может добиться успехов в учёбе. Даже если в подростковом возрасте гиперактивность постепенно сойдёт на нет, пробелы в знаниях будут слишком значительны, чтобы подтянуться и догнать сверстников.

Троечный аттестат, плохие результаты экзаменов не позволяют поступить в ВУЗ. Выбор профессий и учебных заведений существенно ограничивается. Последствия такого положения дел всем известны: проблемы с трудоустройством, низкий социальный уровень жизни, финансовая нестабильность.

Трудности в общении

Со сверстниками

Поведение гиперактивных детей трудно переносить. Ровесники с ними не дружат и не берут в свою компанию, потому что они постоянно нарушают правила игры, кричат, затевают ссоры, часто провоцируют драки. Результат — социальная изоляция, одиночество, отсутствие постоянных друзей. Как правило, они с детства учатся играть и разговаривать сами с собой, что относится к одному из расстройств личности и поведения.

Со взрослыми

Взрослые тоже не горят желанием уделять им достаточно внимания, потому что они не слушаются. В итоге нарушается связка «взрослый — ребёнок», нет ощущения дистанции и доверия. В будущем это чревато замкнутостью и агрессией.

Социальная дезадаптация приводит к тому, что в подростковом возрасте гиперактивные дети становятся членами неформальных группировок. Так как у них никогда не было близких друзей, они готовы довериться первому встречному, который скажет им ласковое слово. К сожалению, этим пользуются распространители наркотиков, сектанты, скинхеды и пр.

Если дети с гиперактивностью получили в своё время достаточное количество внимания от родителей и им была оказана психотерапевтическая помощь, они вполне могут стать успешными в будущем. Но чаще всего у взрослых просто не хватает терпения, чтобы вести их с 1 класса вплоть до подросткового возраста. В таком случае чаще всего у них складывается психопатический тип личности со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также: Компьютерная зависимость у детей

Гиперактивный ребенок. Советы родителям статья на тему

Родители должны понимать: грамотные рекомендации о том, какое успокоительное можно давать детям, может предоставить только специалист, а бесконтрольный прием препаратов часто приводит к негативным последствиям. Перед покупкой успокаивающего средства необходимо тщательно изучить инструкцию по его применению, обращая особое внимание на побочное действие и возможные противопоказания. Правильный подход к выбору препарата и выполнение советов по взаимодействию с гиперактивными детьми помогут скорректировать поведение малыша, вернуть ему здоровый сон и облегчить процесс адаптации в коллективе.

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Провоцирующие факторы

Осложнения течения беременности

Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

Нарушения нормального образа жизни беременной женщины

На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

Осложнения течения родов

Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка. Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

33 рекомендации родителям гиперактивных детей

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.
Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.
Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

  1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.
    2.Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.
    3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.
    4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.
    5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.
    6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.
    7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.
    8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.
    9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).
    10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.
    11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.
    12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.
    13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.
    14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.
    15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.
    16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.
    17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.
    18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.
    19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.
    20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.
    21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.
    22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.
    23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.
    24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.
    25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.
    26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.
    27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.
    28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.
    29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.
    30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.
    31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.
    32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.
    33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *