Если ребенок левша

Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши — натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.

Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью — это «скрытые левши». Поэтому настоятельно рекомендуется таким детям проводить в первую половину дня кинезиологическую гимнастику (см. приложение).
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам.
Таким детям необходимо больше наглядности, подкрепленной яркими примерами. Они охотнее выполняют творческие задания, вместе с тем им необходимо больше времени на осознание, «переваривании» материала. Им сложно выполнять четкие инструкции, указания, соблюдать дисциплину. Как уже написано выше — каждый ребенок индивидуален и каждый случай нужно рассматривать отдельно. Сейчас, когда воспитатели, учителя (в случае скрытого левшества необходимо об этом информировать педагога) научились работать с левшами,когда нет жестких ограничений в письме, поведении — многие левши не отстают, а в чем-то и опережают правшей.
Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т. е. парными органами – амбидекстры. Таких людей немного, но по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Леворукость у детей: особенности обучения и развития

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть людей на Земле – праворуки. Одна из самых интересных теорий на этот счёт носит название «щит и меч».

Она пытается объяснить доминирование правой руки через социальную эволюцию человечества: «Воин, прикрывающийся щитом, который он держит в левой руке, надёжнее защитит своё сердце от ударов меча противника, а значит, имеет больше шансов выжить. Правая же рука, владеющая мечом. Становится более искусной в манипулировании любыми предметами».

Не менее привлекательна и другая гипотеза, которая нам с вами, милые мамочки, несоизмеримо ближе: «Мать, как правило, носит младенца на левой руке. Так ребёночек находится ближе к любящему материнскому сердцу, слышит его биение, что создаёт у малыша ощущение комфорта и безопасности». Красиво?

Однако из этого совсем не следует, что всё должно быть именно так и никак иначе. Существует определённый процент людей (пусть и небольшой), которые одинаково ловко управляются обеими руками. И в этом нет ничего противоестественного, это один из вариантов нормы. Гораздо интереснее, на наш взгляд, попробовать понять, почему так происходит.

Вот что говорит на этот счёт наука: «Наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого.

Причём они не зеркально похожи друг на друга. Каждое из полушарий – это необходимое дополнение другому. В каждом из них сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, в то время как правое – за образное мышление, а также за музыкальное и художественное творчество. Кроме того, правое полушарие отвечает за левую половину тела, и наоборот.

Таким образом, те из нас, у кого доминирует левое полушарие, являются правшами, а те, у кого главенствует правое полушарие, — левшами. Интересно, что даже незначительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психические особенности людей».

С самого рождения малютки мамочка может заметить, что кроха более активно действует какой-то одной рукой. Есть данные, что малыши, которые в будущем станут праворукими, уже в возрасте трёх-четырёх недель сжимают кулачок правой руки немного сильнее, чем кулачок ручки левой.

Существуют интересные исследования, согласно которым праворукий в будущем малыш нескольких месяцев от роду немного дольше удерживает погремушку в правой ручке, а если ребёночек леворук, то рефлексы новорождённых исчезают быстрее на левой ручке, с тем, чтобы, раскрепостившись, она могла использоваться для игровых действий.

Однако, несмотря на то, что на первом году жизни малыш может, например, демонстрировать леворукость, в будущем ситуация может измениться. Современные исследования показывают. Что процесс установления ведущей руки у маленьких деток может продолжаться до четырёх-пяти лет. В этом возрасте, как правили, уже становится ясно, какая рука будет доминировать у малыша.

С другой стороны, если мы внимательно понаблюдаем за малышом длительное время, то убедимся в том, что он очень редко выполняет какое-то определённое действие одной рукой. Исключение здесь могут составлять. Пожалуй, письмо, рисование и такие несложные манипуляции, как еда ложкой, расчёсывание или чистка зубов.

Как правило, в повседневной жизни и в игре малышу требуется участие обеих рук. И тут у правой и у левой ручки появляется своя «специализация». Это очень чётко прослеживается в процессе игры.

Например, левой ручке лучше удаются «упражнения» по изменению положения в пространстве крошечных пальчиков и самой руки. Ребёночек быстрее и качественнее может определить левой рукой форму предмета на ощупь. Зато правая «сестричка» сильнее, она может более искусно отбивать ритм и чаще жестикулирует во время речи.

Ребёночек, который лучше владеет левой рукой, часто несколько отличается от других ребятишек. Такие детки очень эмоциональны, впечатлительны, они, как правило, хорошо рисуют и лепят, очень музыкальны. Малыши, у которых левая ручка является ведущей, непосредственны и доверчивы, но в то же время они могут быть упрямыми и капризными. У левшат может наблюдаться задержка речи, им по объективным причинам тяжело даются чтение и письмо.

Леворуким деткам тяжелее адаптироваться в коллективе. Часто они ранимы и обидчивы. Эти малыши нуждаются в повышенном внимании, понимании и заботе родителей и преподавателей.

СТАТИСТИКА

  • Леворуких в мире примерно 10-15 %. Это около 600 миллионов человек.
  • В России число левшей составляет около 25%, причем процент детей-левшей за последние 15 лет удвоился — их уже около 15 млн человек.
  • Максимальное число левшей – в Таймырском автономном округе и на Дальнем Востоке – их там около 30%.
  • В США около трети населения – левши.
  • Если оба родителя правши, то вероятность того, что у них родится ребенок-левша около 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. В случае когда оба родителя левши, то леворукий ребенок родится с вероятностью в 46%.
  • Среди однояйцовых близнецов, как правило, один – правша, другой – левша.
  • Мальчиков-левшей много больше, чем левшей-девочек.

Комментарий детского психолога

Увы, и сегодня есть десятки тысяч семей, где детей-левшей переучивают работать и писать правой рукой. Да что скрывать: даже учителя по привычке пытаются наказать ребенка, если он пишет левой, а не правой рукой. А это незаконно!

В 1978 году Международное общество леворуких приняло «Билль о левых», где провозгласили права левшей делать все, что им необходимо, привычной левой рукой. Кстати, 13 августа 1992 года был первый раз отпразднован Всемирный день левшей.

Советы родителям, имеющим леворуких детей

— В 4—4,5 года важно определить ведущую руку малыша и не менять ее, даже если ребенок пишет и рисует «как курица лапой».

— Малыш не должен чувствовать негативного отношения к себе! Напомним, леворукость не патология, а вариант нормы.

— Не пытайтесь переучить своего маленького левшу писать или работать правой рукой. Это может повлечь за собой серьезные психологические проблемы. Всячески развивайте его навыки работать левой рукой: пусть он собирает пазлы и складывает мозаику так, как ему удобно, пусть завязывает или развязывает шнурки, узелки, разбирает или собирает мелкие детали, вертит в руке карандаш так, как ему удобно.

— Некоторые маленькие левши могут испытывать проблемы с математикой, чтением, письмом, грамотностью и ориентировкой в тетради. Некоторые пишут зеркально. Здесь надо проявить терпение и благожелательность, чтобы научить ребенка писать правильно.

— У ребёночка-левши есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Не стоит драматизировать неудачи малыша, особенно школьные.

— Если уж леворукого ребенка по какой-то причине уже научили писать правой рукой, не пытайтесь его переучить «обратно». Это только повредит ребенку.

— Защищайте право своего ребенка в детском саду или школе писать и делать все левой рукой. Увы, консервативные воспитатели и преподаватели все еще остаются в детских заведениях. Никогда не показывайте свое негативное отношение к леворукости.

— Убедите преподавателя, что вашего ребенка надо посадить за парту или стол слева, желательно у окна — так он не будет мешать своему соседу, а его рабочее место будет хорошо освещено.

— При обучении лучше всего использовать специальные прописи для леворуких детей. Позаботьтесь об этом заранее.

— Леворукий ребёнок легко возбудим и быстро утомляется, поэтому перегрузки противопоказаны.

— Родители должны выработать такую линию поведения, которая сочетала бы в себе требовательность к ребёнку, уважение к нему и тёплое доброжелательное отношение.

— Насильственное переучивание ребёночка-левши недопустимо. Лучше потратить это время на развитие тех талантов малыша, которые ему свойственны от рождения. Воспринимайте и любите своего ребёночка таким, какой он есть!

— С левшами следует заниматься, развивая их зрительную память, речь, способности к целостной переработке информации, точность пространственного восприятия, наглядно-образное мышление и координацию движений.

— Иногда родители обнаруживают, что их малыш одинаково хорошо владеет обеими руками. Не часто, но такое бывает. Обычно это не доставляет каких-то особых хлопот до тех пор, пока не наступает момент отдавать ребёнка в школу.

Тут-то и возникает вопрос: «какой рукой малыш должен писать?»

Вопрос это неоднозначный, и ответ на него зависит от многих индивидуальных факторов. Поэтому в таком случае мы бы настоятельно рекомендовали родителям, перед тем как отдавать ребёнка в школу, обратиться за помощью к психологу. С помощью тестов специалист и выявит ведущую руку.

Леворукость — это не болезнь и не патология. Это один из вариантов нормы.

Трудности, которые могут возникнуть у ребенка, совсем не обязательно следствие его леворукости. Сходные проблемы могут быть и у правшей.

А вот при попытке переучить левшу писать правой рукой нарушаются те моторные программы, которые природа заложила в большие полушария мозга.

У ребят, которых насильно переучили, встречаются даже тики, энурез, страхи, заторможенность или повышенная раздражительность, нарушения аппетита и сна, развивается неусидчивость и неумение сконцентрироваться.

Левши, когда их насильно переучивают, становятся менее грамотными, они на всю жизнь сохраняют ненависть к писанию текстов. Не может ли не насторожить такой факт, что каждый третий ребенок с заиканием — переученный левша.

Вместе с тем у левшей множество своих, обусловленных его природой, преимуществ. Например, ученые даже подсчитали, что реакция левшей быстрее на 7 миллисекунд. Поэтому они рекомендуют левшам заниматься такими видами спорта как теннис, фехтование, стрельба, горнолыжный спорт.

Кроме того, это обычно довольно эмоциональные дети, в большинстве своем – художественно одаренные. Уже с 3 лет левши рисуют, лепят из пластилина или глины лучше, чем их сверстники-правши. У левшей способности к музыке и практически абсолютный слух.

Словом, среди левшей было и есть очень много творчески одаренных людей. Часто именно они привносят в мир нетрадиционные решения и неординарные идеи. Разве это не говорит в их пользу?

Да, у левшей есть и свои недостатки. Они порой отличаются от своих сверстников тем, что более упрямы, хуже ориентируются в пространстве.

Просто им надо немного помогать. Тем более что ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – его повышенная капризность, плаксивость. Подверженность гневу, а также настойчивость в осуществлении своих желаний.

Леворукие малыши иногда позже других детей начинают говорить и порой испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Но такие ли большие это недостатки?

Как правильно должен сидеть в классе ребенок-левша

Когда я только начала работать в школе, обнаружила, что детки-левши встречаются не так уж и редко. (В этой статье я буду употреблять два термина — левши и леворукие — в одном значении, хотя для специалистов они означают разное, но нам с вами это не так важно).

Оказалось, что в обычном классе может быть около 3-4 деток, которые пишут левой рукой.

Но что еще больше меня удивило, так это то, что большинство учителей имеют довольно смутные представления о том, что с этими леворукими детками делать.

То, что левшей нельзя переучивать — знают, конечно, все. А вот о том, какие именно есть различиях в обучении детей, которые пишут правой рукой и левой, знают не многие.

А между тем, отличия очень даже разительные. Сегодня обсудим правильную посадку леворуких детей в классе.

Постепенно в процессе своей работы я оформила краткие рекомендации для учителей, в которых были указаны основные моменты посадки ребенка-левши в классе. Эти рекомендации я разносила учителям в самом начале учебного года и просила следить за посадкой левшей.

Не уверена, что всем школьным психологам хватает времени на подобную работу, поэтому эти рекомендации я сейчас напишу здесь. И очень советую родителям деток-левшей их распечатать и, по возможности, поросить учителя им следовать.

Итак, рекомендации по посадке леворукого ребенка в классе.

1. В классе за партой левша должен всегда сидеть слева от соседа так, чтобы правая рука соседа (которой тот пишет), не помешала при письме леворукому ребенку. Если посадить левшу справа, то праворукий сосед постоянно будет толкать его локтем своей правой, рабочей, руки.

2. Рабочее место леворукого ребенка должно быть освещено справа. Но так как школьные классы спроектированы для праворуких детей (и окна в них всегда находятся слева), то леворуким деткам всегда не хватает света. Поэтому таких детей категорически рекомендуется сажать в крайний ряд у окна, там, где лучше освещенность.

3. Руки маленького левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз. Правая рука должна при этом лежать на столе и поддерживать тетрадь.

4. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к его груди.

5. Так как у леворуких деток часто нарушено пространственное восприятие, они могут перепутать ту сторону листа, с которой нужно начинать писать. В таких случаях левую сторону листа можно помечать цветным карандашом.

Если выполнять эти нехитрые условия, жизнь ребенка-левши в наших праворуких школах станет немного легче!

Ребёнок-левша: Стоит-ли переучивать

Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить-ли его…?

Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.
Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.
Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?
Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… — станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?
Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?
Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела. В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.
«Правополушарные» — «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.
Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации…

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно(!)

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями, и прочим нарушениям психики.Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.
Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе…
Когда становится понятным, что ребенок левшаОднако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.
Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.
Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.
Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.
У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
• будьте доброжелательными и чуткими;
• создайте благоприятный климат в семье;
• не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
• примите ”леворукость” как должное;
• хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
• чаще делайте ребенку сюрпризы;
• поощряйте повышение уровня детской самооценки;
• не противопоставляйте малыша обычным деткам;
• лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
• не предъявляйте завышенных требований;
• любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе — «приобрела» правую руку.
Стала — амбидекстрамом — обеерукой.
Проблемы в детстве:
— была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
— долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
— хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы…, что осталось до сих пор;
— писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна…;
— из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю…;
— Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность…
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.
Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше — женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил…, уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.
За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *