Еврейское воспитание

Глава 8. Воспитание по-еврейски

Нет плохих детей, есть дети, которым плохо.

Народная мудрость

Воспитание – это процесс взращивания из младенца человека, процесс созидания полезных привычек – потому что там, где нет полезной привычки, потом обязательно возникнет вредная.

На протяжении уже многих страниц авторы этой книги говорят о том, что секреты еврейской успешности скрыты в еврейской семье, в традиционном воспитании.

Начнем с утверждения, что уже сам факт рождения в еврейской традиционной семье – это безусловная фора перед многими другими детьми. Ни в одной культуре воспитанию и образованию потомства не уделяется столько внимания. Даже «отголоски» еврейской культуры в смешанных браках и нерелигиозных семьях позволяют воспитать у детей мотивацию к обучению, вежливость и уважение к взрослым, равнодушие к модным вещам и бережливость, которыми не могут блеснуть их сверстники. В этой главе мы не будем рассматривать разницу в менталитете и субъективное восприятие людей другой национальности, когда русскому не хватает в еврее широты души, а еврея бесит русская бесшабашность и расточительность.

Как сказал один мой знакомый, которому я предложила почитать главу «Не буду – и не уговаривай. Не хочу, чтобы мой ребенок вырос жидом». Успех и богатство могут достигаться разными путями, у них нет «национальной принадлежности», главное – умение достигать желаемого, результат, и он станет для нас «путеводной звездой» в рассмотрении вопросов воспитания.

Для сравнения с еврейской традицией, безусловно, придется обращаться к популярным тенденциям в воспитании и обучении и проблемам, которые сегодня встают перед родителями вне зависимости от страны проживания и национальности. Вы можете принимать или отвергать опыт других культур, но отказываться можно только от того, о чем имеешь представление. Вот с этой точки зрения я и предлагаю вам посмотреть на еврейское воспитание – как на эффективную систему, складывавшуюся веками.

Евреи поколение за поколением учатся педагогической практике, передавая все лучшее потомкам. Главный постулат еврейских родителей – учиться быть родителями. Инструкция по построению семьи дополняется инструкцией по воспитанию детей.

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира и в России. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

Рождение ребенка – это «точка невозвращения», огромная ответственность. Родитель – это роль, не менее важная, чем муж или жена, и евреям не стыдно постоянно «повышать родительскую квалификацию». Вполне очевидная истина – если ты не можешь воспитать себя, как ты можешь воспитать кого-то? И закономерный вывод – воспитание детей начинается с самовоспитания родителей.

Конечно, можно воспитывать своих детей по примеру семьи, в которой вырос сам. Но состоятелен ли этот путь?

Мир меняется, и часто перенести свой опыт в настоящее оказывается очень трудно, да и воспитать ребенка сегодня, когда он больше времени проводит у телевизора и компьютера, чем за чтением и общением со сверстниками, труднее, чем раньше. Влияние средств массовой информации, сверстников, других родственников, учителей, огромный поток информации не позволяет воспитывать ребенка в рамках старой, патриархальной системы воспитания, где ребенок был обязан беспрекословно слушаться старших, почитать их, учиться «из-под палки».

Второй путь – отдать ребенка «в руки системы», не устанавливая авторитет, обеспечивать всем необходимым, ничего не запрещая, не устанавливая обязанностей. Не заставлять ребенка учиться, если не хочет. Такая мягкая система воспитания необычайно популярна в последние годы: дать ребенку все, чтобы он был доволен. Оба эти пути, как показала практика, не способствуют воспитанию гениев, ведут в тупик.

Все взрослые хотят в итоге получить более воспитанных детей, чем они сами, свою улучшенную копию. Мы лепим клонов с себя и пытаемся подогнать малыша под некий идеал из телевизора и книжек про гениев. Как говорится, «яблочко от вишенки». А если к этим честолюбивым желаниям добавляется эгоизм и собственные нереализованные мечтания…

Эгоист больше заботится о себе, а не о ребенке, не прислушивается к его желаниям и склонностям. На практике это вовсе не значит, что родители занимаются своими делами, а дети предоставлены самим себе, эгоистичная мамаша может топить ребенка и его желания в своей заботе – она ведь лучше знает, что ему нужно, она может душить его своей любовью, ограждая от всего в мире и замыкая на себе – это тоже эгоизм.

Надо всегда помнить, что ребенок – это наше отражение, и если он растет потребителем и эгоистом, надо уметь увидеть в нем себя. Если у родителей заниженная самооценка, ребенок не вырастет уверенным в себе. Психологи говорят, что если родители приходят с проблемами с ребенком, это значит, что лечить надо их, а ребенок на голову здоровее всех в семье. Потому-то постулат воспитания родителями самих себя так важен!

Первые мысли об «особенном» еврейском воспитании зародились у меня при знакомстве с одной русско-еврейской семьей (отец был евреем, а мать – русской), в которой старший сын с 15 лет самостоятельно зарабатывал на свои нужды, играя по вечерам на скрипке в кафе. Днем мальчик учился, после учебы сам готовил себе обед и выполнял обязанности по дому. Но самое удивительное, что через несколько лет, когда первые изменения в государственной системе и образовании проявились в сумасшедших конкурсах на экономический и юридический факультеты, этот самый еврейский мальчик, не желая всю жизнь развлекать уважаемую публику и имея «блестящую» подготовку в виде музыкального училища и диплома об окончании восьми классов «на 3–4», меньше чем за год подготовился и поступил на экономический факультет одного из самых престижных вузов, обойдя медалистов и коммерческий набор. Мне, отличнице с пеленок, родители и думать запретили об этих факультетах, а тут – музыкант-недоучка! Пройдя все стадии праведного возмущения, я задумалась, что именно позволило обычному мальчику из небогатой семьи поступить и закончить престижный факультет, а после стать самым молодым из известных мне директоров банка? Тогда я как историк начала интересоваться традициями воспитания разных народов, анализировать их с точки зрения современной психологии и педагогики. Результаты исследования во многом оказались неожиданными и удивительными.

Взять, к примеру, образ еврейской мамы, выступающий в любых фильмах, книгах, анекдотах как символ чрезмерной опеки, гипертрофированного материнского инстинкта и полной отдачи своему, порой даже весьма великовозрастному, дитятке. По всем законам психологии у такой мамы может вырасти только совершенно инфантильный, беспомощный и подверженный всевозможным зависимостям ребенок. Но ведь такого результата нет! Ведь еврейские дети раньше взрослеют, чувствуют себя в жизни более уверенно и достигают большего! Но о секретах «еврейской мамы» мы еще поговорим…

Еще один парадокс – практически все еврейские дети с раннего детства приучены не мотать круги по окрестным переулкам, а ходить во всевозможные музыкальные школы, секции, на курсы и занятия. Казалось бы, ограниченные в общении со сверстниками с детства, с подросткового возраста они должны были бы «срываться с цепи» и убегать от влияния жестоких родителей, заставлявших их часами играть нудные этюды. Но и этого не происходит! Даже наоборот – привыкший к определенному графику, выполнению не всегда приятных обязанностей и получивший навыки овладения каким-либо умением, еврейский ребенок чувствует себя на голову выше сверстников. Развитая на проигрывании все тех же этюдов память позволяет ему меньше времени тратить на учебу, дисциплина – четко планировать день и ставить перед собой задачи. Ему с детства внушили, что евреи умнее и богаче других, он научился переносить насмешки и продуктивно действовать даже в условиях, когда он сам и его действия не вызывают восторга окружающих… Это ли не начало того самого, третьего и самого правильного пути, по которому мы можем пойти за руку с нашими детьми, провожая их в большую, интересную и счастливую жизнь?

Часто вопрос правильного воспитания встает при столкновении родителей с результатами воспитания неправильного, когда они, совершенно беспомощные, не могут всей гвардией «мама-папа-бабушки-дедушки» справиться с маленьким, но очень громко заявляющем о себе ребенком. Маленькие тираны – как их остановить? Беспомощность в воспитании перерастает в «затыкание рта» и тотальные запреты, потакание капризам сменяется руганью и наказаниями. Выход в такой ситуации только один – взгляд на проблемы с ребенком как на проблемы всей семьи и создание в доме общей и всеохватывающей «атмосферы правильного роста», ограждая ребенка от всего, что может уничтожить его будущее.

Как известно многим «продвинутым» родителям, в большинстве случаев ребенок растет САМ, ему нужно только создать условия для раскрытия личности. Поэтому часто говорят, что для того чтобы получить ребенка, похожего на себя, не нужны хитрые воспитательные методы. Как говорила одна моя знакомая, человек – как кувшинчик. Сначала в него все вливается, потом бродит, а затем выплескивается. Что набралось, то и выплескивается.

У воспитанных родителей растут воспитанные дети, и трудно привить ребенку любовь к чтению, если родители не читают. Нельзя радикально изменить ребенка, но можно максимально развить его таланты. Главная задача родителя – не стремиться вылепить ребенка по своим радужным представлениям или воплотить в нем собственные нереализованные желания, а дать ему вырасти во что-то самостоятельно.

Евреи считают, что ребенок приходит в мир, полный соблазнов, с множеством желаний, но с чистой душой.

С рождения идет формирование личности – ребенок впитывает все вокруг, растет, наполняется впечатлениями, родительскими утверждениями, оценками, критериями. Мнения ребенка формируются из мнений людей, его окружающих. Потому первые впечатления и мнения – это самое важное. И чем меньше случайных людей в жизни ребенка в ранние его годы, тем лучше. Тем точнее будут его ориентиры на будущее. Дурная дорожка начинается с маленького шага, как и хорошая. Важно всегда видеть ту дорожку, по которой идет ребенок.

Царь Давид сравнивал воспитание со стрельбой из лука: первый этап – выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5–7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий – наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый – иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый – стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).

Воспитание не заканчивается никогда, но после 13–14 лет ребенок «самовоспитывается», а родители только подбадривают, подсказывают, делятся своим опытом, но всячески ограничивают родительское воспитание в традиционном его понимании. В этом и заключается успех воспитания – если ребенок стремится к саморазвитию и после выхода из родительского дома и окончания периода опеки, это безусловное достижение его семьи.

На пути воспитания детей перед взрослыми встает множество задач. Да-да, не проблем, а именно задач, которые можно и нужно с любовью, юмором и смекалкой решать день за днем. Например, трудно не становиться ребенком рядом с ребенком. Трудно рядом с маленьким зверенышем оставаться человеком. Мама, целый день проводящая с детьми, порой так «молодеет», что ей с трудом удается о чем-то говорить с мужем. Понимание того, что происходит с тобой и твоими близкими, уверенность в том, что тебя принимают и любят, в отдельные периоды семейной жизни помогают не потерять связи внутри семьи, общую атмосферу родного дома.

Одинокие матери часто замыкают мир ребенка на себе, формируют у него чувство вины за оставление родительского дома, в результате уничтожая будущее ребенка, лишая его личного счастья и самореализации. Бабушки – отдельная тема, внуки обеспечивают их смысл жизни, бывает, что бабушка всячески отодвигает маму. Бабушка балует ребенка, лишает его самостоятельности. Кому незнакома ситуация, когда все педагогические достижения родителей исчезают за пару дней, проведенных ребенком у бабушки? Она унижает родителей и их методы воспитания, кормит ребенка сладостями и колбасой и делает еще много всего совершенно возмутительного. Что делать в такой ситуации? Во-первых, понимать, что ребенок вскрывает и делает более явными старые конфликты, недоработанные в прошлом ситуации с родителями. С помощью ребенка можно много узнать о себе, своей семье и людях вообще – его взгляд на мир более открытый, ясный и доброжелательный. Часто только с появлением собственного ребенка удается во многом понять и простить собственных родителей.

Что рекомендуют в этой ситуации евреи? Устанавливать правила и дистанцию, помнить, что ответственность за ребенка лежит на родителях, а не на бабушке. Разбалованных детей жизнь не учит, а калечит. Никому не позволено баловать ребенка и лишать его будущего, а значит, стоит поговорить с бабушкой об общих правилах воспитания, помочь ей найти занятия в жизни, позволяющие не зацикливаться на внуках. И уж точно, как это сегодня часто бывает, не отдавать ребенка на воспитание бабушкам-дедушкам. Во всех знакомых мне еврейских семьях бабушки строго «дозировались». К ним относились с любовью и уважением, но авторитет всегда оставался на стороне родителей.

Еще одна частая ситуация. Столкнувшись с проблемой, родители часто испытывают растерянность, нервничают, а то и впадают в панику. Тысячу лет назад реакция была такой же, правда, детей больше, а свободного времени у родителей – меньше.

Чему учат нас еврейские мудрецы?

Если не уверен в действии, лучшая тактика – это бездействие. Не все время, а в конкретной ситуации. К следующему разу можно будет подумать и подготовиться, продумать свою реакцию на происходящее. Но без потери контроля и самообладания. В нервном и раздраженном состоянии воспитание невозможно! Как избежать гнева и всплеска эмоций? И здесь евреи дают простую рекомендацию – если не смотреть на своего ребенка как на свое имущество, взгляд будет более непредвзятым, объективным, а раздражения меньше. Часто надо просто наблюдать, как ребенок получает свой опыт, а не ограждать его, не навязывать свой взгляд, и тогда есть большая вероятность, что он сам сделает выводы, и сложные воспитательные методики не понадобятся вовсе.

Мы подошли к интересному вопросу – невмешательству в воспитании. Во многих детях творчества, фантазии, любознательности столько, что специально развивать их – пустая трата родительского времени. Стоит направить свои усилия на любознательность, личные склонности и таланты, доброту и открытость, искренность, любовь к чтению и многое другое, но не на то, что развивается «само по себе». Игры во дворе заменяют секции, а бабушкину заботу можно легко развернуть в сторону обучения ребенка азбуке и счету. Рациональная во всем нация и в воспитании находит рациональные пути. Еврей, прежде чем отдать ребенка в секцию, обязательно поинтересуется:

• Действительно ли ребенку нужен этот вид спорта или умение, или это дань моде, подражание сверстникам?

• Есть ли в городе бесплатные секции?

• Каков уровень обучения в них?

• Есть ли такая секция рядом с домом, чтобы к стоимости занятий не добавлялся транспорт? и т. д.

Вот это – реальная забота о ребенке, своевременная (пока желание не «перегорело»), четкая, с включением нужд ребенка в собственный график и пониманием того, что его желания не менее важны, чем желания взрослы.

Если пойти еще дальше, стоит подумать, что же такое воспитание по-еврейски? Часто «воспитанный ребенок» подразумевает «удобный ребенок». Но хорошо ли это для самого ребенка? Чему научится тихий и послушный во всем малыш? Где любопытство и тяга к экспериментам?

Воспитание у евреев – это воспитание совести, «прививка совести», как ее называет раввин Кушнир. Если у человека есть совесть, он не уклонится от выбранного направления ради соблазна, не бросит на полпути. Воспитание – это устранение привычек, которые препятствуют развитию ребенка. Цель воспитания — не удобство и тишина в доме, а развитие любознательности и самостоятельности. Другое дело, что воспитанный человек – это культурный человек, ведь от природы в ребенке нет культуры, и в еврейских семьях огромное внимание уделяется именно культуре, потому, что именно она делает человека человеком.

Как говорил один еврей, упрекать просто, привить – сложно.

На практике еврейское воспитание – это прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод. Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему. Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям. Дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми. Целеустремленность, честность, организованность – все это из детства. Дети, которые в детстве занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.

Главное в воспитании – воспитание желания САМОСТОЯТЕЛЬНО что-то делать, самомотивации. Не из-под палки, не из страха, не для получения призов, а просто потому, что не научили по-другому (есть дети, которые НЕ УМЕЮТ плохо учиться), а все новое ужасно интересно.

Многие путают воспитание с дрессировкой, хотя еще великий дрессировщик Дуров доказал, что хорошее отношение к питомцам и похвала создают атмосферу, в которой животное САМО придумывает трюки и с удовольствием их демонстрирует. Кнут и пряник – вечный родительский выбор, но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать.

Другой метод – «собака Павлова» – тоже всем знаком из учебников и анекдотов. Порой воспитание идет по принципу «вода камень точит», и выигрывает самый терпеливый из родителей (а иногда у ребенка оказывается больше терпения, чем у родителей). Но ведь ребенок – не животное! И у этого метода есть оборотная сторона: у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) нате занятия, которые были им навязаны родителями. Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением корочки – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего. Правильное воспитание – сформировать не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, которая будет только усиливаться и развиваться с годами.

Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и достигать целей и т. д. Но главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху, многого добиться в жизни. Успех по-еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома. Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности.

Еще одна составляющая еврейского воспитания – эмоциональная интеллигентность — умение контролировать чувства, решать проблемы, планировать и достигать поставленных целей, гибкость ума, позитивное отношение к жизни и многое другое. Перечислим основные постулаты еврейского воспитания.

Любопытство, пытливость — основа успешности. Его не подавляют, ребенок может спросить что угодно. Но к воображению отношение другое – развивать его не нужно и даже в отношении некоторых детей вредно. Выдумки ребенка – это естественно, и порой грань между реальностью и выдумкой очень тонка. Фантазии ребенка не нужно высмеивать, но можно попробовать привязать их к реальности, чтобы ребенок не привыкал уходить в иллюзии. Важно приучить ребенка жить в реальном мире, не витать в облаках.

Целеустремленность. Не удовлетворение сиюминутных желаний, от которых только пустота и вечная неудовлетворенность, а достижение далеких и больших целей. Евреи говорят: кто не достигает, тот не сильно хочет. Целеполагание – это привычка. Если с детства научить ребенка ставить цели, эта привычка перейдет в его взрослую жизнь. Взрослые должны проследить, чтобы ребенок не останавливался на трудностях и достигал результата, и тем больше его ценил, чем больше усилий приложено.

Преодоление сиюминутных желаний и необдуманных действий. Только так можно бороться с вечной неудовлетворенностью и несчастливостью. Умение ждать, думать наперед, иметь терпение, отказывая себе в чем-то сегодня и не страдать от этого – важные качества для будущего. Современный постулат «здесь и сейчас», лозунг современной психотерапии, хорошо работает в отношении прошлого, когда человек тянет с собой обиды и опыт неудач, но губителен в отношении реализации стратегических целей. Отказывая себе в удовлетворении сиюминутных слабостей и желаний, человек способен получить несоизмеримо большее удовлетворение от достижения больших целей, решения трудных задач, чувства собственного превосходства и нужности.

Воспитание самостоятельности и инициативности. Не делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Не решать его проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Жить за ребенка – то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена. Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него. Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения. Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент – дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы – что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно и т. д. Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса – огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».

Воспитание религиозности. Чем жизнь и поступки верующего человека отличны от действий атеиста? Верующий ощущает на себе постоянный взгляд Господа, и этот взгляд не дает ему нежиться в постели, совершать, когда его никто не видит, неблаговидных поступков и некрасивых действий. Общение с Царем царей воспитывает более высокий уровень общения и в кругу семьи, и в других сферах жизни. Для ребенка ощущение, что за ним наблюдает кто-то незримый и великий, даже когда родителей нет рядом, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой – дает чувство защищенности и высшей справедливости.

Воспитание ответственности. Именно чувство безответственности часто является неотъемлемой частью детства и самым приятным воспоминанием о первых годах жизни. Евреи считают, что с раннего детства у ребенка должны быть обязанности – чем старше он становится, тем больше должно быть обязанностей. Пусть он чувствует ответственность за свои вещи, домашних питомцев или покупку хлеба для всей семьи. Избыточные требования могут сломать ребенка, охладить его стремление быть взрослым, поэтому «грузить» ребенка нужно по принципу тренировки спартанских воинов: ключ от дома, порядок действий перед уходом из дома, ответственность за младших.

Развитие уверенности в себе. Человек, уверенный в себе, не попадает в аварии за рулем, не получает производственные травмы, не ищет до бесконечности спутника жизни. Если родители сформируют у ребенка высокую самооценку он в дальнейшем будет действовать в соответствии с этой высокой самооценкой. Хорошее мнение о самом себе проецируется на каждый прожитый день – проснулся с довольством собой и миром, заснул с удовлетворением прошедшим днем. Уверенность родителей в том, что ребенок со всем справится, со временем перерастает в его уверенность в себе. В психологии есть такое понятие как «печать успеха», когда позитивный опыт и уверенность в успехе программируют будущие достижения. Окружающие своей реакцией и уверенностью в победе или поражении тоже формируют «форму и размер печати». Постоянные сомнения, одергивания, сравнения не в пользу ребенка формируют «печать неудачи» – боязнь всего нового и своих неудачных решений.

Этот, конечно же, далеко не полный список дверей, которые предстоит открыть для себя взрослеющему ребенку. Какие ключи должны дать ему родители? Что за секреты воспитания используются в еврейской традиции – отдельный разговор, речь об этом пойдет в следующей главе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Секреты еврейского воспитания: как вырастить человека, обречённого на успех

Какой образ возникает у вас, когда вы слышите словосочетание «еврейский мальчик»? Спокойный, воспитанный, образованный ребёнок. Вероятно, с музыкальным инструментом типа скрипочки под мышкой. А если оглянуться на знакомых и публичных личностей постарше, пожалуй, увидите немало примеров персон, достигших высокого положения в обществе, в которых выросли эти самые мальчики. Что в системе воспитания в еврейских семьях помогает родителям вложить в детей самые важные качества успешных людей?

Особенности воспитания детей в еврейских семьях

Современные мамы вовсю штудируют умные книги по воспитанию, читают блоги детских психологов, ходят на курсы «для лучших родителей» и всячески стараются правильно воспитывать своих чад. Еврейские мамы на курсы не ходят — в культуре этой национальности заложены и передаются из поколения в поколение такие принципы воспитания детей, которые позволяют им добиваться своих целей и получать лучшие результаты.

Самостоятельность — залог успеха

Проще добиться цели, когда ты уверен, что всё можешь.
Когда ты всё можешь САМ — цель становится ближе в разы.

Позволить ребёнку сделать самому — значит позволить ему научиться этому действию

Как только ребёнок дорастает до того возраста, когда он физически в состоянии выполнять то или иное действие, родители позволяют выполнить его самостоятельно. Например:

  • в год ребёнку разрешено есть самому,
  • в пять — вынести мусор,
  • а в семь — сходить в ближайший магазин за покупками.

Не помогать, а поддерживать

Пожалуй, это принцип вытекает из предыдущего.

Большое дело начинается с маленького шага

Лучший способ помочь — это похвалить за то, что уже сделано и поощрить на выполнение большего. «Коль хаатхалот кашон», — говорят старшие: «Все начала трудны». А если постараться и сделать ещё и ещё раз, всё получится непременно.

Доверие стимулирует

Многие родители заметили, как горд и счастлив ребёнок, которому что-то доверили. И даже неважно, большое это дело или не очень. Ребёнка стимулирует сам факт, что дело поручили и доверили ему — а значит, он достаточно взрослый и всячески постарается это доверие оправдать.

Ребёнку важно знать, что ему доверяют

Худшее, что может сделать родитель для воспитания самостоятельности и активности ребёнка — это тотальный контроль и исправление результатов труда малыша. Это убивает инициативу и всяческое желание трудиться. Еврейские мамы это хорошо знают.

Счастливый ребёнок чистым не бывает

Может ли быть чистым кроха, который сам кушает ложкой в годик? Который без упрёков лазает по деревьям и играет на земле? Вопрос на самом деле риторический.

Ребёнок должен пачкаться и это норма

Маленькие замурзайки с пятнами и дырками на одёжках — норма в еврейском обществе. Испачканная или порванная одежда не только не повод для расстройства, но даже не причина спешить переодеть малыша. Ребёнок должен бегать, прыгать, кувыркаться, лазать по деревьям, а значи,т его внешний вид не может быть безупречным в любую минуту.

А если вспомнить, что в еврейских семьях зачастую много детей, становится понятно, что так удобнее и для крох, и для мам: только представьте, сколько времени на переодевание и приведение в порядок внешнего вида каждого малыша им приходилось бы тратить.

С неряшливостью можно смириться

Европейские и российские мамы часто зациклены на чистоте и гигиене, вымывая по трижды в день комнаты и всё, с чем контактирует их ребёнок. Еврейские мамы не зацикливаются на порядке дома. Ведь там, где живут дети, предметы имеют обыкновение падать, проливаться и просыпаться, пачкать, липнуть. И не стоит делать из этого трагедию.

Еврейские мамы не зацикливаются на чистоте вокруг детей

Дети должны жить в комфортных для них условиях, а привычку к чистоте нужно прививать постепенно.

Детской энергии необходимо давать выход

Ребёнок не может долго сидеть на одном месте в силу своей физиологии и незрелости психики. Ему можно и нужно бегать, прыгать и везде лезть.

Энергия ребёнка должна найти себе выход, поэтому детям необходимо бегать и шалить

Еврейские мамы не ограничивают активность малышей, позволяя им выплёскивать безудержную энергию. Ограничение лишь одно — активность должна быть безопасна для ребёнка и окружающих его людей.

Можно многое, но не всё

Самостоятельность еврейских детей, несмотря на раннее её воспитание, между тем не имеет ничего общего со вседозволенностью. Да, ребёнок может пачкаться, бегать, кричать и шалить. Но есть границы, которые определены очень чётко.

Уважение к старшим прививается в еврейски семьях в раннем возрасте и довольно строго

Уважение к старшим — те рамки, пересекать которые еврейскому ребёнку не дозволено ни в коем случае. Так же строги родители в вопросах, касающихся ответственному отношению к учёбе, собственному здоровью и других важных вещей. Это как раз те случаи, когда ребёнок может заслужить наказание, вплоть до физического.

Кто в семье главный?

Знакома ситуация, когда ребёнок — пуп Земли и вся семья бегает вокруг, дабы угодить его пожеланиям? В еврейских семьях такого не бывает.

Система воспитания детей в еврейских семьях не дозволяет ребёнку стать главным, поставив его интересы выше потребностей родителей

Здесь чёткое понимание того, что родители главнее, а значит, их действия и потребности имеют приоритет. И если, к примеру, ребёнку нужно развлечение в тот момент, когда родитель нуждается в отдыхе, еврейский малыш будет развлекать себя сам, а не повиснет на маме со слезами.

Ребёнок может сам контролировать своё поведение

Наказания в еврейских семьях редки. А вот поощрения при условии выполнения или невыполнения каких-то важных действий распространены повсеместно.

Еврейские родители поощряют контроль ребёнка за собственными действиями и поступками

Ребёнок очень быстро понимает, что совершить то или иное действие, сулящее выгоду, полезно для его же блага. Разбить стекло соседского окна не выгодно — родителям придётся тратиться на приобретение нового. А ведь вместо этого можно было бы целый месяц покупать мороженое.

Поощрять любое начинание

Замечайте то, над чем старался ваш ребёнок, и в следующий раз он будет стараться ещё сильнее.

Что бы ни сделал ваш ребёнок, его старание должно быть отмечено

Мамы-еврейки гордятся и обязательно хвастаются перед окружающими любым достижениям своего отпрыска. Первый шаг, новое слово в речи, рисунок-мазня или подгоревшие блинчики — не важно, какой результат показал ребёнок, даже в этом действии можно и нужно найти что-то, достойное гордости и восхищения. Это стимулирует ребёнка двигаться дальше.

Всегда есть кто-то кроме мамы и папы

Еврейских детей воспитывают не только мама и папа. Любой прохожий на улице может обратиться к чужому ребёнку, подсказав, посоветовав или помогая, когда это нужно. Такой подход к воспитанию имеет как плюсы, так и минусы. Из положительного: ребёнок находится под постоянным присмотром, а значит, в случае опасности его не оставят один на один с бедой. Из отрицательного — поощрения, как то конфетки или печенье, ваш ребёнок получит, даже если он аллергик, при этом вашего на то позволения никто даже не вздумает спросить.

Но дети знают, что за ними наблюдают и могут прийти на помощь не только родители или другие люди. Здесь очень сильна вера в Бога.

Бог с тобой даже тогда, когда кажется, что ты один

Поэтому дети чётко знают, что каждый их поступок не останется незамеченным, даже если он совершён без свидетелей. Так воспитывается совестливость, а ещё уверенность в том, что всегда есть кто-то, кто поможет, когда это особенно нужно.

Нет хороших или плохих детей. Нет хороших или плохих национальностей. Но самое важное в системе воспитания стоит перенять у тех, кто поколение из поколения растит людей, способных добиваться успеха даже тогда, когда вокруг насмешки и ухмылки. Еврейские дети этому наглядный пример. Зачастую будучи объектом насмешек и непонимания со стороны сверстников, они достигают лучших результатов благодаря уверенности в собственных силах и упорности, воспитанной с самого раннего возраста.

  • Татьяна Захарова

Маркетолог, копирайтер, мама двоих детей.

Секреты еврейского воспитания

От осины не родятся апельсины.
— это такое наблюдение
Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4. а мать считала его богом.
— еще одно наблюдение.
Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
— просто анекдот?
«Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» — Герберт Голд, писатель, романист
Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!
«Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
…Наши дети — совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
…задача — стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» — Тора
В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.
Еврейство было фактом биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе свинью, постарайся приготовить из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», — до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос — «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» — Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал …еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.
Еврей всегда поет среди дерьма, —
таки есть песен у него, и есть ума!
Истории, встреченные в Инете, –
Пожилой еврей – инвалид рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? — И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, — русские прислали ему такие счета за газ!..
Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает, что у его бабушки наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов — Что это у вас за наколки такие? — бабушка отвечает — Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! — Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.
В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! — Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.
Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
Есть шутка, в которой, как всегда, — лишь доля шутки. Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ — С террористом МОЖНО договориться!
Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.
Старший брат моей жены однажды крепко поругался со своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!
В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, — пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
Скажете — мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».
Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках! Благодаря национальности жены, он уже давно живет в Германии, — выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий, разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!
Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя с а м о в ы р о д к о м, selfmademan’ом, — человеком, сделавшим себя самостоятельно, — я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения». Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.
«Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» — раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.
P.S. Из письма читательницы, — «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению не поймут. Когда я приехала в Израиль и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела, как ученик приятельски-насмешливо показывает учительнице средний палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я — в шоке. Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».
И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я — не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет ..обратно в вазу.
Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. — Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско — комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро, а румяную оболочку отбрасывает. На десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и …выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.
Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, — примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, — в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове — тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется «воспитание». Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.
P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»

Будущие мужчины: на что следует обратить внимание в воспитании мальчика

«Воспитание наполовину зависит от молитв Б-гу,

а на половину – от мира в семье».

Воспитание мальчиков начинаются с понимания особенностей еврейского воспитания в принципе. Отправная точка: «Дети – главный проект с точки зрения Торы».

1. Научить ребенка можно только тому, что знаешь и умеешь сам. Дети копируют своих родителей, и воспитание детей начинается с воспитания родителей. Если родители хотят развивать в ребенке какие-то качества, то начинать нужно с себя, с осознания, есть ли эти качества в родителях. Поэтому так важны гармония в семье, взаимопонимание и уважение: ребенок впитывает то, что происходит в семье. В вопросах устройства семьи, выхода из сложных ситуаций и конфликтов помогает знание Торы и следование ее принципам.

2. Любовь и принятие ребенка. Любые взаимоотношения в семье между взрослыми и с детьми основываются на любви и принятии. Научить чему-то, донести свою мысль, наладить и поддерживать искренние доверительные отношения можно, только если вы искренне любите этого человека, большого или маленького, и принимаете его таким, какой он есть. Человек приходит в этот мир с набором разных качеств, и задача родителя – научить ребенка отличать хорошее от плохого, справляться со своими негативными эмоциями и понимать последствия неприятных поступков.

3. Свобода. Детям дается много свободы, но в рамках, когда они не могут причинить вред другим. Свобода принимать решения и ошибаться – очень важна мальчикам, чтобы вырасти в мужчин, которые берут ответственность и самостоятельно принимают решение. Ошибки – это опыт, из которого нужно извлечь урок. Отсюда так важно умение прощать себя и прощать детей за ошибки и спокойно на них реагировать.

4. Установить границы. В еврейской семье детям дается максимальная свобода, они могут делать очень многое, но есть четкое понимание границ: обрисовать обои – можно, а выразиться нецензурно – нельзя. В семье есть четко установленные правила, и ребенок учиться понимать, что если он нарушает правила, следует наказание. В качестве основных принципов еврейского воспитания выделяют любовь, доверие и страх. Страх нужен, чтобы не переходить границы. «Здоровый» страх у ребенка возможен, только если родители любят его безусловно и существует доверие. Тогда дети знают, чувствуют, что даже если родители их наказывают, это идет из любви. Согласно Торе, наказывать родитель может, только если сам переживает вместе с ребенком, сопереживает ему, и никогда под воздействием злости или других негативных эмоций. Галаха запрещает запугивать ребенка, особенно будущим наказанием. Можно или наказать сразу, или сделать вид, что ничего не случилось. Запугивание травмирует психику ребенка. Также нельзя забирать вещи ребенка, особенно те, которые ему подарили или он нашел.

5. Уважение к родителям и к членам семьи. Родители могут чему-то научить ребенка, если ребенок их уважает. Уважение берется не из воздуха, а из общей доброжелательной атмосферы семьи, уважительных отношений между родителями, из уважения к традициям и заповедям Торы внутри семьи. Уважение к родителям помогает ребенку следовать их указаниям, и в дальнейшем – адаптироваться к правилам общества. Из него вырастает уважение к Вс-шнему.

6. Важно быть не идеальным, а самим собой. Не сравнивать ребенка с другими детьми и взрослыми. Признавать его индивидуальность. Стремление к идеалу, излишний перфекционизм может приводить к комплексам. Понимание себя, своих желаний, потребностей – помогает вырасти ребенку уверенным в себе и раскрыть свои таланты.

7. Не критиковать, но поощрять. К критике детей очень осторожное отношение. Например, нельзя за раз исправлять больше одного качества. Можно делать замечание один раз по одному поводу, но не одергивать ребенка постоянно. Если хотите сделать замечание, сначала найдите у ребенка 10 хороших качеств, похвалите, и только после этого говорите о негативном. Естественно, никаких выражений «ты дурак» в обиходе нет. Поощрять – да, помогать меняться – да, но не вешать ярлыки. Лучше не научить знанию, чем привить комплекс неполноценности.

8. Отец стремится больше времени проводить с детьми. Участвует в духовном воспитании сына. И соответственно через активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей передается мужская модель поведения: брать ответственность и заботиться о семье. Обучать ребенка Торе и приучать исполнять заповеди также должен отец. Если он сам не может это делать, то должен нанять ребенку учителя.

Особенности воспитания еврейских мальчиков.

1. Носить головной убор мальчиков приучают с трех лет. Хотя есть обычаи, когда головной убор надевают со дня обрезания, примерно в год ребенку и когда его берут в синагогу. С трех лет, после первой стрижки, постоянное ношение головного убора считается обязательным.

2. В три года для мальчиков начинается новая жизнь. Их приучают носить «малый талит», читать утренние благословения. Мальчики начинают ходить в хедер – начальную школу. В день рождения мальчика первый раз стригут, оставляя локоны на висках (на идише церемония называется опшерниш).

3. Мальчиков воспитывают в целомудрии и в тоже время, секс является естественной стороной жизни и тема отношений, секса – не замалчивается. Само собой разумеется, что интимная близость является высшим проявлением любви и возможна только в браке. Детей приучают, например, что входить в комнату родителей можно только постучавшись, в любое время суток. Мальчиков учат, что обнажать, показывать свое тело можно только отцу и матери, а после вступления в брак – жене. Кстати, поэтому в ЦАХАЛ даже предусмотрены индивидуальные закрывающиеся душевые кабинки.

4. Еврею запрещено бить другого еврея. Если мальчики между собой конфликтуют, то лучше уклониться, повалить на землю, убежать, но ударить можно, только если нужно защитить третьего человека-еврея. Ко всем евреям следует относиться, как к членам своей семьи, и защищать их. Больше

5. Мальчик после 12 лет, после совершеннолетия, может ослушаться отца. Например, если речь идет о вступлении в ешиву: мальчик хочет в одну, отец настаивает на другой.

Подробно о религиозных традициях для мальчиков

О детях евреев

Простые и логичные принципы воспитания в еврейских семьях, которые пока не прижились у нас! Как жаль…

Воспитывая ребенка, родители мечтают, чтобы он вырос умным, организованным, самостоятельным, целеустремленным. Папа и мама желают, чтобы их дитё добилось успеха и прожило счастливую жизнь. Поэтому в процессе воспитания они стараются дать только лучшее, используя все рычаги влияния, будь то поощрения, наказания или уговоры.
В этом плане еврейские родители вряд ли выделяются. Но вот решают свои задачи они непривычным для нас образом — обожают своих детей и позволяют им очень многое. Но не всё!
И сегодня мы рассмотрим, чем же отличается еврейское воспитание. Возможно, нам удастся раскрыть секрет, почему еврейские дети самые гениальные и успешные из всех.
Дети евреев
Не создай комплексов
Еврейская мама твердо уверена, что у ее ребенка нет недостатков. Дурной поступок тут считают не признаком плохого воспитания, а единичной глупостью, в причинах которой нужно разобраться. Вслух никто из родителей не станет говорить о недостатках ребенка, чтобы не создавать комплексы в его голове.

Дай свободу
Чтобы ребенок рос уверенным в себе, еврейские родители дают ему полную свободу действий, ограничивая жесткими требованиями. Как говорится: «ребенку можно всё, кроме того, что нельзя».
В еврейских семьях детей не ругают по малейшему поводу и не кричат на них. Шалости тут вполне допустимы до тех пор, пока они не переходят грань. Так превыше всего ценится уважение к старшим. При всей свободе ребенок не может перешагивать эту границу и демонстрировать неуважение к старшим. А пожилых родителей тут и вовсе обожают и принимают за образец для подражания.

Хвали за всё хорошее
Родители всегда хвалят ребенка, причем с самого рождения. За любой неуклюжий рисунок, за новое освоенное слово или за первые неловкие шаги малыш удостаивается бурных поздравлений. Еврейские дети привыкают к похвалам с ранних лет. Мама и папа не стесняются на людях хвалить ребенка за любую мелочь. Более того, такие похвалы у евреев считаются нормой.

Учи ответственности и самостоятельности
В еврейских семьях детям незнакомо чувство лени. Они постоянно заняты делом: обучаются игре на скрипке, изучают иностранный язык или ходят на другие дополнительные занятия. Они умеют ценить время, поэтому им некогда праздно болтаться по дворам. Они учатся быть ответственными за свои слова и поступки.

Культивируй любовь в семье
Еврейские традиции дают четко понять, что основу семьи составляют отец и мать. Дети с ранних лет видят, что отношения мамы и папы пропитаны взаимоуважением, заботой и любовью. Ребенок будет чувствовать уверенность и защищенность. И в своей собственной семье будет культивировать те же ценности.

Еврейское образование и воспитание закладывают мощный фундамент, позволяя детям стать полноценными и самостоятельными личностями. И эта система у евреев прекрасно работает. Возможно, так происходит потому, что еврейские женщины всегда на первое место ставят дом и семью, жертвуя собственными мечтами.
Такие простые и логичные принципы воспитания, но как же часто ими пренебрегают родители. А потом, на старости лет, они сокрушаются, что дети не оправдывают их ожиданий.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *