Геометрические фигуры для детей

Содержание

Общая характеристика

Предметы в геометрическом изображении состоят из отдельных частей: точек, линий, лучей, отрезков и вершин. Отдельно взятый предмет имеет свое предназначение.

Основные понятия о составляющих

Когда все точки фигуры принадлежат одной плоскости, она является плоской. К ней относятся отрезок, прямоугольник. Существуют геометрические объекты, не являющиеся разновидностью плоскости, — куб, шар, пирамида, призма.

Минимальным объектом геометрии является точка. Определение того, какой она должна быть известно из школьного математического курса. Учебник характеризует ее как объект, не имеющий измерительных особенностей. Точка (Т) не содержит стандартных свойств: высоты, длины, радиуса, важным является только ее расположение. Обозначается числом или большой заглавной буквой. Например, точка называется D, E, F или 1, 2, 3. Несколько точек бывают отмечены разными цветами или буквами для удобного различия.

Линия состоит из множества точек. Измеряется длина этого составляющего объекта и обозначается маленькими буквами (abc).

Виды линий:

  • Замкнутая. Когда в одной точке расположена начальная и конечная часть направления. Из незамкнутой линии получают обратный вариант.
  • Разомкнутая. Начало и окончание не соединяются.
  • Прямая. Обозначается буквой а или b.
  • Ломаная. Заключается в соединенных отрезках не под углом 180 градусов. Линия обозначается перечислением всех вершин.
  • Кривая.Отличная от прямой линии.

Задания из школьной программы кажутся школьникам скучными, неинтересным, но эти азы являются основой составления фигур простых и более сложных.

Существуют подвиды прямой линии: пересекающиеся, содержащие общую точку и когда две прямые линии соединяются в одной точке.

Луч в математике представляет часть прямой, имеющей начальную точку, но не имеющую конец. Это продолжение в одну сторону. Если Т разделяет линию пополам — получается два луча. Лучевые линии совпадают, когда расположены на одной прямой, начинаются в точке или направляются в одну сторону.

Отрезок представляет составную часть прямой, ограниченной двумя точками — она имеет начало и конец, поэтому измеряется. Длина отрезка представляет расстояние между его первой и последней точками. Через одну Т проводится бесконечное число линий, а через две — кривые и только одна прямая.

Стандартные объекты

К основным фигурам геометрии на плоскости относятся прямоугольник, треугольник, квадрат, многоугольник и круг. Прямоугольник выглядит как фигура, состоящая из четырех сторон и четырех прямых углов (ПУ). Противоположные стороны равны между собой. В математике прямоугольник обозначается четырьмя латинским заглавными буквами. Все ПУ расположены под 90 градусов. Прямоугольник с равными, одинаковыми сторонами называется квадратом.

Фигура, имеющая 3 стороны и столько же углов (вершин), называется треугольником. Существует классификация этой фигуры по типу У.

Виды треугольника в зависимости от угла (У):

  • Прямой. Один У будет прямым, два — менее 90 градусов.
  • Острый. Градусная мера больше 0, но меньше 90 гр.
  • Тупой. Один У тупой, два других будут острыми.

Геометрическая фигура с углами разной формы называется многоугольником. Его вершины представлены точками, соединяющими отрезками.

Радиус круга — промежуток от середины окружности до любой ее точки. Диаметр — это отрезок, соединяющий две точки окружности, проходящий через ее середину.

Параллелепипед — это призма, у которой основанием является параллелограмм. Когда все ребра параллелепипеда равны, получается куб.

Многогранная фигура, у которой одна грань является многоугольником, а остальные грани (боковые) — треугольники с общей вершиной, называется пирамидой.

Семиугольник (гептагон) — это многоугольник с 7 углами. Многоугольник представляет замкнутую ломанную линию.

Основные фигуры перечислены, но геометрия включает еще сложные объекты, использующиеся в различных областях жизни.

Сложные модели

В сложной геометрии выделяют фигуры с пространственным, плоским и объемным наполнением. Существует понятие геометрического тела, 3D-моделирование и проекция.

Определение тела и пространства

Геометрическое тело (ГТ) представляет часть пространства, отделенное замкнутой поверхностью наружной границы. Это понятие относится к компактному множеству точек, а две из них соединяют отрезком, проходящим внутри границы тела. Внешняя граница ГТ является его гранью, которых может быть несколько. Множество плоских граней определяет вершины и ребра ГТ. Все геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения.

Тела вращения — объемные тела, образующиеся из-за вращения плоской фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси. Эта ось расположена в той же плоскости. При вращении контуров фигур вокруг собственной оси возникает поверхность вращения, а если вращать заполненные контуры — возникают объекты (шар).

Шар представляет множество точек, расположенных от данной точки на небольшом пространстве. Точка является центром шара, а расстояние ограничено радиусом.

В сферу геометрии входят плоские (двухмерные) и объемные пространственные фигуры (трехмерные).

Плоские фигуры представляют точка, круг, полукруг, окружность, овал, прямоугольник, квадрат, луч, ромб, трапеция.

Существуют двухмерные фигуры (2D), представленные углом, многоугольником, четырехугольником, окружностью, кругом, эллипсом и овалом. Объекты 3D выделены двугранным или многогранным углом. Среди них известны призма, параллелепипед, куб, антипризма, пирамида, тетраэдр икосаэдр, бипирамида, геоид, эллипсоид, сфера шар и другие. Плоские фигуры изучает планиметрия, а объемные — стереометрия.

Объемные фигуры:

  • Шар.
  • Конус.
  • Параллелепипед.
  • Цилиндр.
  • Сфера.

Конус образуется из треугольника с прямыми углами, при вращении его вокруг одного из катетов. Тороид возникает из замкнутой плоскости (окружности), вращающейся вокруг прямой и не пересекающей ее. Многогранник называется полиэдр, представляет замкнутую поверхность, состоящую из многоугольников.

Виды многогранников:

  • Тетраэдер (четырехгранник). Это правильный треугольник.
  • Куб (гексаэдр). Грани являются квадратом.
  • Октаэдр. Имеется шесть вершин и восемь граней.
  • Икосаэдр. Равносторонние треугольники являются гранями. Имеется 12 граней и 12 вершин.
  • Додекаэдр. Правильные шестиугольники, имеется 12 граней, 20 вершин.

В школьной программе имеются специальные разделы геометрии, позволяющие распределить знания и не путать их в будущем. Это касается плоских, объемных фигур — одни изучает стереометрия, другие планиметрия.

Познавательные игрушки детям

Геометрия является наукой, которой можно знакомить детей с раннего возраста. Лучше распечатать картинки, геометрические фигуры для детей, затем нарисовать их вместе на чистом листе. Малышу первого года подобное занятие будет не очень интересным и понятным, а у дошкольника вызовет интерес, особенно если объекты изучения будут разноцветными или в необычном исполнении.

Основной материал для обучения детей:

  • Яркие карточки с основными фигурами, формами. Шаблоны будут наглядным пособием перед школой.
  • Раскраски, прописи, рабочая тетрадь. На каждой странице тетради представлены простейшие графические упражнения и задания. Выполняя их, малыш познакомится с геометрией и узнает названия фигур.
  • Специальная детская литература.

Увлекательные, забавные, задорные стихи «Веселая геометрия для малышей» помогут детям быстро познакомиться и усвоить много важной информации о фигурах и размерах предметов. Веселые стишки помогут юному читателю соотнести малопонятные геометрические знания с обыденными предметами обихода. Например, в женской юбке представлена трапеция, в блюдце— круг, а в трубе цилиндр.

Учить детей начинают с плоских фигурок, сделанных из цветной бумаги или фетра. Не нужно ограничивать ребенка в фантазии, ведь он различает фигуры по цветам и форме — треугольник, овал, круг, ромб, квадрат. Увлекательным будет занятие с использованием сортеров, пирамидок из различных геометрических объектов.

Ближе к дошкольному возрасту переходят на объемные фигуры, кубики, конусы, кольца и цилиндры. В школьном возрасте знания накопятся, и дети будут осознанно различать равнобедренный, равносторонний треугольник, три понятия: луч, отрезок, окружность.

Раздел математики геометрия изучает пространственные отношения и формы. Фигура как понятие, рассмотренное во всех учебниках геометрии, является пространственной формой.

Геометрию можно обнаружить везде — в любых окружающих предметах. Это современные здания, архитектурные строения, формы, космическая станция, интерьер квартиры, подводные лодки.

Математические знания являются профессионально важными для современных специальностей: дизайнеров и конструкторов, рабочих и ученых. Без знания основ геометрии невозможно построить здание или отремонтировать квартиру.

В данной теме мы рассмотрим правила изучения геометрических фигур для детей.

Одна из самых важных задач для любой мамы – это ознакомить своего малыша с внешней средой. Знания о формах предметов дают малышу представление об окружающем мире. Изучение основ геометрии с ранних лет необходимо для развития логики, ориентирования в пространстве и математического мышления. А это, в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем легче изучать точные науки. Но учить геометрические фигуры с малышами нужно правильно, о чем сегодня мы с вами и поговорим.

Как учить геометрические фигуры с детьми: азы, базовые правила, игры

Уже начиная с первого года жизни кроху можно знакомить с различными формами и фигурами. Это не значит, что ребенка нужно сразу загружать геометрией, но постепенно показывать на примере окружающих предметов разные фигуры не помешает. Чтобы было легче, сначала нужно изучить только одну геометрическую фигуру, а когда ребенок ее запомнит, то приступать к следующей форме.

Важно: Уже в возрасте 2-3 лет малыши способны запомнить около 6 простых геометрических фигур. А начинать знакомить малыша с различными формами можно уже с раннего возраста в непринужденной разговорной форме. Но не стоит паниковать, если ваш малыш в этом возрасте не владеет основными объектами. Ведь не только цикличность занятий, но индивидуальность малыша играет роль в этом вопросе.

Начинайте с простых основ

Примитивные знания о геометрии позволят малышу:

  • развивать свое пространственное мышление и аналитические способности;
  • расширять свой кругозор и словарный запас;
  • разрабатывать свои творческие способности, что может пригодиться в будущем. Например, если ребенок решит стать художником или архитектором. Да даже просто в школе ему будет легче улавливать информацию;
  • проводя примеры сходства геометрических фигур с предметами, которые окружают ребенка, происходит тренировка ассоциативного мышления. И малыш учится проводить аналогию;
  • многие игрушки основаны на умении различать геометрические фигуры, что, в свою очередь, влияет на общее развитие малыша;
  • если малыш хорошо освоит базовые знания в раннем возрасте, то более сложные фигуры ему будет гораздо проще изучать в дальнейшем.

Такие игры невероятно полезны малышам

С чего начать изучение геометрических фигур?

  • Естественно, ребенок в возрасте 1-2 года вряд ли сможет понять, чем отличается трапеция от квадрата и прямоугольника. Поэтому стоит начать с самых простых азов. Лучше всего в первую очередь ознакомить малыша с кругом, треугольником и квадратом. Только после того, как малыш научится самостоятельно их отличать, тогда уже приступайте к знакомству с более сложными формами.
  • Один из самых простых и доступных способов выучить с малышом геометрические фигуры, который не требует специальных приспособлений – это показывать формы на примере бытовых предметов. Например, тарелка – круглая, то есть это круг. А вот книга – прямоугольная, кубик – квадратный, значит, они отражают соответствующие фигуры, и продолжаете в таком же духе. Со временем расширяете свои границы и затрагиваете не только мебель в доме, но и предметы на улице или детской площадке.
  • Для деток до 1,5 лет такие разговоры с мамой – это отличный источник изучения окружающего мира. Поэтому даже если вам кажется, будто малыш не обращает на это внимания и не запоминает, не прекращайте периодически повторять. Любая информация при повторении обязательно запомнится малышу, даже если сразу он не сможет ее повторить.

Важно: В такой непринужденной форме малыш сможет постепенно запомнить обычные фигуры. Но не стоит слишком давить на малыша, т.к. можно отбить желание обращать на это внимание.

Каждый окружающий нас предмет имеет определенную форму

Учим геометрические фигуры с ребенком в 1-2 года

Когда малыш становится старше, он начинает увлекаться различными играми, рассматривать с интересом книги, рисовать и т.д. И в процессе таких занятий также можно ненавязчиво обучать ребенка различным геометрическим формам. Рассмотрим самые главные тренировки для изучения геометрических фигур.

  • Рисование занимает первую ступень. Для этого понадобятся карандаши (фломастеры, краски, мелки и т.д.) и альбом. В то время, когда малыш старательно рисует свои «каляки-маляки», мама может взять карандаш другого цвета и рядышком нарисовать любую геометрическую фигуру, назвав ее.
    • Эту фигуру можно не закрашивать, а предложите малышу заштриховать ее или заполнить аппликацией вместе с вами. Так будет не только интересней, но и позволит развить у крохи творческие способности.
  • Плакат на стене. На листах формата А4 нарисуйте различные фигуры и украсьте ими детскую комнату. Это позволит не только оживить интерьер, но и привлечет внимание малыша. Периодически спрашивайте у ребенка, привлекая его внимание к фигурам: «А где квадрат?», «А покажи мне круг» и т.д.

Сделайте с ребенком плакат в его комнату на основе фигур и цветов

  • Геометрическое лото. На листе бумаги нарисуйте 3-4 фигуры в двух экземплярах, один из которых вырежьте. Можно использовать готовые фигурки из сортера. Напомним, что это игра сортировочного характера по различным критериям.
    • Предложите ребенку выложить на геометрическое поле вырезанные фигурки, чтобы они соответствовали нарисованным формам. Первое время стоит рисовать фигуры однотонным, неярким цветом, т.к. разные краски могут отвлекать внимание малыша. А при спокойных оттенках он будет ориентироваться только на форму.
  • Игра сортер, безусловно, очень развивает освоение геометрических фигур. Можно даже сказать, что это один из самых простых способов изучить геометрические фигуры с малышом. При выборе игрушки необходимо ориентироваться на возраст малыша, и выбирать более простые фигуры, а не различные сердечки и полумесяцы.
    • В случае если у вас уже сеть сортер с большим выбором форм, то на первое время стоит отобрать более легкие фигуры и играть только с ними, чтобы лишний раз не путать малыша и не отвлекать его внимание. Подобные занятия позволяют малышу не только укрепить знания из геометрии, но и отлично развивают мелкую моторику рук.

Чаще раскладывайте и сортируйте фигуры по цветам и формам

  • Игрушка-вкладыш — это логическая игра, в которой нужно вкладывать различные фигуры в соответствующие вырезы. Она может быть приобретена в магазине по различным вариантам, а можно ее и смастерить собственными руками.
  • Клеим разные материалы и учимся с ними работать. Сам процесс работы с клеем очень интересен для деток, а в процессе можно изучать различные фигуры. Сначала можно раскладывать фигурки в хаотичном порядке, при этом проговаривая их называния, а уже ближе к 2 годам ребенку легче будет выстраивать различные аппликации.

Важно: Даже если малыш на ваш взгляд освоил основные геометрические фигуры, не стоит прекращать повторять с ним изученный материал. Развивающие игры можно постепенно усложнять: добавлять фигуры, цвета, размеры и т.д. А параллельно нужно проговаривать формы окружающих предметов, например, просить малыша принести круглое зеркало, прямоугольную книгу или юбку с квадратными карманами и т.п.

Повторяйте пройденный материал

Изучаем геометрические фигуры с ребенком в 2-3 года

Когда малыш подрастает, он начинает уже лучше запоминать и может повторить изученный материал. Поэтому и игры должны быть более сложными. В таком возрасте детки уже знают цвета и умеют ориентироваться в размерах, поэтому для изучения геометрических фигур подходят следующие занятия.

Важно: Как только малыш начинает ориентироваться и различать фигуры, можно усложнять занятия. Но не забывайте – что элементарные и простые, на первый взгляд, вещи для ребенка могут оказаться сложными и неизвестными. Поэтому, ни в коем случае, не стоит давить на кроху, если он не так быстро запоминает новый материал, как бы вам этого хотелось.

  • Рисование с трафаретами. Поначалу можно просто предложить ребенку закрасить трафарет, а уже после просто обводить. Причем трафареты фигур могут быть как с внутренней стороны, так и с внешней гранью.
  • Игры с иллюстрациями. Для этого можно использовать книги с изображениями обычных предметов. Можно предложить малышу отыскать на картинке предметы, которые по форме напоминают ту или иную геометрическую фигуру. Например, дать задание ребенку найти на картинке все треугольные или квадратные предметы.

Подобные конструкторы отлично помогают в обучении

  • Найди лишнее. Можно взять, например, несколько картинок с квадратными предметами, и одну – с треугольным изображением. Малыш должен выбрать, какая картинка отличается от других вариантов. Для усложнения уровня можно узнать, почему он выбрал именно данное изображение.
  • Разложи правильно. Для начала можно взять 2 фигуры по 3-4 картинки, далее предложите ребенку разложить их в две стопки по соответствующим фигурам. Не стоит усложнять сразу задачу малышу, а постепенно увеличивайте количество картинок.
  • Из обычного картона можно нарезать различных цветов и размеров геометрические фигуры, а после — предложить малышу отсортировать их. Например, большие синие треугольники – в одну кучу, а маленькие красные кружочки – в другую сторону. Такое занятие укрепит знания цветов и позволит ребенку лучше ориентироваться в размерах.
  • Объемное мышление поможет изучить самый обычный конструктор или кубики. К тому же постройки бывают совершенно разных форм и цветов, что, в свою очередь, отлично развивает фантазию у детей.
  • Найди сокровище. Такая игра подходит для деток возрастом от 2-2,5 лет. Для нее понадобится миска с любой крупой, в которой спрячьте различные геометрические фигурки. Когда малыш будет их находить, обязательно должен давать название найденному предмету. Такая игра не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Не останавливайтесь на достигнутом

Кроме вышеперечисленных способов изучения геометрических фигур существует множество других методов и игр.

Важно: Чтобы малыш с легкостью запоминал новый материал его нужно заинтересовать, подключить фантазию. Поэтому не стоит ограничиваться только обычным рисованием. Для изучения любой фигуры очень важен тактильный контакт – лепка из пластилина или теста, вырезание, работа с клеем. Кроме этого, рисовать, изучая фигуры и прочие предметы, можно мелком на асфальте, палочкой на песке. А также не забывайте выкладывать в песочнице геометрические формы из желудей или камешков.

Геометрические фигуры для детей: карточки, раскраски

Формы Повторяем Раскрась-ка Проведите ассоциации Найти фигуру Разукрась нужным цветом

Способов изучения геометрических фигур с малышом очень много. Главное – не забывайте хвалить малыша за его труды, старания и достижения. Это будет придавать ребенку дополнительный стимул расширять свои знания.

Занятия с карточками помогут вам познакомить ребенка с окружающим миром, развить речевые умения, научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

От 6 месяцев:
Показывайте карточки быстро, четко называя нарисованный предмет. Комплект показывать несколько дней, затем заменить новым. Через некоторое время повторить показ.
От 3 лет:

• Рассмотрите с ребенком карточки. Объясните ребенку, что существуют плоские и объемные геометрические фигуры. Предложите ему разделить карточки на две группы — с плоскими и объемными фигурами. Вместо с ребенком найдите сходство и отличие между этими группами.

•За одно занятие подробно изучайте с ребенком одну фигуру:

— расскажите ребенку об этой геометрической фигуре, задавай те ему вопросы;

— при объяснении пользуйтесь готовыми изображениями фигур; рисуйте их вместо с ребенком на листе бумаги; находите с ребенком объемные геометрические тела среди предметов домашнего обихода.

• Попросите ребенка подобрать для объемных геометрических тел плоские геометрические фигуры (шар — круг, квадрат — куб и т.п.)

•Помогите ребенку «создать» объемные геометрические фигуры. Попробуйте получить «тела вращения», поворачивая плоские геометрические фигуры вокруг своей оси.

•Подробно опишите любую фигуру, нарисованную на картинках, не называя ее. Предложите ребенку догадаться, о чем идёт речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем поменяйтесь с ребенком местами: он описывает — вы отгадываете.

•Попросите ребенка сгруппировать карточки по разным признакам, найти общее и различное у всех фигур.

• Если ребенок уже учится читать, отрежьте названия, перемешайте и предложите подобрать названия к картинкам.

• Имея несколько наборов, можно играть в логические игры:

— классификация (сортировать карточки по тематике, подбирать обобщающее название);

— четвертый лишний (из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок должен выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).

Расскажите детям о геометрических фигурах

Треугольник — плоская геометрическая фигура. Называется она так потому, что имеет три угла. Именно из этого определения и происходит название фигуры.

Изобразить треугольник несложно. На листе бумаги нужно поставить три точки и соединить их между собой отрезками. Эти отрезки будут называться сторонами треугольника. Всего у этой фигуры три стороны.

Треугольники бывают разными. Различают треугольники по соотношению сторон и величине углов. Если две стороны треугольника равны, то это будет равнобедренный треугольник. Две равные стороны называют боковыми, а третью -основанием треугольника. У равнобедренного треугольника есть еще одно особенность — углы при его основании равны. Если у треугольника все стороны одинаковы, то это будет равносторонний треугольник. Все его углы равны. Величина каждого угла — 60°. Треугольник будет называться

разносторонним, если все стороны фигуры разные. Углы такого треугольника будут тоже разными. Если две стороны треугольника образуют прямой угол (ровно 90°), то это — прямоугольный треугольник.

Треугольник считается простейшим многоугольником. Подумай и скажи, какие еще многоугольники ты знаешь? Конечно, это квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограм. Чем они отличаются от треугольника?

Вспомни, какие предметы треугольной формы ты знаешь?

Конус — это объемная геометрическая фигура — геометрическое тело. Ее название пришло к нам из латинского языка, где звучало так же — «конус». Но, скорее всего, в латинский язык это слово попало из греческого языка. Древние греки именовали «коносами» еловые шишки. Ведь они по форме очень похожи на эту геометрическую фигуру.

Основанием конуса является круг или эллипс. Поэтому конус не имеет углов. Как ты думаешь, в какую фигуру превратится конус, если его основанием станет какой-либо многоугольник? Правильно, получится пирамида. Давай сравним эти фигуры. В чем они схожи? Чем отличаются?

Конус является фигурой вращения, то есть, образован он при помощи вращения прямоугольного треугольника. Возьми прямоугольный треугольник, поставь одной стороной прямого угла на стол и поверни вокруг оси. Та сторона, которая прижата к столу, будет описывать круг; вторая сторона — ось — будет неподвижна; а третья сторона будет при вращении создавать боковую стенку конуса.

Поверхность конуса состоит из множества отрезков, идущих от его вершины к основанию. Каждый отрезок называется образующей конуса. Образующие очень плотно расположены друг к другу. Получается сплошная поверхность. Она называется образующая или боковая. Точка, из которой расходятся образующие, является вершиной конуса. Покажи, пожалуйста, на картинке, где основание конуса, его боковая поверхность и вершина.

Конусы бывают разные, осе зависит от того, какая геометрическая фигура является основанием конуса. Если это круг, то конус будет называться круговым. Если в основании эллипс, то — эллиптическим.

Различают конусы и по другому признаку: насколько вершина совпадает с центром основания фигуры. Если из вершины конуса опустить отрезок перпендикулярно его основанию, и этот отрезок попадет точно в центр основания, значит конус прямой. И наш отрезок будет называться осью конуса. Когда точного попадания в центр основания нет, конус будет называться косым или наклонным. А если отрезать конусу верхушку, то мы получим две фигуры — конус и усеченный конус.

Подумай и скажи, какие предметы конической формы ты знаешь? Интересно!

Ромб — плоская геометрическая фигура. У ромба весьма интересное происхождение названия. В греческом языке есть слово «ромбос», которое переводится как «бубен». Сейчас этот музыкальный инструмент круглый, а раньше бубны делались в форме квадрата или ромба. Видимо, с тех времен закрепилось и название карточной масти, похожей на ромб, -бубна.

У ромба четыре угла и столько же сторон. Как ты думаешь, ромб относится к четырехугольникам? Конечно, относится. А какие еще четырехугольники ты знаешь? Правильно, квадрат и прямоугольник. Чем ромб отличается от этих геометрических фигур?

Все стороны ромба всегда равны. Располагаются они параллельно друг другу. Поэтому ромб относится к параллелограммам. Подумай и скажи, какие еще параллелограммы ты знаешь? Правильно, это прямоугольник, квадрат.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, равны ли между собой углы ромба? Правильно, они равны попарно. Покажи, пожалуйста, какие углы равны? А как ты думаешь, что будет, если мы все углы ромба сделаем одинаковыми? Правильно, у нас получится не ромб, а квадрат. Выходит, что ромб с прямыми углами называется квадратом.

Предметы, форма которых напоминает ромб, называются ромбовидными. Вспомни, какие ромбовидные предметы ты знаешь?

Круг — плоская геометрическая фигура. Нарисовать круг можно с помощью специального чертежного инструмента, который называется циркуль.

Если циркуля нет, можно сделать проще: взять стакан, приложить его ободком к бумаге и аккуратно обвести карандашом. У нас получится круг. Давай внимательно посмотрим на картинку. У нас есть лист бумаги, на котором нарисован круг. Это плоскость. Есть линия, которой обозначены границы круга.

Это окружность. А где центр круга? Покажи его, пожалуйста. Правильно, центр круга находится внутри нашей окружности. Получается, что часть плоскости, которая ограничена окружностью и содержит ее центр, и есть круг.

Все точки окружности удалены от центра круга на одинаковое расстояние. Это и делает круг круглым. Подумай и скажи, какие похожие геометрические фигуры ты знаешь. Правильно, это шар или сфера. Все точки сферы тоже удалены от ее центра на одинаковое расстояние. Чем шар отличается от круга? Конечно, объемом. Как ты думаешь, можно ли с помощью круга образовать шар? Правильно, можно. Если мы будем крутить круг вокруг его диаметра, то получим шар.

Диаметр круга — это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через центр фигуры. Покажи, пожалуйста, на картинке, где диаметр нашего круга. Половина диаметра называется радиусом. Он соединяет центр и любую точку окружности.

Давай теперь вспомним объемные геометрические фигуры, кроме шара, основанием для которых может быть круг. Правильно, это конус и цилиндр.

Посмотри вокруг и назови предметы, которые умеют круглую форму. Какие из них можно назвать кругом, а какие шаром? Почему ты так думаешь?

Полукруг — плоская геометрическая фигура. Ее название говорит само за себя. Приставка «полу» означает, что эта фигура только наполовину является кругом.

Что ж, проверим, насколько это так. Давай посмотрим, как образуется полукруг. Для этого мы разделим круг пополам. У нас получилось два одинаковых полукруга. Как ты думаешь, сколько из одного круга можно сделать полукругов? Правильно, только два. Подумай, а могут ли существовать «полуквадрат» или «полутреугольник». Почему? Попробуй разделить эти геометрические фигуры пополам. Что получилось?

Теперь, давай внимательно посмотрим на картинку и определим основные особенности полукруга. Первая — одна сторона полукруга прямая. Это место рассечения круга на две равные части или линия диаметра круга. Вторая сторона полукруга скругленная. Еще одна особенность нашей фигуры в том, что у нее есть два угла. Покажи, пожалуйста, где они.

Как ты думаешь, какие предметы похожи на полукруг? Правильно, это может быть лук для стрельбы, долька арбуза. Объясни, чем они похожи?

Подумай и скажи, можем ли мы считать половину Луны полноценным полукругом? Конечно, нет. Луна — это планета. А все планеты, как мы знаем, по форме напоминают шар. Шар — это объемная геометрическая фигура. Следовательно, его половина тоже будет иметь объем. А полукруг какая фигура? Правильно, плоская. Хотя если мы нарисуем половинку Луны на бумаге, то можем смело назвать ее полукругом. Как ты думаешь, почему?

Овал — это плоская геометрическая фигура. Еще древние римляне заприметили, что в природе форму этой фигуры наиболее точно повторяет яйцо. В латинском языке слово «яйцо» звучало как «овум». От этого и происходит название этой геометрической фигуры — овал.

Давай внимательно посмотрим на картинку. Как ты думаешь, на какую другую геометрическую фигуру похож овал? Правильно, на круг. В чем именно их сходство? Правильно, обе фигуры не имеют углов и сторон. Обе плоские.

В отличие от круга овал не имеет ровной формы. В некоторых точках форма овала наиболее искривлена. Посмотри внимательно на картинку и покажи, пожалуйста, где эти точки. Конечно, в местах, где овал наиболее сплюснут и, наоборот, вытянут. Сколько этих точек? Правильно, в любом овале их четыре. И называются они вершинами овала.

У овала есть два диаметра. Отрезок, которым можно соединить две вершины овала, расположеные в местах, где фигура наиболее сплюснута, называется малым диаметром. Отрезок, соединяющий две противоположные вершины, — это большой диаметр. Покажи, пожалуйста, на картинке, где малый и большой диаметры нашего овала?

Предметы, форма которых напоминает овал, называются о вольными. Подумай и скажи, какие овальные предметы ты знаешь?

Шар — геометрическое тело. Получается он при вращении круга вокруг своего диаметра. Поэтому шар, в отличии от круга, — объемная фигура, фигура вращения. Это его первая особенность. Если разрезать шар пополам, то на срезе мы увидим круг. У шара нет ни сторон, ни углов. Это вторая его особенность.

Расстояние от любой точки поверхности шара до его центра называется радиусом. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, -это диаметр.

Поверхность шара называется сферой. Это слово пришло к нам из греческого языка. Древние греки называли шар «сфайра». Сфера состоит из множества точек, удаленных от центра на одинаковое расстояние.

Шар и сфера — два разных понятия. Например, когда мы лепим снежную бабу, то катаем снежный ком. Это шар. Он внутри заполнен. Когда же пускаем мыльные пузыри, то вдуваем в них воздух. Получается, что у мыльного пузыря есть только оболочка. Это — сфера. Подумай и скажи, арбуз -это шар или сфера? А мяч?

Как ты думаешь, а в природе встречаются предметы шарообразной (сферической) формы? Правильно, встречаются. Но в природе такие предметы скорее очень похожи на шар. Они не имеют такого четкого очертания, как геометрическая фигура. Посмотри на яблоко. Оно круглое. Но его форма не очень правильная. Подумай, что еще в природе похоже на шар?

Какие предметы имеют форму круга, а какие — форму шара? Почему ты так думаешь?

Пирамида — объемная геометрическая фигура. Ее название происходит от греческого слова «пирамис», которым древние греки и называли пирамиды.

Главная отличительная особенность пирамиды в том, что все ее грани всегда имеют форму треугольника. А вот в основании может лежать любой другой многоугольник. Все грани пирамиды сходятся в одной точке. Она называется вершиной пирамиды.

Существует немало видов пирамид. Все зависит от того, какой многоугольник является основанием фигуры. Если это треугольник, то по числу углов пирамида будет называться треугольной или трехгранной — по количеству граней. Если основанием пирамиды является квадрат, то соответственно пирамида будет называться четырехугольной или четырехгранной.

Этот список названия пирамид можно продолжать далее. До тех пор, пока количество углов многогранника не станет критическим. Тогда основание пирамиды постепенно превращается в круг, а сама фигура — в конус.

У каждой пирамиды есть высота. Это отрезок, который выходит из вершины пирамиды и опускается перпендикулярно к ее основанию.

Если вершина пирамиды проектируется прямо в центр ее основания, а основанием служит правильный многогранник, то такая пирамида называется правильной. У нее все грани являются одинаковыми равнобедренными треугольниками.

Подумай и скажи, какие предметы пирамидальной формы ты знаешь?

Прямоугольник — плоская геометрическая фигура. Называется она так из-за своей особенности: все углы у прямоугольника прямые, равны 90°.

Еще одна отличительная особенность прямоугольника заключается в том, что его стороны попарно равны. То есть каждые две противоположные стороны одинаковой длины.

Поскольку стороны прямоугольника расположены

параллельно друг к другу, прямоугольник еще называют параллелограммом. Это слово пришло к нам из греческого языка и было образовано от двух слов: «параллелос» — параллельный и «грамма» — линия.

Подумай и скажи, какие еще параллелограммы ты знаешь? Правильно, это ромб и квадрат. Чем они отличаются от прямоугольника? А в чем сходство этих фигур?

Как ты думаешь, треугольник можно назвать

параллелограммом? Конечно, нет. А почему ты сделал такой вывод? Правильно, потому что у параллелограмма обязательно должно быть четыре угла. Иначе стороны фигуры не могут быть параллельными. В этом его особенность. А у треугольника сколько углов?

Стороны прямоугольника одновременно являются его высотами. Давай представим, к примеру, два дома. Первый многоэтажный, с одним парадным. Второй, наоборот, невысокий, с несколькими парадными. Оба дома по форме являются прямоугольниками. Их параллельные стороны равны. При этом в случае с многоэтажным домом мы будем определять высоту по более длинной стороне прямоугольника. А высоту второго дома, наоборот, по более короткой.

Подумай и скажи, какие предметы прямоугольной формы ты знаешь?

Цилиндр — это объемная геометрическая фигура. Название происходит от греческого слова «цилиндрус». Так древние греки называли валик или каток. За схожесть формы с этими предметами геометрическая фигура стала именоваться цилиндром.

У этой геометрической фигуры два основания — сверху и снизу. Основания цилиндра равны и располагаются параллельно друг к другу.

Не всегда у цилиндра есть оба основания. Если у фигуры основание только внизу, то такой цилиндр называется открытым. Примером может быть стакан. Внизу у него плоскость. Это основание. А вверху — ничего. Стенки стакана, теоретически, можно продолжать до бесконечности.

По геометрической фигуре, положенной в основание, различают два вида цилиндра. Если в основании круг, то цилиндр называется круглым. А если эллипс, то -эллиптическим.

У цилиндра есть высота. В прямом цилиндре она равняется длине отрезка от одного основания до другого.

Давай оглянемся по сторонам и посмотрим, какие предметы цилиндрической формы нас окружают? Подумай, что в природе имеет форму цилиндра?

Эллипсоид — это объемная геометрическая фигура, которая по форме похожа на объемный овал. Название произошло от двух греческих слов. Первое — «эллипс» -название плоской геометрической фигуры, по форме напоминающей овал. Второе — «эйдос» — переводится с греческого как «вид».

У эллипсоида нет ни углов, ни сторон. Как ты думаешь, какую геометрическую фигуру он напоминает? Конечно, шар. Только у эллипсоида есть одна особенность. В отличии от шара, он немного сплюснут. Если разрезать эллипсоид, то можно увидеть овал и круг. Все зависит оттого, где разрезана фигура. Посмотри внимательно на рисунок. Как ты думаешь, где надо сделать разрез, чтобы форма среза напоминала круг? А где, чтобы получить овал? Эллипсоид является фигурой вращения, так как образуется при вращении овала (эллипса) вокруг своей оси.

Еще одна особенность эллипсоида в том, что у него есть три диаметра. Эти отрезки пересекаются в центре фигуры. Как ты думаешь, какие точки соединяет каждый отрезок? Два отрезка будут соединять точки в местах наибольшей выпуклости эллипсоида, один — в месте, где фигура несколько сплюснута. Все эти точки называются точками закругления эллипсоида.

Если разрезать эллипсоид ровно по диаметру, мы увидим плоскость. Она называется диаметральной. Как ты думаешь, сколько у эллипсоида может быть диаметральных плоскостей? Правильно, три. Почему ты так думаешь? Конечно, потому, что у эллипсоида три диаметра.

Подумай и скажи, какие ты знаешь предметы, которые по форме напоминают эллипсоид. Правильно, это может быть яйцо, слива, дыня. В природе очень много предметов эллиптической формы.

Трапеция — плоская геометрическая фигура. Название ее происходит от греческого слова «трапезион», которое переводится как «четырехугольник с неравными сторонами». Так древние греки именовали стол такой формы.

Трапеция — очень интересная фигура. Первая ее особенность состоит в том, что у трапеции только две из четырех сторон параллельны друг к другу. Эта пара сторон называется основаниями трапеции. Соответственно, две другие стороны — боковые.

Есть два вида трапеций. Первый — равнобокая или равнобедренная. У такой трапеции боковые стороны равны. Также у нее равны и углы при основании. Если одна из сторон меньше и располагается под прямым углом к основанию, то это уже второй вид трапеции — прямоугольная. Посмотри внимательно на картинку и скажи, какая трапецию у нас нарисована? Почему ты так думаешь?

Трапеция относится к многоугольникам. У нее четыре угла. Как ты думаешь, можно ли назвать трапецию параллелограммом? Конечно, нет. Несмотря на то, что у трапеции четыре угла, только две ее стороны параллельны друг другу. Какие геометрические фигуры, которые являются параллелограммами, ты помнишь? Правильно, это квадрат, прямоугольник, ромб. В чем сходство этих фигур с трапецией? В чем отличие?

Давай посмотрим вокруг себя. Какие предметы имеют форму трапеции? Они называются трапециевидными. Например, у человека есть трапециевидные мышцы, которые расположены в верхней части спины в районе лопаток.

Квадрат — плоская геометрическая фигура. Ее название происходит от латинского слова «квадратус», что в переводе означает «четырехугольный».

Давай вместе посчитаем, сколько углов у квадрата? Получилось четыре. Ровно столько у квадрата и сторон. Покажи на рисунке, где стороны квадрата.

Если внимательно посмотреть на фигуру, можно заметить ее отличительную особенность. Все стороны квадрата равны. Углы фигуры тоже равны. Такие углы называются прямыми.

За такую свою особенность квадрат считается правильным многоугольником. Давай вспомним другие геометрические фигуры: ромб и прямоугольник. Как ты думаешь, чем они похожи на квадрат? Конечно же, у них есть стороны и углы. Сколько углов и сторон? Правильно, по четыре. Кроме этого, ромб и прямоугольник — плоские геометрические фигуры. И в этом их еще одна схожесть с квадратом.

А теперь подумай и скажи, чем ромб и прямоугольник отличаются от квадрата? Правильно, у ромба нет прямых углов, хотя стороны фигуры равны. А у прямоугольника, наоборот, углы прямые, зато стороны имеют разную длину.

Вспомни и назови неживые предметы, имеющие квадратную форму? (Можно помочь ребенку: окно, столешница обеденного стола, рамка для фотографии, шахматная доска и т.д.). А что в природе напоминает по форме квадрат? Вспомнить сложно, не так ли. Это говорит о том, что для живых организмов квадратные формы не свойственны.

Параллелепипед — это объемная геометрическая фигура. Ее название происходит от двух греческих слов: «параллелос» -параллельный и «эпипедон» — плоскость.

Параллелепипед имеет форму объемного четырехугольника. Основанием параллепипеда всегда является параллелограмм -плоская геометрическая фигура, стороны которой попарно равны и расположены напротив друг друга на одинаковом расстоянии.

У параллелепипеда шесть сторон или граней, имеющих форму параллелограмма. Места соединения граней друг с другом называются ребрами. Всего у параллелепипеда 12 ребер. Ребра параллелепипеда соединяются в восьми точках. Эти точки называются вершинами. Покажи, пожалуйста, где вершины у нашего параллелепипеда. Сколько ребер соединяет каждая из них? Правильно, три.

Подумай и скажи, на какую геометрическую фигуру похож параллелепипед? Правильно, это куб. В чем сходство этих двух фигур? Чем они отличаются? Можно ли назвать куб параллелепипедом? Конечно, можно. Если у параллелепипеда грани имеют форму квадрата, то это куб.

Параллелепипед может быть прямым и наклонным. У прямого параллелепипеда четыре боковые грани имеют форму прямоугольника и располагаются перпендикулярно к плоскости основания фигуры. Если у прямого параллелепипеда все грани имеют форму прямоугольника, это — прямоугольный параллелепипед. Подумай и скажи, какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Конечно, это спичечная коробка, кирпич. Если в основание параллелепипеда мы положим ромб, то мы получим наклонный параллелепипед.

Призма — это объемная геометрическая фигура. Ее название происходит от греческого слова «присма». В переводе оно означает «опиленный».

У призмы есть два основания. Это две стороны или грани, расположенные снизу и сверху фигуры. Основаниями призмы всегда служат два одинаковых многогранника. Они параллельны. Боковые грани призмы представляют собой параллелелограммы. Подумай и скажи, на какую другую геометрическую фигуру похожа призма? Правильно, на параллелепипед. В чем их сходство? Скажи, пожалуйста, чем они отличаются друг от друга?

Все грани призмы соединяются между собой. Каждое такое соединение называется ребром фигуры. Все ребра призмы соединяются в точках, которые называются вершинами. Каждая вершина объединяет по три ребра. Количество ребер и вершин у призмы зависит от количества углов у многогранников, положенного в основание фигуры.

От того, какой многоугольник положен в основание призмы, зависит ее название. Например, если основанием служит треугольник, то призма будет называться треугольной. Если использован многоугольник с четырьмя углами, то, соответственно, и призма будет называться четырехугольной. Как ты думаешь, как будет называться призма, в основание которой положен пятиугольник?

Призма называется правильной, если основанием для нее служит правильный многоугольник. Скажи, как можно еще назвать призму, в основании которой лежит квадрат, а боковые грани являются параллелограммами? Правильно, можно сказать, что это параллелепипед. А если и основания призмы, и ее боковые грани являются квадратами? Конечно, это куб.

Куб — это объемная геометрическая фигура. Но чаще именно из-за объемности куб называют геометрическим телом. Название «куб» пришло к нам сразу из двух языков. Древние римляне называли эту фигуру «кубус», а древние греки -«кубос».

У куба есть шесть одинаковых сторон, имеющих форму квадрата. Эти стороны еще называют гранями куба. Соединение граней друг с другом называется ребром. Посмотри внимательно на картинку. Давай вместе посчитаем, сколько ребер у куба. Правильно, всего получается 12.

Ребра куба соединяются в нескольких точках. Эти точки называются вершинами фигуры. Покажи, пожалуйста, вершины куба. Сколько всего вершин? Правильно, восемь. В каждую вершину сходятся по три ребра куба.

Все ребра куба взаимно перпендикулярны. Благодаря этой особенности все грани фигуры имеют форму квадрата, у которого, как ты знаешь, все углы прямые, а стороны равные. Поэтому куб является правильным многогранником. Как ты думаешь, почему многогранник? Правильно, потому, что у куба много граней.

Какие еще многогранники ты знаешь? Конечно, это параллелепипед, призма, пирамида. Как ты думаешь, чем они отличаются от куба?

Куб иногда называют гексаэдром (от греч. «гекс» — шесть и «гедра» — основание, грань). Так древние греки называли шестигранник. И чаще всего речь шла именно о правильном шестиграннике, то есть кубе.

Подумай и скажи, какие предметы имеют форму куба? (Можно подсказать: кубик, тумба, комната, емкость для хранения круп и т.д.).

Карточки домана бесплатно, картинки геометрические фигуры, карточки геометрические фигуры, изучаем геометрические фигуры

Одновременно с изучением цветов, ребенку можно начать показывать карточки геометрические фигуры. На нашем сайте Вы сможете скачать их бесплатно.

Как изучить с ребенком фигуры по карточкам Домана.

1) Начинать нужно с простых фигур: круг, квадрат, треугольник, звезда, прямоугольник. По мере освоения материала, начинать изучать фигуры посложнее: овал, трапеция, параллелограмм и т.д.

2) Заниматься с ребенком по карточкам Домана нужно несколько раз в день. При демонстрации геометрической фигуры четко проговаривайте название фигуры. А если во время занятий вы будете еще пользоваться наглядными предметами, например, собирать вкладыши с фигурами или игрушку — сортер, то малыш очень быстро освоит материал.

3) Когда ребенок запомнит название фигур, можете переходить к более сложным заданиям: теперь показывая карточку говорите — это синий квадрат, у него 4 равные стороны. Задавайте ребенку вопросы, просите его самого описать, что он видит на карточке и т.д.

Такие занятия очень полезны для развития памяти и речи ребенка.

Здесь вы можете скачать карточки Домана из серии «Плоские геометрические фигуры» Всего 16 штук, в их числе карточки: плоские геометрические фигуры, восьмиугольник, звезда, квадрат, кольцо, круг, овал, параллелограмм, полукруг, прямоугольник, прямоугольный треугольник, пятиугольник, ромб, трапеция, треугольник, шестиугольник.

Занятия по карточкам Домана прекрасно развивают зрительную память, внимательность, речь ребенка. Это отличная зарядка для ума.

Вы можете скачать и распечатать бесплатно все карточками Домана плоские геометрические фигуры

Кликните на карточку правой клавишей мышки, нажмите «Сохранить картинку как…» так вы сможете сохранить изображение на свой компьютер.

Как изготовить карточки Домана самостоятельно:

Распечатайте карточки на плотной бумаге или картоне по 2, 4 или 6 штук на 1 листе. Для проведения занятий по методике Домана карточки готовы, Вы их можете показывать малышу и называть название картинки.

Успехов и новых открытий Вашему малышу!

Развивающее видео для детей (малышей и дошкольников) выполненное по методике Домана «Вундеркинд с пеленок» — развивающие карточки, развивающие картинки на различные темы из части 1, части 2 методики Домана, которое можно смотреть бесплатно здесь или на нашем Канале Раннее развитие детей на youtube

Развивающие карточки по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Развивающие карточки геометрические фигуры по методике Глена Домана с картинками плоских геометрических фигур для детей

Еще наши карточки Домана по методике «Вундеркинд с пеленок» :

  1. Алфавит для детей по методике Домана
  2. Комплект карточек «Буквы»
  3. Карточки — Обучение чтению по Доману
  4. Карточки Домана — Счёт от 1 до 20
  5. Карточки Домана Цвета
  6. Карточки Домана Овощи
  7. Карточки Домана Ягоды
  8. Карточки Домана Орехи
  9. Карточки Домана Фрукты
  10. Карточки Домана Грибы
  11. Карточки Домана Дикие животные
  12. Карточки Домана Домашние животные и птицы
  13. Карточки Домана Экзотические животные
  14. Карточки Домана Птицы
  15. Карточки Домана Амфибии и рептилии
  16. Карточки Домана Насекомые
  17. Карточки Домана Бабочки
  18. Карточки Домана Породы кошек
  19. Карточки Домана Породы собак
  20. Карточки Домана Подводный мир и рыбы
  21. Карточки Домана Цветы
  22. Карточки Домана Полевые цветы -Травы
  23. Карточки Домана Природа
  24. Карточки Домана Явления природы
  25. Карточки Домана Игрушки
  26. Карточки Домана Детское творчество
  27. Карточки Домана Бытовая техника
  28. Карточки Домана Мебель
  29. Карточки Домана Посуда
  30. Карточки Домана Одежда
  31. Карточки Домана Обувь
  32. Карточки Домана Плоские геометрические фигуры
  33. Карточки Домана Объемные геометрические фигуры
  34. Карточки Домана Еда
  35. Карточки Домана Десерты и выпечка
  36. Карточки Домана Национальные блюда
  37. Карточки Домана Напитки
  38. Карточки Домана На прогулке
  39. Карточки Домана Профессии
  40. Карточки Домана Транспорт-1:Наземный транспорт
  41. Карточки Домана Транспорт-2: Спецтехника
  42. Карточки Домана Транспорт-3: Железнодорожный транспорт
  43. Карточки Домана Транспорт-4: Воздушный транспорт
  44. Карточки Домана Транспорт-5: Водный транспорт
  45. Карточки Домана Спортинвентарь
  46. Карточки Домана музыкальные инструменты
  47. Карточки Домана Дом-Интерьер
  48. Карточки Домана Дом-Личные вещи
  49. Карточки Домана Дом-Бытовые предметы
  50. Карточки Домана Математика
  51. Карточки Домана Части тела
  52. Карточки Домана Глаголы (действия)
  53. Карточки Домана Достопримечательности России
  54. Карточки Домана Достопримечательности мира
  55. Карточки Домана Картины Великих художников
  56. Карточки Домана Инструменты
  57. Карточки Домана Космос
  58. Карточки Домана «Что придумал человек»
  59. Карточки Домана «Выдающиеся личности»
  60. Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем на прогулке»
  61. Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем на улице»
  62. Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем в шкафу»
  63. Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем в детской»
  64. Суперкарточки по методике Домана Вундеркинд с пеленок, набор — «Читаем на кухне»
  65. Суперкарточки по методике Домана Вундеркинд с пеленок, набор — «Читаем в доме»
  66. БОЛЬШОЙ набор карточек Домана «Мои первые знания» для малышей от 6 месяцев до 1 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *