Как научить быстро считать ребенка?

Математика не для всех является легким предметом и далеко не каждому ребенку счет дается сразу. Когда дети идут в 1 класс, у многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в уме, и какая из многочисленных методик наиболее подходящая в конкретном случае.

На данный момент известно достаточно много способов раннего развития. Кроме привычных отечественных методик обучения счету, все большую популярность приобретают зарубежные новаторские подходы, показавшие свою эффективность и существенно облегчающие процесс обучения. Занятия с маленькими детьми желательно проводить в игровой форме, чтоб ребенку нравилось приобретать новые знания, прививалась любовь к учебе.

Как научить ребенка быстро считать в уме в 1 и 2 классе

Подходящим возрастом для усвоения устного счета является период с 5 до 8 лет. Именно в этом возрасте начинают интенсивно происходить психические процессы, отвечающие за воображение. Развитие у ребенка, обучающегося в 1-2 классе, навыка считать в уме позволяет быстро и успешно освоить азы математики, подготовить его к восприятию любых образовательных программ.

Основные правила обучения

Важно соблюдение определенных правил, позволяющих быстро усвоить учебный материал:

  1. Занятия не должны утомлять малыша, поэтому лучше заниматься несколько раз в день по 10-15 минут.
  2. Так как учеба делится на этап адаптации, понимания и запоминания, не требуется регулярного повторения пройденного материала. Достаточно на практике применять пройденный материал.

    Для этого можно считать предметы, окружающие в повседневной жизни.

  3. Задачи должны быть простыми и соответствовать уровню подготовки школьника. Слишком сложные могут вызвать эмоциональное перенапряжение и неприязнь к процессу обучения. Ругать в случае неудачи категорически запрещено. Также не рекомендовано форсировать процесс познания.

Подготовка к обучению устному счету в 6 лет

Когда ребенку исполняется 6 лет, или даже немного раньше, можно начинать подготовку к процессу изучения устного счета. Знакомство с математикой начинается с изучения чисел. Лучше сразу объяснять, что каждое из чисел обозначает группу предметов с конкретным количеством предметов. К примеру, на 1 дереве сидит 2 голубя, или в корзине для игрушек есть 3 мяча.

Совет!Читая ребенку сказку, тоже можно посчитать количество предметов или сказочных героев. Обучаться можно, рисуя или вырезая из цветной бумаги. Важно к числу воображать предмет.

Такие игры, как кубики, домино и прочие, помогут ребенку запомнить название цифр и понимать, что они обозначают. В процессе игры можно объяснять вычитание и сложение целых чисел. Ребенок дошкольного возраста, как правило, должен уметь сложить в уме числа в пределах 10.

Этапы обучения

Обучение можно условно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа характерны свои особенности:

  • использование наглядных примеров из окружающего мира;
  • счет с помощью специальных карточек с изображенными на них цифрами;
  • счет вслух, громко и шепотом, без применения каких либо предметов, или пособий;
  • счет в уме.

Упражнения для развития навыка счета в уме

Для того чтобы помочь школьнику освоить математические основы, нужно выполнять достаточно простые упражнения. Их можно выполнять как в 5, так и 7 лет, лишь корректируя сложность чисел.

Упражнения:

  1. Для тренировки способности визуализировать числа и проводить с ними операции предложите ребенку, к примеру, назвать все числа от 1 до 50, в которых есть цифра 5.
  2. Для того чтобы освоить навык сложения, предложите ребенку выбрать два любых числа. К примеру, 3 и 5. После ребенок должен прибавить к первому числу 3 второе число 5. К полученному результату снова прибавлять 5 и т.д. Такое же упражнение можно проводить и с вычитанием.
  3. Хорошим пособием для освоения основ математики является таблица Шульте.

    Таблица Шульте

  4. Постоянные математические задачи с предметами, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Методика обучения решению примеров в уме для ребенка 6 лет

Освоить навык поможет ряд методик, позволяющих быстро вычислить результат различных математических операций.

Опора на состав числа

Для того, чтобы с легкостью осуществлять математические операции, необходимо знать состав чисел. Главная задача изучать новые числа и их состав. Для этого:

  1. Можно раскладывать в несколько блюдечек определенное количество бусинок или других предметов. Так можно понять, из чего состоит определенное число. Такую игру можно выполнять с любыми подручными средствами.
  2. Можно обучатся в процессе рисования, закрашивая ячейки с составом заданного числа определенным цветом.

После освоения легких задач, можно перейти к более сложным, которые учат последовательно выполнять несколько операций.

Это нужно для того, чтобы понять, как в результате сложения или вычитания получается результат больше 10. Для того чтобы объяснить, как сложить числа 8 и 5, нужно совершить несколько действий:

  • первое слагаемое дополняется до 10 (получили из чисел 8 и 2);
  • определить какое число еще необходимо добавить (основываясь на составе числа 5-2, в остатке 3);
  • в завершение подсчитывается результат.

На аналогичном принципе основан процесс обучения вычитанию.

Заучивание таблиц

Существует такой способ, как запоминание специальных таблиц. Дети в 1-2 классе, ознакомившись с принципами работы таблицы, должны самостоятельно ее заучить.

Выученный материал закрепляется с помощью различных упражнений.

Для легкого запоминания таблицы можно использовать стихи, песни, раскраски, компьютерные тренажеры и т.д. Потратив немного времени и усилий на изучения таких таблиц, можно с легкостью осуществлять операции в уме.

С помощью вычислительных приемов

После того как хорошо освоены основы, следует перейти к навыку быстро находить наиболее легкие способы вычисления результата. Для этого используются приемы присчитывания и перепрыгивания, присчитывания частями, приведения к круглому числу, перестановки слагаемых. Освоив такие способы, школьник сам для себя определит наиболее легкий для него способ.

Современные способы обучения

Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом.

Важно!До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме. На данный момент все большей популярностью пользуются нижеперечисленные способы обучения.

По Монтессори

Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.

Для закрепления результатов теоретических знаний часто используется игра с разменом монет, что достаточно интересно детям.

Кроме того, для обучения счету используются брусочки из дерева размером от 1 дм и до 1 м, которые имеют синий и красный цвет с отметками в 10 см. Ученик раскладывает бруски по мере увеличения длины. После чего каждый необходимо назвать цифрой с учетом количества цветных отрезков.

Подключение осязания и визуального восприятия делает эту методику достаточно эффективной в обучении детей.

По Доману

Согласно исследованиям Г. Домана, дети в возрасте до 5-7 лет способны обрабатывать большой объем информации. Для обучения используются специальные карточки, приобретенные или изготовленные самостоятельно. На данных карточках изображены красные точки в разном количестве.

Карточки демонстрируются, когда обучающийся пребывает в хорошем настроении. Время демонстрации карточек небольшое, а упор делается на количество подходов.

На первом этапе демонстрируются карточки с цифрами от 1 до 10. Во время демонстрации родитель должен внятно обозначить выбранную цифру. Дальше задача усложняется. С помощью карточек можно обучить сложению, вычитанию, умножению и делению.

К ним прилагается достаточно подробная инструкция, с которой родители с легкостью разберутся и смогут в форме игры обучить ребенка устному счету.

По Полякову

Данный способ обучения заключается в том, чтобы на первом этапе необходимо научить считать до 10 и сделать упор на запоминании результатов всех вариаций сложения и вычитания в пределах 10. После этого можно приступить к двузначным числам.

Существует до 50 уроков по данной методике, с подробным описанием и примерами. Поэтому для родителей не составит труда самостоятельно заняться со школьником изучением счета. Отличие от других способов обучения заключается в том, что она обучает мыслить группами чисел.

Ментальное обучение

Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.

Ментальной арифметике можно обучить самостоятельно либо отдать ребенка на специализированные курсы.

Наиболее популярные вопросы

Эффективно ли обучать ребенка счету на пальцах? Существуют противоположные мнения по поводу обучения счету по пальцам. Как правило, такой счет нежелателен, так как является неудобным. Допускается обучение счету на пальцах на первоначальном этапе. Существуют ли компьютерные тренажеры для обучения счету в уме? Существует множество онлайн-программ и компьютерных тренажеров для освоения данного навыка. Но злоупотреблять ими нежелательно, так как это негативно влияет на зрение, и исключает важный фактор – контакт с родителем.

Для эффективного обучения ребенка счету в уме важно своевременно обращаться к методикам развития математических навыков. Слишком рано начинать заниматься не желательно, как и слишком поздно. Существует множество хороших способов научить считать, и адаптировать ребенка к школьной программе. Главным условием является хорошее настроение и психологическая готовность ребенка обучаться. Заставлять не стоит, так как есть риск отбить желание познавать новое.

Как научить ребенка считать в уме: методика 1 класса и далее. Советы учителя начальных классов

Методика обучения счету

У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Педагогами используется три основных способа, как научить ребенка считать в уме:

  • основываясь на знании состава чисел;
  • заучивая таблицы математических действий наизусть;
  • используя особые приемы выполнения математических действий.

Рассмотрим каждый из них.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки — ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

: презентации на сложение и вычитание. Во многих из них используется принцип обучения устному счету на основе состава числа (упражнение «Домик» и др.).

Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:

  • разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
  • дополнить число до нужного;
  • закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
  • дорисовать доминошки.

Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.

В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:

  • дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
  • высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
  • подсчитать результат.

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:

  • чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
  • вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
  • из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.

Обучение устному счету путем заучивания таблиц

В школе главным способом, как научиться быстро считать в уме, считается заучивание таблиц. Причем подразумевается, что ребенок должен сделать это самостоятельно под контролем родителей. Обычно на уроке учитель только знакомит детей с принципом построения таблицы и выполняет с детьми всего несколько тренировочных упражнений на ее применение.

Есть много способов, заучить таблицы. Практически половину примеров в таблицах на сложение и умножение дети запоминают автоматически после ознакомления с переместительным законом.

Также можно использовать стишки и попевки. Самый известный пример для такого случая — строчки песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Хороший материал можно найти, ознакомившись с методикой Николая Зайцева или программой «Песнезнайка».

Еще одной интересной методикой ознакомления с таблицами является применение приемов эйдетики. На их основе можно придумывать сказки или картинки с использованием образов — чисел.

Чтобы закрепить знание таблиц можно детям предлагать:

  • раскраски;
  • компьютерные математические игры — тренажеры;
  • мультимедийные презентации;
  • тесты.

Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:

  • 456 + 300 = 756
  • 756 – 3 = 753

Аналогично производится и вычитание.

Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:

  • чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
  • умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
  • чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
  • разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.

Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.

Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.

Как научить ребенка быстро складывать и вычитать в уме в 1-2 классе

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом вопросе действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на уроке требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться очень долго.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Методика Зайцева

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Автор методики не рекомендует записывать сами примеры, изучая их наглядно и перемещаясь по числовой цепочке вверх или вниз в зависимости от того, складывают или вычитают числа.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Методика Полякова

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9, можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65
27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

95-29=(95-30)+1=64
Или вычитать поразрядно: 75-24=75-20-4=51

Тренировки

Важный этап для развития навыка считать в уме.

Для тренировки можно использовать специальные компьютерные программы или игры:

  1. «Магазин». Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Цены на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
  2. «Веселый счет». Взрослый кидает ребенку мяч и называет пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на автомате.
  3. «Цепочки». Дается цепочка примеров, детям нужно найти конечный результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.

Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут хорошей базой для изучения таблицы умножения и выполнения арифметических действий с трехзначными числами.
Видео сюжет расскажет, как научить школьника быстро считать в уме — не ментальная арифметика

Поделитесь с друзьями:

Как объяснить ребенку вычитание и сложение двузначных чисел

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток. Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно. Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием игровых методов. Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала. Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах. Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста. Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть. В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20. Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные компьютерные игры.

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента. Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4). Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц. Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61. Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Решать примеры с двузначными числами таким образом довольно легко, ведь в большинстве случаев на первом этапе идет пояснение того, как следует проводить все действия, показываются примеры, и только потом можно приступать к решению заданий. Можно использовать вариант, когда в игре предложены варианты ответа, однако в таком случае ребенок может пытаться угадывать правильный ответ не проводя подсчеты. В случае ошибки, необходимо помочь ребенку понять, почему он ее совершил, и объяснить, как стоит делать правильно.

Онлайн флеш-игра по математике «Двузначные числа» генерирует случайные двузначные числа, которые ребенку следует просуммировать и выбрать правильный результат. Также можно вписывать его вручную, с помощью мыши или цифровой панели клавиатуры.

Научить ребенка складывать и вычитать двузначные числа на самом деле несложно. Достаточно проводить регулярные занятия, длительность которых будет 10-20 минут, и уже через небольшой промежуток времени ваш малыш добьется неплохих показателей. Использование тренировочных заданий в повседневной жизни позволит лучше усвоить все правила и быстрее развить возможность счета в уме даже больших двухзначных чисел.

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

Современная реальность тесно связана с научно-техническим прогрессом. С раннего возраста дети привыкают к различным электронным приборам, легко осваивая их. С другой стороны, полноценное формирование личности человека требует развития познавательных процессов в раннем детстве. Внимание, память, мышление развиваются с помощью простых упражнений, органично вплетенных в игровую канву.

Запомните!Для полноценного развития важно научить ребенка как можно раньше считать примеры в пределах 10.

Это станет основой формирования понимания понятий «больше» и «меньше», умения концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, различать фигуры, определять длину, размеры предметов. Положительный результат обеспечит усердие, желание родителей, которые должны руководствоваться законами возрастной психологии.

Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10

Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» — «меньше», запомнить количественные обозначения.

Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10

В каком возрасте лучше это делать по ФГОС

В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.

Интересно!Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

С чего начинать

Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.

С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.

Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения.

Популярные способы обучения ребенка

На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.

Счет на пальцах

Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.

Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.

Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.

С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».

На предметах

Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами. Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики.

Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.

Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.

Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.

На линейке

Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.

Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.

Как научить малыша устному счету

Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.

Правила обучения счету в уме

Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:

  • поддерживать интерес у ребенка;
  • поощрять каждое достижение, успешное действие;
  • избегать принуждения учиться считать;
  • не повышать голос, не ругать малыша;
  • не давать детям слишком сложных заданий;
  • регулярно повторять пройденный материал;
  • закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.

Начинать обучение детей устному счету можно уже с возраста 2-3 года, постепенно усложняя задания.

Игры, примеры и стихи

Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:

  • номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
  • магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
  • задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.

Обучение через стихи

Чем помогут таблицы сложения и вычитания

Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.

Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.

Таблица сложения и вычитания

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.

Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.

На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.

Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».

Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *