Как научить ребенка дружить?

7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками.

7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками. У любой проблемы есть свои причины и последствия, давайте разбираться, что может мешать ребенку легко и непринужденно общаться и дружить со сверстниками.

1) Ребенок стесняется и не уверен в себе. Стеснение в школьные годы тяжело переживается ребенком, поскольку в школе поводов для этого предостаточно. Робким детям страшно сделать что-то не так — например, поднять руку и ответить или выйти к доске, когда вызывает учитель. Им сложно заводить новые знакомства и налаживать отношения с одноклассниками. Уверенный в себе ребенок может легко начать общаться с другими детьми, попросить помощи или наоборот сам предложить что-то другому, обычно таким способом дети начинают больше взаимодействовать и дружить, а если вашему ребенку не комфортно элементарно поговорить с одноклассником, то существует риск остаться без друзей в классе. Причина стеснительности кроется прежде всего в низкой самооценке ребенка и неумении правильно взаимодействовать в коллективе.

2) Немаловажным фактором, влияющим на общительность ребенка является семья. Семья это среда, где ребенок учится самовыражению, а следовательно и общению. Общение это одна из сфер самовыражения человека. Какая роль отведена вашему ребенку в семье? Является ли он полноправным членом семьи, к мнению которого прислушиваются и берут во внимание? Или наоборот мнение ребенка никого не интересует и его инициативность постоянно подавляется? От этого будет зависеть его общение со сверстниками и его успешность во взрослой жизни. Отношения между членами семьи откладывают отпечаток на личность ребенка. Если дома он привык, что его слушают и уважаю, то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет сложно общаться на равных.

Он скорее всего будет вести себя также неуверенно, как дома, либо примет противоположную модель поведения и будет подавлять других ребят, что тоже будет создавать трудности в общении. Большая редкость, когда ребенок из семьи с дисгармоничными отношениями, умеет правильно выстраивать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

3) У ребенка не развиты базовые навыки общения. К ним можно отнести:

-умение слушать и правильно реагировать на услышанное

-не перебивать

-сопереживать другому

-вежливо присоединяться к разговору

-адекватно реагировать на критику

-правильно высказывать свое мнение, не обижая, собеседников

-четко и грамотно говорить

4) Ребенок ведет себя агрессивно, обзывается. Возможно, ответ Вас удивит, но обычно ведут себя агрессивно те дети, которые сами испытывают сильные страхи. Агрессивное поведение ребенка формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по телевизору — соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать конфликты с помощью

драки. Еще одна причина — это неумение справляться со своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и неприятной для него ситуации, и начинает драться.

5) Ребенок не может за себя постоять Его обзывают, а он молчит. У него отбирают карандаши — он либо идет жаловаться, либо переключается на другое дело, будто бы ничего не происходит. Ситуаций может быть много разных, но причина одна, ребенок не умеет или не хочет защищаться. Стоит отметить, что такому ребенку в коллективе труднее всего, потому что если он не ответил одному обидчику, то обязательно задираться начнут и другие дети. Такое поведение может быть связано с различными причинами, например: дома ребенка не слушают и не позволяют выражать свое мнение, соответственно, в школе он этого сделать тоже не может, возможна и противоположная ситуация, когда домочадцы чересчур мягко обращаются с ребенком и он совершенно не умеет реагировать на агрессивное поведение других детей. В любом случае, я рекомендую в подобной ситуации обратиться к психологу, чтобы как можно скорее разобраться в причинах сложившейся ситуации и начать помогать ребенку.

6)Неадекватные притязания на лидерство Ребенок с неадекватными притязаниями на лидерство очень хочет быть главным и первым во всем, но по каким-то причинам он не является настоящим лидером — он только претендует на эту роль. Для того, чтобы занять лидерскую позицию, он раньше всех начинает тянуть руку на уроке, даже если не знает ответ. Может начать активно командовать и критиковать других детей. Часто отпускать шуточки в адрес непопулярного ребенка, чтобы показать свое превосходство. На уроке физкультуры самостоятельно может назначать себя капитаном и начинать командовать. Естественно, другим детям не нравится такое отношение и они начинают отдаляться. При этом родители часто не могут понять причин, почему у казалось бы активного и общительного ребенка возникают проблемы в отношениях с одноклассниками.

7) У многих на слуху такие понятия, как «экстраверсия» и «интроверсия». Данные

характеристики имеют большое влияние на общительность ребенка. Общение экстраверта, будет сильно отличаться от общения интроверта. Ребенка экстраверта можно определить по его активности в обществе, энергичности, желанию быть в центре внимания, умении быстро заводить знакомства и вступать в игру(общение) с малознакомыми людьми. Ребенок интроверт-спокойный, избирательный в контактах, дома может быть активным, а в обществе сдержанным и молчаливым.

Деткам интровертам комфортно быть с самим собой, он может спокойно играть один, без других детей. Слабыми сторонами экстраверсии является поверхностность, могут сначала что-то сделать и лишь потом подумать. Интровертам сложно вступать в контакт с новыми людьми и сложно быть естественным в присутствии большого количества людей. Учитывая, особенности разных типов личности можно предугадать сложности, с которыми ребенок может столкнуться и заранее помочь ему их предотвратить. Так например, экстраверта необходимо научить контролировать и правильно выражать свои эмоции, а интроверта заранее планировать свои действия в обществе малознакомой компании детей(это поможет ему чувствовать себя увереннее и комфортнее).

Как подружить детей в семье: 5 ошибок, которые совершают родители

Сейчас чаще мамы становятся многодетными, а число маленьких детей в семьях только растет. И это прекрасно. Вопрос в том, как удержать мир между братьями и сестрами, чтобы все жили дружно, спокойно и по-братски. Наследуем кота Леопольда и применяем на практике наши советы.

Ошибка № 1. СРАВНЕНИЕ ДЕТЕЙ

«Смотри, как хорошо кушает Маша. Не то, что ты» или «Видишь, Саша хорошая девочка, все делает быстро». На самом деле, детей сравнивать нельзя ни межу собой, ни с другими детьми.

Это вообще запрещенный прием. Такими действиями мы обостряем конкуренцию и соперничество между братьями/сестрами. Сопоставлять ребенка можно только с самим собой: «Дима, в прошлый раз ты как-то быстрее оделся».

Ошибка № 2. ОТСУТСТВИЕ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Собственная территория очень важна для формирования зрелой личности. Причем с рождения: кроватка, манеж, ходунки. Ребенок должен понимать, что это только его место, здесь он может играть и заниматься.

Ошибка № 3. ЗАВЫШЕННОЕ ОЖИДАНИЕ

От старших детей обычно хотят большего соучастия, понимания жизненной ситуации. Старший ребенок автоматически становится взрослым (особенно на фоне младших детей). Родителям кажется, что нн должен понимать, что мама устала и ждет от него помощи.

На самом деле, дошкольник – это тот же ребенок. И подход к нему должен быть соответствующий. Следовательно, рассчитывать на понимание от старших детей не стоит. Их сознание до семи лет по определению эгоцентрично. Это физиология. Они в таком возрасте еще не могут поставить себя на место другого. Так что не ждите от старших пока слишком много.

Ошибка № 4. ВЫДЕЛЯТЬ КОГО-ТО ОДНОГО

Все дети разные. Как физически, так и интеллектуально. Кто-то более спокойный, кто-то наоборот – «сплошное наказание». Противоположные дети бывают и в одной семье. Зачастую такая разница возникает, к примеру, из-за неготовности мамы к появлению старшего ребенка, когда он дался с трудом.

Важно понимать, что многое зависит от родителя, а не от ребенка. Чувства родителей – это сложный механизм, как многослойный торт. Если к старшему ребенку из-за эмоциональной неготовности теплота и любовь не раскрылась полностью, не стоит отчаиваться и говорить: «Какой сложный ребенок». А просто стоит исправить ситуацию.

Ошибка № 5. СИМПАТИИ И ФАВОРИТЫ

Родители могут и не афишировать явно своих симпатий, но дети-то все равно чувствуют, кто фаворит в семье. И это приводит к раздору между ними, конкуренции и зависти. Перефразируем известную фразу: «Детей не выбирают». Какие они есть, такими уже и будут. Их нельзя выбрать на заказ: чтобы вот глазки были такие, а ротик такой. Выход только один – принять и любить такими, какие они есть.

Если вы видите, что характер одного из малышей для вас является неприемлемым или трудным, как раз к нему и нужно с маленького возраста приближаться. Стараться находить к нему подход, больше проводить с ним времени, помогать ему. Видеть в нем хорошее, его особенности и задатки. Искать, чем вам вместе интереснее заниматься, чтобы общее было веселым и полезным.

ВАЖНО: Детей нельзя любить одинаково. Ведь каждый из них особенный. Поэтому и любовь к каждому из них должны быть особенной, но – одинаково сильной. Успехов вам и вашим деткам!

Памятка для родителей » Как помочь ребёнку подружиться» методическая разработка (старшая группа) по теме

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ»

1.Создавайте возможности подружиться

Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей . Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе: спортивная секция, кружок, где ребёнок мог бы общаться и встречаться со своими сверстниками.

2. Научите ребёнка правильному общению

Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека,и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему найти не только верных друзей , но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже и в 2-3 летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он показывает эгоизм.

3. Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток.

Постарайтесь, чтобы ребёнок откровенно рассказывал о том, что у него произошло: с кем дружит, с кем играл, с кем поссорился. Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть у друга было плохое настроение и т.д. , постарайтесь найти пути к примирению.

Учим детей дружить консультация

Консультация для родителей «Учим детей дружить»

Подготовила Кондратенкова И.В.

У всех нас есть друзья: мы ходим к ним в гости, общаемся, гуляем, вместе отмечаем праздники, помогаем и поддерживаем друг друга. Часто со многими из них мы знакомы и дружим ещё с детства.

Мы ценим дружбу и хотим, чтобы и у нашего ребёнка было много хороших и верных друзей. Но многие из нас даже не задумываются, что в приобретении друзей малыш нуждается в нашей помощи. Дружба включает в себя очень много вещей: внимание и уважение к другому человеку, к его мнению и характеру; сочувствие, помощь и поддержка; забота, доброта и щедрость; умение справляться со своим эгоизмом; секреты и тайны, горести и радости. Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.

Глаза в глаза

Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.

2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.

3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.

4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга — научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.

5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться — ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.

6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей — уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).

7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».

8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.

9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.

9. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни. 10.Периодически устраивайте общие игры с другими детьми: приглашайте их к себе домой, играйте на улице, ходите вместе на прогулки, в театр или зоопарк, друг к другу в гости, на праздники и дни рождения. Часто, подобные детские отношения перерастают со временем в долгую и крепкую дружбу. Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними — вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.

ВСПОМНИМ ДЕТСТВО!

Учить детей дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой — добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем «мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.

Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. — то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», — позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.

Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним — это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия — это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими. Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию — ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.

При обучении ребёнка дружбе и общению с другими детьми, проявите терпение, рассудительность, спокойствие и доброжелательность — малыш сможет научиться и у него будет много хороших и верных друзей.

Желаем счастья Вам и вашим детям!

Где и как ребенку найти друзей в современном мире?

Раньше все было просто. Мы выходили гулять во двор, находили себе компанию, дружили, играли, ссорились, мирились, — так и проходило детство. Но времена поменялись: теперь отпустить ребенка гулять одного страшно. Да и современные дети не очень склонны лазить по деревьям и играть в салочки, им бы айпад в руки, и запустить новую игрушку. А порой вокруг просто нет других детей — скажем, если родители живут в коттеджном поселке. Они, может, и рады бы выпустить ребенка погулять и поиграть со сверстниками, но их рядом попросту нет. При этом дружба по-прежнему остается крайне важным элементом эмоционального здоровья ребенка.
Как же помочь ребенку завести друзей в современном мире, если у него самого не очень получается это сделать?

Школа

Самый банальный вариант — попробовать найти друзей там, где ребенок проводит довольно ощутимую часть своей жизни, — в школе. Если у него там нет приятелей, стоит попытаться узнать: почему? Спросите у самого ребенка, и обязательно внимательно выслушайте ответ, не пытаясь давать советы или критиковать. Если ребенок почувствует, что вы искренне интересуетесь его проблемами, возможно, он скажет, что местная публика ему просто не интересна, а может быть признается, что он пытался найти друзей, но другие дети его не принимают.
Также стоит поговорить с учителями. Что они думают об эмоциональной атмосфере в классе? Что они делают для того, чтобы дети общались и строили отношения?
Класс — это микрообщество, в котором собираются дети из разных социальных групп, воспитанные в разных традициях, с разными интересами и взглядами на жизнь. Поэтому, если ваш ребенок не видит в школе потенциальных друзей, не пытайтесь подружить его с кем-то насильно — это лишь испортит ваши отношения.
В конце концов, школа — не единственная возможность для ребенка найти друзей.

Кружки и секции

Социологи считают, что самый простой способ для ребенка найти друзей — через общие интересы. Поэтому, если в школе у вашего малыша не получается подружиться, это еще не значит, что у него есть трудности с социализацией. Попробуйте отвести его на кружок или в спортивную секцию: объединенные общим интересом, дети куда проще находят общий язык и заводят друзей.

Лучше всего для поиска друзей и преодоления трудностей в общении подойдет командный вид спорта вроде футбола, волейбола, баскетбола (индивидуальные занятия по плаванию вряд ли помогут развитию коммуникативных способностей). Ребенку не нужно будет искать повод, чтобы начать разговор с ровесниками, — сама ситуация будет подталкивать его к общению.
Если же у вас нет лишних средств или времени водить ребенка по кружкам и секциям, старайтесь просто почаще бывать там, где есть другие дети. Например, можно сходить в кафе, в котором есть специальная детская зона, в парк развлечений, на детский спектакль в театре или на мастер-класс по лепке глиняных горшков.

Устройте плейдейт

Плейдейты (от английского «play date» — что-то вроде «игрового свидания») — это одно из самых гениальных изобретений американцев. Их суть заключается в следующем: родители нескольких детей договариваются и устраивают своим чадам встречу, обычно у кого-то из них дома. Организатор плейдейта придумывает детям развлечения и игры и следит за порядком. В зависимости от договоренности, взрослые (чаще всего мамы) либо развлекаются параллельно с детьми, обсуждая свои взрослые вопросы, либо оставляют одного «ответственного» следить за малышами, а сами разъезжаются по своим делам. В выигрыше остаются все: дети отлично проводят время и получают свою порцию общения, мамы могут, наконец, дочитать любимую книжку, провести время в салоне красоты или просто поспать.
Ничто не мешает попробовать применить западную практику на наш лад. Вспомните о коллегах, знакомых, бывших одноклассниках, у которых есть дети примерно того же возраста, что и ваш. Пригласите их в гости, придумайте интересные занятия для детей (увлеченные одним делом, они быстрее найдут общий язык). Если ваши дети поладят — вы можете превратить такие встречи в традицию.

Найдите друзей себе

Если у вас нет приятелей с детьми того же возраста, самое время их завести! Современный мир дарит огромные возможности – например, на форуме Материнство вы без труда найдете соседей по городу или району. И, поверьте, у многих из них есть ровно те же проблемы, что и у вас: слишком много дел и слишком мало времени, чтобы все их переделать. Посмотрите их профили, выберите тех дам, с которыми у вас сходятся взгляды на жизнь и интересы, и у которых есть дети того же возраста (и желательно — того же пола), и по-честному напишите: «У моего ребенка мало друзей, я хочу ему помочь, поэтому ищу ему компанию. Мне кажется, Ваня отлично поладит с вашим Сашей — вижу по вашим фотографиям, что у них одинаковые коллекции конструкторов. Вы не хотите как-нибудь вместе с нами погулять в парке?»
Заводить новых друзей никогда не поздно, кто знает — может быть, помогая найти приятелей своему ребенку, вы и сами обретете много интересных знакомств.

Детские площадки

В спальных районах крупных городов России сейчас появляется все больше современных, интересных и бесплатных детских площадок. Погуляйте по своему району и по соседним: вы наверняка найдете «живые» площадки, где в большом количестве, особенно по выходным, играют дети. Если ваш ребенок — из активных, вам достаточно просто почаще приходить на площадку, и со временем он сам заведет себе друзей. И, что приятно, они почти наверняка окажутся жителями соседних районов. А значит, вы сможете познакомиться с родителями и договориться встречаться на площадке регулярно — а там, кто знает, может быть даже сможете довериться новым знакомым и «дежурить» на площадке по очереди.
Если же ваш ребенок — не любитель лазить по лесенкам и кататься с горок, и не склонен общаться с незнакомыми детьми, возможно, перед тем, как пытаться активно погрузить его в мир социальных коммуникаций, вам стоит помочь ему развить навыки коммуникации.

Как это сделать?

Во-первых, поговорите с ребенком о дружбе.
Не все, что кажется нам, взрослым, банальным и очевидным, является таковым для детей. Спросите ребенка, кто такой, по его мнению, друг? Обсудите с ним, зачем нам нужны друзья и откуда они берутся. Составьте список «идеальных качеств» настоящего друга. Он должен быть добрым? Уметь веселиться? Делиться игрушками?
Во-вторых, научите ребенка поддерживать разговор.
Очень часто дети испытывают проблемы с поиском друзей просто потому, что не могут поддержать даже самый простой разговор. Они просто не знают, о чем говорить.
Расскажите ребенку, с чего начать разговор. Простого «привет, как дела?» достаточно для начала, но потом можно пойти дальше и, например, научить делать искренние комплименты — «Маша, ты построила такой красивый замок из песка!»
Учите ребенка прислушиваться к тому, что говорит другой человек, задавать наводящие вопросы, прокладывать «мостики» между тем, что они сказали до этого и что говорят теперь. Найдите темы, которые можно обсудить с потенциальными друзьями, — вашему ребенку будет, что сказать, даже если разговор зайдет в тупик.
Не навязывайте свое мнение, лучше интересуйтесь, что думает об этом сам ребенок и как он видит ситуацию, и поддерживайте его начинания. Не забывайте хвалить ребенка, если видите его успехи. «Я слышала, что вы с Мишей обсуждали, как прошли выходные. Здорово, что ты делишься с ним своими впечатлениями!»
В-третьих, помогите ребенку обнаружить свои сильные стороны.
Особенно важна помощь в познании себя для стеснительных и нерешительных детей. Объясните ребенку, что в мире нет черного и белого: на каждую слабость есть своя сила. Например, человек, который мало говорит, обычно очень хорошо умеет слушать.
В-четвертых, чаще включайте ребенка в свою социальную жизнь.
Дети перенимают от родителей куда больше, чем кажется, в том числе навыки коммуникации и социальных взаимодействий. Поэтому для вашего ребенка будет очень полезно, если он увидит, как вы общаетесь с самыми разными людьми. Хотя бы иногда берите ребенка с собой в гости, ходите вместе в магазин, в банк, в налоговую, в кафе. Наблюдая за тем, как вы общаетесь с окружающими, ваш ребенок будет учиться коммуницировать и, кроме того, убеждаться, что разговаривать с незнакомыми людьми совсем не страшно.
В-пятых, научите ребенка контролировать свои эмоции.
Мало кто захочет дружить с тем, кто обзывается или устраивает истерику, когда что-то идет не так, как ему хочется. Прошлогодние исследования австрийских психологов показали, что существует прямая зависимость между тем, насколько хорошо ребенок умеет контролировать свои эмоции, и количеством друзей.
Если в какой-то момент вы поймете, что сложности с построением отношений у вашего ребенка возникают из-за того, что он не умеет держать свои эмоции под контролем, объясните ему, что все мы время от времени испытываем самые разные эмоции. И это нормально — мы не можем их контролировать, они возникают помимо нашей воли. Но что мы можем контролировать — так это их проявления. Поэтому, если кто-то сломал твою игрушку, не нужно бросаться на него с кулаками, вполне достаточно сказать: «Я очень зол на тебя и расстроен, что ты сломал мою игрушку!»
Как бы сильно не было ваше желание найти своему ребенку друга, помните — умение дружить и контактировать с другими детьми не приходит сразу. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе. И старайтесь чаще бывать в местах, где есть другие дети, чтобы он мог тренироваться в общении.
Фото — фотобанк Лори

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *