Как отучить ребенка от рук?

Как не приучить новорожденного ребенка к рукам?

Мамы часто берут новорожденных на руки, чтобы покормить, успокоить или переложить в кроватку. Но считается, что контактов такого рода должно быть меньше, поскольку если вы увлечетесь и станете постоянно носить новорожденного на руках, это обернется впоследствии для вас определенными неудобствами.

Какой вред от ношения ребенка на руках? Как вести себя, чтобы не сделать кроху «ручным»?

Почему он просится?

С помощью плача кроха общается с вами, показывая, что ему дискомфортно или больно. Первая реакция любой матери в ответ на капризы — взять малыша на руки, успокоить, а затем выяснить, что вызвало у крохи слезы. Со временем родители по тону плача начинают безошибочно определять его первопричину.

Пока вы еще не научились «общаться» с младенцем, вам придется каждый раз выяснять причину плача крохи и устранять ее, не прибегая к успокоению с помощью ношения на руках.

  1. Новорожденный чаще всего плачет от голода. Если кроха на ГВ, то начавшего рыдать сразу после пробуждения малыша следует сразу покормить. Искусственникам, если время приема пищи близко, также нужно предложить бутылочку со смесью.
  2. Плач младенца может быть вызван дискомфортом. Сытый ребенок будет капризничать, если он замерз, ему мокро, жарко или душно.
  3. Малыш может плакать из-за причин психологического характера: например, младенец перевозбудился или устал, и от этого не может уснуть. Дети капризничают из-за того, что им, наоборот, не хватает впечатлений и двигательной нагрузки в периоды бодрствования. Также грудничок может плакать потому, что ему одиноко и не хватает рядом мамы.
  4. Ребенок может рыдать, показывая вам, что ему плохо. У него могут резаться зубки или болеть голова с горлышком из-за простудного заболевания, также дети в первые 3-4 месяца часто страдают от колик.

Новорожденный довольно быстро осознает, что мама приходит и прижимает к себе в ответ на плач, и в дальнейшем начинает использовать этот действенный инструмент при малейшей возможности. Постепенно вы заметите, что дитя начинает рыдать без причин и мгновенно успокаивается, только вы взяли кроху на руки.

Почему приучать малыша к рукам — плохо?

Заметив, что младенец использует плач, чтобы оказаться у вас на руках, вы должны немедленно начинать отучать дитя от такой зарождающейся пагубной привычки.

  • Ребенок будет манипулировать вами, используя плач, как средство привлечения вашего внимания;
  • в первое время вам будет легко носить малыша на руках, но вскоре вес его окажется довольно ощутимым и опасным для вашего опорно-двигательного аппарата;
  • малыши, которых постоянно переносят на себе мамы, становятся ленивыми: они не желают осваивать двигательные навыки, плохо развиваются физически и не умеют развлекать себя самостоятельно;
  • поскольку ребенок практически весь период бодрствования находится на материнских руках, у него нет возможности и желания исследовать окружающий его мир и таким образом развиваться: трясти погремушками, ощупывать разнофактурные предметы, передвигать и бросать игрушки;
  • если у мамы будет постоянно заняты руки, она просто физически не сможет заниматься хозяйством: стирать, гладить, убираться дома и готовить кушать; ей придется делать все это в те периоды, когда кроха спит.

Таким образом, подобная патологическая привязанность к матери может грозить крохе задержкой развития, а маме — хронической усталостью, проблемами со спиной и нервами из-за постоянных капризов младенца.

Другой взгляд

Психологи рекомендуют не лишать младенца телесной связи с матерью. А сторонники «ручного» воспитания считают, что ребенок должен находиться с матерью в тесном контакте, пока он сам не будет психологически готов, чтобы от нее «оторваться». Лишение этой важной для крохи связи грозит рядом проблем:

  • Не ощущая присутствия матери рядом, младенец теряет ощущение безопасности;
  • новорожденный остро нуждается в контакте с матерью, с которой его разлучил процесс родов, и не получая его в полной мере, испытывает сильнейший стресс;
  • младенец без тепла материнского тела будет испытывать проблемы с терморегуляционной системой и страдать от кишечных колик.

Вы сами должны обдумать, какой путь вам выбрать: приучить кроху к рукам или же лишить его контакта с собой. Но можно обратиться к «золотой середине»: предоставляя малышу максимум своего тепла, ласки, при этом не применяя ношение на руках. Так младенец получит физиологически необходимый контакт с вами и будет гармонично развиваться.

Как не сделать кроху «ручным»?

Чтобы не приучить грудничка к рукам, но предоставить ему желаемый тесный контакт, важно вовремя заметить зарождение проблемной привычки и пересмотреть собственное поведение.

Разнообразьте способы тактильного контакта с младенцем

У новорожденных еще плохо функционируют слух и зрение, и практически единственным способом их связи с новым миром становится осязание. Даже подрастая, ребенок жаждет ощутить ваши прикосновения и ваше тепло, для него они — гарант безопасности.

Не стремитесь сразу хватать плачущего грудничка, чтобы его успокоить, попробуйте сначала погладить его, успокоить его ласковым тоном и посидеть рядом. В течение дня часто прикасайтесь к крохе, кладите малыша с собой на кровать, согревая своим теплом, или выкладывайте на себя.

Освободите себе руки

Если вы не хотите травмировать дитя и отторгать его, лишая контакта с собой, можете продолжать носить его, но уже не на руках, а в слинге. Этот удобный аксессуар разгрузит вашу спину и сделает вас свободней, а малыш при этом получит желаемое.

Наполните день малыша впечатлениями

Дети часто просятся на руки из-за того, что им скучно и одиноко. С высоты маминых объятий кроха видит мир с другого ракурса, и он намного интересней надоевшего мобиля над кроваткой. Чтобы не приучить дитя к своим рукам, вы должны организовать крохе насыщенный, но не утомительный досуг на период его бодрствования.

  • Купите малышу мобиль со съемными игрушками, чтобы вы могли менять детали на новые, когда прежние крохе наскучат;
  • на время бодрствования переместите малыша из кроватки в другое место — на свою кровать, на развивающий коврик или просто застеленный теплым одеялом пол и предлагайте ему разные игрушки;
  • разработайте режим дня, насыщенный гимнастическими занятиями, чтением и массажем; такое времяпрепровождение не только достаточно развлечет младенца, но и обеспечит ему желаемый тесный контакт с вами;
  • для эмоционального насыщения ребенку необходима определенная нагрузка на его зрительные и слуховые органы, поэтому показывайте младенцу картинки из книг, объекты разных цветов и форм, а также включайте фоном спокойную или ритмичную музыку.

Позвольте крохе видеть и слышать вас

Если малыш плачет и просится на ручки потому, что вы его одного оставляете в комнате, занимаясь хозяйством, позвольте дитя слышать и наблюдать, чем вы занимаетесь. Если размеры кухни позволяют — перекатите туда коляску и поставьте ее так, чтобы кроха вас видел. Малышей после полугода можно уже сажать в детский стульчик.

Ребенок будет видеть, чем вы занимаетесь и с интересом наблюдать за вашими действиями и передвижениями. Комментируйте все происходящее на кухне, называйте наименования продуктов, описывайте их свойства: чем больше вы будете общаться с грудничком, тем больше будет у него словарный запас.

Используйте разные способы для успокоения

Безусловно, взять малыша на руки — это самый простой и действенный метод для успокоения. Но вы должны найти иные методы, чтобы не сделать младенца «ручным» и не усложнить тем самым свою жизнь:

  • поглаживайте грудничка;
  • поговорите ласково с крохой;
  • покачайте кроватку, если у нее есть полозья или маятниковый механизм;
  • потрясите погремушками;
  • покажите яркую или любимую игрушку;
  • предложите крохе соску;
  • попробуйте покривляться перед малышом или поиграть в «ку-ку».

Твердо настаивайте на своем

Если малыш уже был приучен к рукам, а теперь вы хотите исправить это, важно строго следовать выбранной линии поведения. Заметив, что кроха плачет именно потому, что хочет оказаться на ваших руках, применяйте разные способы, стараясь отвлечь дитя от этого желания. Не уступайте ребенку, даже если он долго плачет, объясняйте, что вы очень устали и больше не можете носить на руках такого взрослого и тяжелого малыша.

Если ваши уловки и уговоры не помогают, убедитесь, что малыш находится в безопасности, и просто выйдите из комнаты, пока кроха не успокоится. После вы должны обязательно поговорить с дитя ласковым тоном, поглаживая его спинку, тем самым показывая, что вы любите его.

Неудобная поза

Некоторым родителям удавалось отучить дитя от рук, используя неудобный для крохи захват, доставляющий ему дискомфорт. Когда вы берете малыша, вы располагаете его на себе так, чтобы и ему было удобно, и вам было сподручно его удерживать.

Если позу ребенка при удерживании на руках сделать неудобной для него, малыш довольно быстро охладеет к такому «способу перемещения» и перестанет проситься к вам.

Как отучить младенца от рук и когда этого делать не стоит?

Новоявленных родителей, особенно мам, зачастую беспокоит вопрос, как правильно отучать ребенка от рук и при этом не навредить ему. Ведь малыш так сильно плачет, не желая лежать в кроватке или играть в одиночестве. Расскажем, как на решение данной проблемы смотрит современная психология.

Почему ребенок просится на руки?

Чтобы понять алгоритм действий, необходимо выяснить причину, по которой малыш сильно привязался к рукам, и почему вообще дети просятся на руки.

  • Эмоциональное общение.

Чтобы нормально развиваться, ребенку необходим контакт с другими людьми. В психологии есть такое понятие – эмоционально значимое лицо. Это человек, к которому у малыша возникает наибольшая привязанность. Чаще всего это мама.

Мамины прикосновения, ласка, объятия, голос вызывают положительные эмоции у ребенка, дают ему ощущение спокойствия, безопасности и счастья. Поэтому малыш так стремится их получить, просясь на руки к маме.

Качание новорожденного – один из важнейших этапов в его психоэмоциональном развитии. Именно сейчас формируется его доверие к миру и к первому социуму, с которым он столкнулся. Некоторые родители избегают укачивания, так как считают, что ребенок привяжется к рукам и потом будет манипулировать своими близкими. Но если вы не готовы ограничивать собственное время ради здоровья и счастья своего ребенка, то зачем тогда вообще становиться родителями?

  • Наблюдение.

Малыш растет, и ему интересно наблюдать за всем, что происходит вокруг. Трехмесячный ребенок стремится чаще находиться на руках, так как с такой позиции больше видно, да еще и мама или папа рядом.

Без вашей помощи малыш еще не может передвигаться в пространстве, поэтому вы превращаетесь в его личный транспорт. Это естественно, ведь сейчас активно развиваются его высшие психологические функции – мышление, восприятие, память.

  • Грудное вскармливание.

Так как к груди малыша обычно прикладывают чаще, чем к бутылочке (когда ребенок на смеси), грудные дети более привязаны к рукам. Это не значит, что нужно отрывать малыша от груди и переводить на искусственное вскармливание. Наоборот, грудное молоко полезно, а нахождение в маминых объятиях положительно влияет на психику ребенка.

  • Плохое самочувствие.

Когда у малыша что-то болит или он хочет кушать, даже когда у него плохое настроение – он тоже просится на руки. Ведь он еще слишком мал, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, поэтому требует определенных действий от вас. Бывает, что от годовалого ребенка требуют принятия взрослых решений и суждений: «Ты не видишь, что мама устала?!», «Хватит реветь, папе нужно работать!» – но на понимание этого он еще просто не способен.

Некоторые родители считают, что если ребенок просто капризничает, то лучший выход – не обращать внимание. Но при этом они отказываются применять подобный метод на себе, и когда им плохо и нужна чья-то любовь, обижаются, если им этого не дают. Так почему же ребенок должен получать меньше?

Если вы боитесь, что ваш малыш вырастет несамостоятельным эгоистом, маменькиным сынком, невротиком или капризной девочкой, поверьте, для этого надо намного больше, чем простая привязанность к рукам. Чаще проблемы встречаются как раз у тех детей, которые недополучили внимание и тепло родителей. Рано или поздно все равно настанет тот момент, когда ребенок перестанет так сильно нуждаться в ваших руках и объятиях.

Что делать и как отучать?

Итак, поняв и разобрав, почему дети просятся на руки, вы сможете успешно отучить ребенка от рук, следуя советам психологов. Что же можно предпринять?

  • Разделение обязанностей. Важно, чтобы малыш проводил время еще с кем-то, кроме мамы: гулял с бабушкой, играл с папой, купался с дедушкой. Его внимание будет переключаться с главного значимого лица, что максимально освободит мамины руки.
  • Детский шезлонг. Мама может делать свои дела, положив ребенка в шезлонг и поставив его рядом с собой. Эти удобные детские приспособления сделаны как кресла, что позволяет крохе наблюдать за мамой и ее действиями. Желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему, чтобы он ощущал внимание к себе.
  • Запись маминого голоса. На диктофон можно записать пение колыбельной, чтение сказки и просто общение с малышом. Слыша голос матери, ребенок будет концентрироваться на нем и интересоваться, откуда же он раздается. Таким образом можно даже начать укладывать малыша спать.
  • Частая смена игрушек. Ребенку не важно, дорогие они или нет. Самое главное – рассматривать что-то новое. Вы можете даже собирать их из домашних предметов. Дети любят играть с посудой (лучше, чтобы она была пластиковая), с пузырьками, колбочками, а также со всем ярким и блестящим.
  • Ходунки и манеж. С данными приспособлениями переусердствовать не стоит, но они могут облегчить ваш труд. Когда ребенок может передвигаться в ходунках, ему уже не требуется ваша непосредственная помощь, чтобы «ездить» по комнате и изучать пространство. Если малыш остается у бабушек, им тоже необходимо приобрести ходунки, чтобы и у них он не сидел на руках.
  • Манеж удобен своей безопасностью, ребенок будет наблюдать за вами оттуда. Но долго оставлять его в манеже нельзя, так как это все-таки замкнутое пространство.
  • Борьба с усталостью. Если причина, по которой вы хотите отучить ребенка от рук, это усталость, значит, необходимо задуматься о пересмотре распорядка дня.Во-первых, готовьте что-то простое, нетрудоемкое. Существуют интересные передачи и рубрики на эту тему, например «Обед за 15 минут» или «Когда гости на пороге», «Быстрый ужин» и т. п. Запаситесь такими рецептами, чтобы не тратить лишнее время на готовку.Во-вторых, откажитесь от тщательной глажки вещей, утюжьте только необходимое. Зачем утюжить ползунки, которые через пару часов опять бросать в стирку?В-третьих, не бойтесь просить помощи. Переложите часть обязанностей на мужа или подключите ближайших родственников.
  • Слинг. Это устройство не поможет отучить ребенка от рук, зато вы не так сильно будете ощущать его вес и некоторые дела сможете выполнять с ним на руках: мытье посуды, готовку, стирку и т. п.

Как быть в случае сильных истерик?

Если малыш просто плачет, просясь на руки, – это одно, а вот если он закатывает истерику – это более серьезная проблема.

Частые причины истерик:

  • ошибки воспитания;
  • тип нервной системы;
  • недостаток внимания.

Что делать, если случаются истерики?

  1. Возможно, следует обратиться к специалисту. Он может посоветовать препараты или назначить дополнительное лечение, если истерики неконтролируемые.
  2. Не стоит оставлять ребенка, когда он плачет, уходить, кричать или доказывать ему, что он не прав. Во-первых, он вас не поймет; во-вторых, это только напугает его. Наоборот, нужно успокоить ребенка, обнять и сказать, что вы его очень любите.
  3. Бывает так, что ребенок просится на руки и устраивает истерику при этом, потому что редко вас видит или редко получает от вас внимание. Если вы будете проводить с ним больше времени, играть, купать, петь колыбельные, то малыш успокоится и со временем перестанет так себя вести.

Помните, что в целенаправленном отучении от рук чаще всего нет необходимости. Ваш ребенок нуждается в вас, вашей заботе, любви и помощи. Однажды вы тоже будете нуждаться в его поддержке и нечастых визитах. Любите своих детей, и они будут любить вас. Забудьте про методы Спока. Здоровая психика формируется в атмосфере гармонии, уважения к потребностям другого и безопасности.

Как отучить грудного ребенка до года от рук

Любой грудничок ассоциируется с пребыванием у мамы на руках. Такое его естественное положение обусловлено самой природой. Человеческий детеныш рождается абсолютно беспомощным, и ему требуется материнская забота. Но уже спустя 2-3 месяца после рождения первенца мама задается вопросом, как отучить ребенка от рук.

Грудничок на руках

Причины привязанности к маминым рукам

Потребность младенца в материнских руках, прежде всего, проявляется на инстинктивном уровне. Немало историй может рассказать молодая мама о том, что ее малыша не способны разбудить звонкий собачий лай, музыка и даже соседский перфоратор. Но стоит ей отойти от младенца, как он тут же начинает громко кричать.

Это не значит, что месячный младенец во время своего сна сознательно контролирует присутствие мамы. Чувствительность к ее отсутствию объясняется инстинктом самосохранения, доставшимся ему от далеких предков, когда забытый в пещере грудничок подвергался смертельной опасности.

Сегодня дети растут не в пещерах, однако инстинкт не угас. Как только нечто теплое и большое рядом перестает ощущаться, появляется страх и необходимость громко звать на помощь. У мамы ответный инстинкт развит не хуже – стоит малышу закричать, как она уже бросила все и готова взять его на руки.

Внимание! Именно материнское поведение формирует привязанность ребенка к рукам. Любой поведенческий инстинкт имеет тенденцию к угасанию, если его проявление не меняет ситуацию.

Что такое чрезмерная привязанность

Самая частая реакция, которую можно увидеть у молодых родителей в ответ на вопрос о втором ребенке, – ужас в глазах или глубокое замешательство. Основная причина кроется в отсутствии нормального сна у взрослых первые 10-12 месяцев жизни ребенка. Немало мам считает появление грудничка в своей семье неким испытанием, через которое пришлось проверить крепость брака и своих сил. В действительности, в подобные ситуации женщины загоняют себя и свою семью сами, только лишь тем, что не умеют правильно распознавать причины плача и, соответственно, на него реагировать.

Как формируется

Научные исследования доказали, что младенцу достаточно 2-3 положительных исходов, полученных в ответ на его крик, для того чтобы сформировалась привычка. Модель поведения грудничка в большей степени зависит не от его характера и личных качеств, а от того, как мама реагирует на детский плач.

Плачущий малыш

Чем вредит ребенку и маме

Очевидный вред для мамы заключается в невозможности нормально жить. Бесконечное качание грудничка на руках превращает ее в озлобленное существо, которое неспособно получать радость от материнства, адекватно общаться с мужем, выполнять какие-либо дела по дому. Именно неумение правильно реагировать на детский плач становится основной причиной разводов.

Мало отцов способно смириться со сменой своей роли – ранее любимый, он теперь становится дополнительным раздражителем. У жены не хватает сил на общение, она стала нервной и неприветливой. К тому же значительно меняется внешний вид девушки. Теперь вместо макияжа с лица не сходят синяки под глазами, а на макушке прочно закрепился пучок волос. Все это возникло только потому, что в доме появился младенец, который постоянно желает пребывать у мамы на руках, не давая ей ни единого шанса заняться собой.

Последствия постоянного пребывания на руках

В первую очередь, от того, что мама постоянно носит грудничка на руках, нередко совершая покачивающие движения, появляется боль в спине и коленях. По мере роста ребенка увеличивается нагрузка на руки, хрупкие девушки отмечают продолжительные боли в мышцах предплечья.

Кроме очевидной физической усталости, мама не имеет возможности принять ванну или душ, заняться своим внешним видом, ей очень сложно заниматься делами на кухне, когда одной рукой все время приходится придерживать малыша.

Ребенок, пребывая у мамы на руках, теряет возможность развиваться физически. Когда другие дети лежат в кроватке, они:

  • изучают свое тело, рассматривая ручки;
  • тренируются переворачиваться, поднимая ноги вверх;
  • пробуют тянуться за игрушками;
  • знакомятся с работой мобиля, подвешенного над кроваткой.

Грудничок, который не слезает с рук, большое количество времени пребывает в одной позе. Он лишен возможности учиться переворачиваться и отстает в физическом развитии от своих сверстников.

Важно! Главная опасность постоянного ношения на руках заключается в том, что мама заходит на кухню, чтобы что-то поставить вариться на плиту, размешать или разрезать. Ребенок в этот момент подвергается страшной опасности. Педиатры убеждают молодых мам не брать с собой детей на кухню. Лучше оставить малыша кричать в кроватке, чем потом лечить его от ожогов.

Для чего нужно отучать ребенка от рук

Самая первая причина, по которой нужно отучать грудничка от рук, – естественные бытовые и физиологические потребности матери, которые она не в состоянии удовлетворять с ребенком на руках. Не может женщина получать удовольствие от материнства и желать завести еще одного ребенка, если из-за первого она сорвала себе спину, забыла про сон и личное время.

Ребенку постоянная телесная привязанность с матерью может быть полезна до месяца, когда он только учится осознавать себя в новой среде. После месячного возраста малышу полезнее заниматься изучением своих возможностей и развитием новых способностей, чем висеть у мамы на руках. Когда грудничок не может провести ни минуты без маминого присутствия, у него тормозится развитие важного психологического уровня, который отвечает за осознание себя как отдельной личностной единицы.

Привязанность к матери мешает учиться смотреть на мир и формировать свою точку зрения. Такие дети сложнее адаптируются в обществе. У дошкольника первая трудность появляется с поступлением в детский сад, когда он остается на целый день без мамы. Весь мир такому ребенку кажется враждебным, что значительно занижают самооценку и формирует ряд комплексов личности.

Психологи утверждают, что избалованность детей начинается с того, что грудничок манипулирует мамой, когда начинает громко кричать сразу после того, как его отправляют самостоятельно полежать в кроватке. Родители, не сумевшие решить такую проблему, рано или поздно столкнутся с детской агрессией. При каждом удобном случае такие дети закатывают истерики для того, чтобы изменить решение родителей. Подобные ситуации можно наблюдать в торговых центрах, где уже никого не удивляют дети, падающие на пол и бьющиеся головой о стену.

Истерика в магазине

Важно! Начинать строить отношения с ребенком надо с первого дня его жизни, четко давая понять, что главные в доме – родители, а не младенец.

Когда не стоит отучать

Исключения составляют дети, имеющие неврологические нарушения развития. Эти проблемы могут касаться детей в основном старше 8-9 месяцев, чаще после года, когда ребенок уже может реагировать на определенные события остановкой развития. Получив психологическую травму, такой малыш может прекратить свою физическую активность, после года не проявлять интереса к прямохождению. Ярким показателем психологической травмы становится остановка развития речи, когда грудничок вдруг перестает произносить звуки, не пополняется его словарный запас, он перестает понимать взрослую речь.

Одними из пунктов, обязательных для реабилитации таких деток, являются близость с мамой и длительный телесный контакт. Сразу после того, как психическое здоровье ребенка будет восстановлено, его обязательно нужно будет учить самостоятельному времяпрепровождению.

Как правильно отучить ребенка от рук

Лучше всего осознанно подходить к появлению младенца в семье, предварительно изучив все особенности общения с ним и основные правила ухода. Беременной женщине государство дает возможность с 7 месяца уйти на законный отдых, чтобы не наносить ущерб своему здоровью и подготовиться к рождению малыша. В этот период мудрые девушки занимаются чтением книг по детской психологии и основам педиатрии, написанных простым языком для не специалистов. В таких семьях вопросы бессонных ночей и капризных детей не стоят.

Отучение в 1-2 месяца

Проще всего отучать от рук ребенка именно в этом возрасте. Он еще достаточно долго спит и время, которое будет тратить на громкие протесты, не будет превышать 30-40 минут.

Интересно! В вопросе о том, как отучить ребенка от рук в 1-2 месяца, главное – способность мамы придерживаться выбранного пути. Редкий родитель способен сохранять хладнокровие, когда младенец жалобно кричит, требуя тактильного контакта.

Для того чтобы грудничок научился самостоятельно засыпать, без укачиваний, его нужно хорошо накормить и положить в чистую кровать. Решающее условие – микроклимат помещения. В комнате должно быть прохладно и влажно. Оптимально – прогреть комнату до +20 ˚C и увлажнить до 55-60%.

В возрасте 3-4 месяца

Трехмесячные малыши начинают обращать внимание на музыкальные карусели, свисающие над кроваткой, – мобили. Начинать учить грудничка проводить время без взрослых лучше с помощью таких устройств, оставляя его одного в кроватке на 5-10 минут, постепенно увеличивая интервал. Даже если ребенок не начал плакать, к нему нужно подойти и погладить, что обозначить свое присутствие. Так он начнет понимать, что временное исчезновение мамы, это не страшно и не навсегда.

Малыш и мобиль

В 5-6 месяцев

Полугодовалый грудной ребенок, в отличие от двухмесячного, с большим интересом может проводить время сам. Объясняется это тем, что он уже умеет дотягиваться до игрушек, удерживать их и перекладывать из руки в руку. Для того чтобы научить его играть самостоятельно, нужно приобрести занимательные яркие игрушки, разложить их на полу и положить к ним ребенка. Первое время придется поиграть вместе с ним. Родители должны показать малышу, как играть с той или иной игрушкой: погремушку нужно трясти, шуршащую гусеницу можно мять, яркие кнопки – нажимать. После того, как удастся заинтересовать грудничка, от него можно отходить на 5-10 минут.

В 7-8 месяцев

Восьмимесячный ребенок уже умеет сидеть, поэтому увлекать его можно красочными книжками из картона, пенопласта или полиэтилена.

Важно! Нельзя оставлять грудничка на диване или кресле без присмотра, потому что он с него непременно упадет. Самое безопасное место для самостоятельной игры – кроватка с бортами или манеж. Пол можно считать безопасным только тогда, когда на межкомнатных дверях стоят ограничители, ящики на шкафах и комодах закрыты на фиксаторы, а сами комоды надежно прикручены к стене.

От 10 месяцев до года

Самый подходящий возраст для игры в манеже – 10 месяцев и старше. В это время ребенок чаще всего уже умеет стоять. Если добавить туда несколько ярких мягких игрушек, удастся увлечь малыша самостоятельной игрой. Не стоит класть в манеж предметы из твердых материалов, потому что дети в этом возрасте стоят еще неуверенно, из-за чего часто падают на попу. Приземляться на мягкую игрушку безопасно, а вот на пластмассовый кубик очень больно.

Грудничок грызет манеж

При выборе манежа стоит обратить внимание на бортики – они должны быть устойчивы к прокусам. В возрасте 10 месяцев дети с удовольствием грызут их. Чтобы ребенок не проглотил полиуретановый наполнитель, нужно протестировать манеж на прочность. При необходимости можно дополнительно обмотать борт широкой строительной лентой или канцелярским скотчем.

Советы доктора Комаровского

Пользующийся авторитетом среди мам педиатр Комаровский рекомендует с самого начала не допускать ситуации, когда ребенок прикован к маминым рукам круглосуточно. Он призывает родителей научиться распознавать причины плача, чтобы без необходимости не хватать детей на руки. Прежде, чем вынимать младенца из кроватки, нужно определить, из-за чего он расплакался:

  • как давно ел – если еще не прошло два часа, значит, он не голоден;
  • какая температура в комнате – если выше 22˚C, ребенку жарко, особенно, когда на нем два слоя одежды и чепчик;
  • пил ли он после еды (речь идет о детях старше 6 месяцев, употребляющих кашу или овощные пюре);
  • не болит ли его живот, это можно определить по особому пронзительному плачу, сучению ножками и отхождению газов;
  • не замерз ли – этот пункт, как утверждает доктор, из области фантастики, потому что детей регулярно перегревают и никогда не переохлаждают, но иметь в виду это стоит, проверив, что температура в помещении не ниже +16˚C, а младенец одет хотя бы в 1 слой одежды.

Проанализировав ситуацию по всем пунктам, можно понять, капризничает ребенок или требует помощи. От этого зависят дальнейшие действия родителей, которые решат, брать на руки или погладить по спинке или животику, после чего пойти заниматься своими делами.

Существует три правила отучения от рук:

  1. Если решили отучать, нельзя ни разу идти вразрез со своим решением;
  2. Если мама не берет на руки капризного ребенка, то не берут и все члены семьи;
  3. Даже ночью новорожденный может быть вынут из кровати только для кормления, после чего отправлен обратно до следующего приема пищи.

Счастливая семья

Потерпев всего 2-3 дня, родители смогут обеспечить себя спокойным сном, свободным временем и крепкими нервами. При правильном подходе к воспитанию своего ребенка не возникнет страхов перед появлением второго малыша в семье. Материнство может быть счастливым только при наличии у родителей здравого смысла.

Как отучить ребенка от рук: правда о грудничках

Что такое мамины руки для ребёнка? Не часто мамы задают себе такой вопрос, гораздо чаще звучит вопрос о том, как отучить ребенка от рук.

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

9 месяцев беременности + 9 мес

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

  • «Не носи на руках – а то потом не слезет!»,
  • «Не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!»,
  • «Корми строго по часам – а то избалуется!».

Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе.

Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии и в этот период перед вами не должен стоять вопрос отучения ребенка от рук.

Место жительства — мамины руки

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Об особенностях процессов теплообмена у новорожденных читайте в статье Как родителям понять, что новорожденный замерз?

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью. Читайте более подробно о том как носить ребенка на руках>>>

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама отучала ребенка от рук и боялась лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт, т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать. Полезная статья о правилах безопасного сна с ребенком>>>
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Как это делать смотрите в этом видеоуроке>>>. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие. Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох. Смотрите также мой видеоурок о совместном сне>>>

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

Когда отучать?

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Когда вам постоянно не хватает времени смотрите мой курс Как маме успевать всё с малышом на руках?>>>

Если же мама постоянно стремится отучить ребенка от рук, откладывая его от себя, поменьше брать на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается. Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *