Как писать сочинение 5 класс?

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения «Осенний лес».

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

  1. Лес

  1. Листья

3. Березки

1. Осенний, грустный, яркий.

2. Разноцветные

Пестрый ковер

Похожи на монетки

3. Тонкие, стройные

1. Стоит, шумит

2. Шуршат, трепещут на ветру.

3. Стоят, покачивают головками.

Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, «позаимствовать» какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему.

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман «Отцы и дети».

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, «Любовная лирика А. Пушкина». Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви. Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения). После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Сочинения писать и легко, и сложно одновременно. Простота состоит в том, что нужно просто излагать свои мысли. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании. Предлагаем ознакомиться с небольшими подсказками для написания сочинений.

Как писать сочинение 5 класс

  • Для начальных классов легче даются сочинения повествовательного типа, когда детям необходимо пересказать сюжетные линии. Можно немного подключить описания, чтобы ребенок развивал наблюдательность.
  • Вначале необходимо выделить основную информацию и осмыслить ее.
  • Составить план сочинения.
  • Подобрать подходящие слова для описания и построить предложения по грамматическим правилам.
  • Внимательно перепроверить сочинение после написания.

Дополнительные советы:

  • Не забывайте, что сочинения должно состоять из вступления, в котором кратко необходимо описать суть проблемы, основной части, где излагаются мысли и заключения, в котором подбиваются итоги и пишутся выводы.
  • Выпишите на черновик первые мысли, которые пришли на ум после изучения темы сочинения.
  • Стимулируйте мыслительную активность, постарайтесь погрузиться в тему, если она вам близка или расспросите у родных.
  • Не бойтесь выдвигать гипотезы и фантазировать, но старайтесь не занимать этим все сочинение.

Шаблон как писать сочинение по русскому

  1. Вступление
  2. Формулировка основной проблемы (вопрос, над которым автор должен размышлять)
  3. Комментарий (пояснительные замечания и рассуждения по поводу проблемы: иллюстрации или пояснение значений)
  4. Авторская позиция (вывод, к которому автор подходит путем размышлений над проблемой)
  5. Отношение к авторской позиции и обоснование этого
  6. Выводы

Памятка пишущему сочинение

  1. Обязательно читайте произведение, по которому необходимо написать сочинение. Если вы будете писать о непрочитанном, учитель сразу это поймет.
  2. Узнайте историю создания произведения или факты из жизни писателя – это поможет сделать собственное сочинение более емким.
  3. Объясните название, идею и тему произведения.
  4. Выделите, какие основные проблемы хотел донести автор.
  5. Выделите основные части конфликта в произведении.
  6. Обозначьте, в чем особенность произведения.
  7. Напишите план.
  8. Не пересказывайте и не перегружайте текст цитатами.
  9. Каждая часть работы обязаны быть последовательной логически и соразмерной.
  10. Избегайте повторов и речевых штампов.

Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример

Царевна-лягушка – довольно необычная сказка, актуальна и по сей день. Она показывает, что человек красив не лицом, а своими поступками. Эти истины подтверждаются в данной народной сказке.
Сыновья царя всю жизнь жили в достатке. Когда подошло время жениться, братья выпустили стрелы в разные стороны, чтобы определить свою судьбу по поводу женитьбы. Старшему и среднему повезло с зажиточными невестами, а вот стрела младшего попала в болото. Что делать? Но это не приговор и младший рискнул привести ко двору лягушку, поскольку окончательный выбор делал царь. Никто не знает, что лягушка – заколдованная царевна. Поэтому она мастерски справляется с указаниями царя, показав себя лучше остальных жен. Постепенно отношение жениха к лягушке меняется, от все больше ей доверяет и чувствует ее внутренний мир. Это помогает расколдовать царевну, показав ее на глаза остальным.
Не стоит судить о лягушках по внешности, ведь перед вами может быть та самая, заколдованная. И лишь узнав их внутренний мир и подружившись, можно разглядеть настоящую царевну.

Чтобы понять произведение, необходимо быть на одной волне с писателем, понять, какие мысли он хотел донести людям. Свои же мысли в сочинении доносите кратко, но красочно и интересно. Кто знает, может и вы станете писателем в дальнейшем.

Как научить младшего школьника писать сочинение

Сочинение
Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка.
Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе
В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями.
Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка.
Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже.
Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения.
На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её.
В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением.
Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса.
Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Концентрация и внимательность
Начиная писать сочинение, ученик должен быть очень внимателен к его теме и не должен уклоняться от неё в сторону. Дети начального школьного возраста часто склонны писать только об отдельных явлениях или событиях, которые привлекли их внимание, не рассматривая тему в целом. В силу того, что мышление в этом возрасте часто ассоциативно, сочинение «расползается по швам» и уходит от темы.
Например, дана тема сочинения «Зима». Ученик описывает катание на коньках с папой, затем упоминается о том, что на следующий день папа уехал в командировку и заключительная часть сочинения посвящается папиной работе.
Здесь можно выделить две недоработки со стороны учителя:
1. Учащийся либо не научен раскрывать тему, либо не сформулировал для себя основную мысль своего сочинения;
2. Учащийся недостаточно сконцентрирован на теме, отвлекается, перескакивает на другие темы, сам того не замечая.
Второй пример. Дана тема «Зимние забавы». Ученик начинает писать о праздновании Нового года, затем упоминает то, что вынужден был пропустить новогодний утренник из-за болезни, затем рассказывает о том, как важно выполнять рекомендации врачей и о пользе закаливания. В заключении он, в полном соответствии с планом, пишет о том, что зима дарит людям много радости. В этом случае налицо невнимательность при осмыслении темы сочинения, ведь задание было — написать не о зиме и простуде, которую можно подхватить зимой, а о зимних забавах.
Как учителю избежать таких досадных ошибок? Ответом на этот вопрос могут стать следующие рекомендации:
1. При написании сочинения, убедитесь в том, что предложенная вами тема для детей интересна и вполне понятна. Если вы замечаете, что часть класса не хочет писать на выбранную тему, предложите им выбрать тему для сочинения самостоятельно.
2. Не стоит давать поначалу слишком широкую тему. Лучше остановиться на чём-то конкретном. Это поможет детям сконцентрироваться и уменьшит риск перескакивания на другие темы.
3. Если название темы состоит из более, чем одного слова, учитель должен предложить детям выделить главное слово. Например, в вышеназванной теме главным является всё-таки слово «забавы», и если бы ребёнок осознал это, его сочинение отвечало бы теме в большей степени.
4. Учитель должен помочь детям определить основную мысль сочинения при помощи предварительной беседы. Необходимо донести до учащихся понимание того, что основная мысль не должна быть одинаковой у всех, кто пишет сочинение на эту тему. Следует поощрять школьников, которые мыслят нестандартно, высказывают оригинальные идеи.
5. Дети должны понимать, что любое сочинение, в том числе сочинение-описание не пишется просто так. Оно должно воздействовать на читателя, вызывать у него определённые мысли, чувства, эмоции.
Обучающие игры, которые помогают сконцентрироваться на теме сочинения и сформулировать его основную мысль:
1. «Река и ручейки»
Учитель выдвигает тему и помогает классу сформулировать одну общую основную мысль по определённой теме. Эта мысль – река. Затем учащиеся по очереди предлагают другие варианты основной мысли – «ручейки». Каждый должен доказать, что его «ручеёк» вливается в большую реку, а не пересыхает в пустыне. То есть его мысль отвечает общей теме, а не уводит от неё в сторону. Автору самого интересного «ручейка» предлагается выдвинуть следующую тему.
2. «Учитель и ученик»
Учащиеся делятся на пары. Один – учитель, другой – ученик. «Учитель» даёт ученику тему для сочинения. «Ученик» формулирует основную мысль и рассказывает, о чём он будет писать в сочинении. «Учитель» задаёт вопросы и определяет, правильно ли «ученик» справился с заданием. Затем роли меняются. Разумеется, эта игра должна проводиться под контролем педагога.
3. «Сочинение Незнайки»
Учитель читает школьникам сочинение, в котором содержание не вполне соответствует теме. Дети по очереди указывают на ошибки и высказывают предположение, как их исправить.
Сложности в составлении плана
Одно из главных условий успешного написания сочинения – это грамотно составленный план. Он является каркасом сочинения, устанавливает границы, помогает мыслить последовательно. К сожалению, не всегда учителя могут убедить учащихся в важности составления плана. Часто школьники пишут план «для галочки», уже после того, как сочинение написано. Это очень большая ошибка.
Желательно, чтобы даже в начальных классах учащиеся умели составлять подробный развернутый план, в котором, кроме общепринятых частей – вступления, основной части и заключения, имеются и подпункты, позволяющие конкретизировать содержание сочинения. Такой план для младших школьников даже предпочтительнее простого плана, так как служит надёжной опорой мыслям.
При обучении учащихся составлять план нужно следовать рекомендациям:
1. Чем чаще ученик будет составлять план, тем лучше у него будет вырабатываться навык в выполнении этого действия. Поэтому учитель должен задавать детям составление плана не только на уроках русской литературы, но и на других занятиях. Например, полезно составлять план своего устного ответа по любому предмету.
2. Составление плана по готовому тексту так же полезно, если этот текст не является собственно сочинением этого ребёнка, написанным поначалу без всякого плана. Можно предложить детям составить план рассказа или любимой сказки.
3. Учитель должен донести до учеников мысль, что составление плана не самоцель, а этап, действительно упрощающий работу. Для этого необходимо демонстрировать работу над сочинением по плану, рассказывать, для чего предназначены основные пункты плана, какова их роль.
Младшим школьникам проще составлять план в виде вопросов. Например:
Введение
Почему я решил написать о зимних забавах?
Основная часть
1. Какое зимнее развлечение мне особенно нравится?
2. Почему я люблю ходить на каток?
3. С кем я хожу на каток?
4. В каких ещё зимних забавах я принимаю участие?
Заключение
За что мы любим зиму?
Чётко отвечая на вопросы плана, ученик не сможет перескочить на другую тему или забыть о теме вообще.
Обучающие игры, помогающие научить детей составлять план сочинения:
1. «Верный план»
Учитель читает классу текст и несколько вариантов плана к нему. Ученики должны выбрать верный план и обосновать свой выбор.
2. «Разорванное письмо»
Учитель говорит ребятам, что получил письмо, но Домовой письмо разорвал на маленькие полоски. Остался целым только план письма. Детям предлагается собрать текст письма из отдельных фрагментов, руководствуясь планом.
Усложнённым вариантом этой игры является использование неполного текста, когда один из фрагментов убирается, и дети сами пытаются его восстановить.
3. «Незнайкин план»
Учитель читает детям текст и говорит, что план к нему уже составлен Незнайкой. Детям предлагается оценить план и исправить его, если это необходимо. Особенность этой игры состоит в том, что план может и соответствовать тексту. Учащиеся должны сами определить, подходит он или нет.
Необходимость расширения словарного запаса
Для того, чтобы писать полноценные сочинения, учащиеся должны обладать достаточным словарным запасом. Более всего расширяет словарный запас чтение и слушание художественной литературы. Для того, чтобы учащиеся свободно оперировали своим словарным запасом при написании сочинения, учитель должен проводить предварительные занятия и обучающие игры.
Посоветовать педагогу можно следующее:
1. Перед написанием сочинения ученикам предлагается выделить основные предметы или явления, о которых он будет писать, то есть подобрать существительные, имеющие отношение к данной теме.
2. Затем следует обратить внимание на глаголы. Глаголы должны соответствовать стилистике сочинения. Учитель должен привести примеры художественного текста описания, в котором глаголы могут использоваться и в переносном смысле.
3. Подбор определений. Этот этап особенно важен при написании сочинения-описания. Чем разнообразнее будут определения, тем выигрышнее будет восприниматься текст.
Обучающие игры для расширения словарного запаса:
1. «Телеграмма»
Учитель читает детям «телеграмму» — очень короткий текст без прилагательных и предлагает дополнить телеграмму необходимыми определениями. Дети читают по очереди, что у них получилось, сообща решается, чья работа лучшая. Автор лучшей работы сам составляет следующую телеграмму.
2. «Синонимы – кто больше»
Учитель предлагает детям подобрать как можно больше существительных для определения одного и того же понятия. Тот ученик, который больше всех подобрал синонимов, объявляется победителем.
3. «Собери пары»
Учитель рассказывает детям, что пары слов существительное-глагол потеряли друг друга. Учащимся предлагается подобрать из представленных глаголов пары к существительным.
4. «Шкатулка с сокровищами»
На протяжении некоторого времени (от нескольких дней до нескольких недель) каждым учеником собирается «шкатулка» с поэтическими выражениями, интересными образами, сравнениями, элементами народного фольклора (пословицы и поговорки), которые можно использовать в сочинении на определённую тему. Победителем объявляется ученик, который смог собрать наибольшее количество «сокровищ»
Специальные приёмы, которые помогут вызвать у класса интерес к написанию сочинений
В младшем школьном возрасте дети наиболее успешно справляются с заданиями, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Поэтому желательно во время подготовки к сочинению, например, на тему «Осень в лесу» сходить с классом к лес или в парк, обратить их внимание на то, как изменились растения, какое над головой небо, как одеты люди и т.д. Даже если предстоит сочинение по картине, «Осень», ребятам будет проще записать свои мысли, если они будут подкреплены воспоминаниями о собственных ощущениях и переживаниях.
Иногда младшему школьнику трудно выбрать фразу для начала сочинения. В этом случае можно предложить написать сочинение в виде письма к родному или близкому человеку.
Интересным приёмом является написание сочинения по картине или литературному произведению от первого лица, то есть от имени художника или героя произведения.
Самое главное для учителя не переусердствовать в критике, сохранить даже малые ростки творчества, которые проявляются в детских сочинениях, постараться, чтобы они окрепли и приносили пользу в дальнейшем при выполнении творческих заданий.
2019 год, 28 февраля

«Как написать сочинение-описание» В помощь учащимся

Сочинение -описание

Сочинение-описание — это сочинение, в основу которого положено описание как тип речи. Соответственно, написать сочинение-описание означает написать сочинение, отвечающее особенностям именно этого типа речи. Главной отличительной особенностью сочинения-описания является то, что его текст является ответом на вопрос какой?

О чём можно писать в сочинении -описании

Чаще всего сочинение-описание представляет собой текст художественного стиля речи и посвящается описанию реального человека (портрет), предмета, состояния природы (пейзаж). Например, «Портрет друга», «Мой папа за работой», «Моё любимое домашнее животное», «Наш парк осенью». Иногда темой сочинения-описания становятся воображаемые герои или предметы («Комната сказочного героя», «Портрет моего любимого сказочного героя»).
Предметом изображения сочинения-описания могут быть не только внешние признаки (состояния) природы, животных, человека, но их внутреннее состояние — характер, настроение, их изменения. В сочинении-описании предметы зачастую изображаются в движении, то есть описываются разнообразные действия, совершаемые людьми: как варят суп, как сажают дерево, как включают тот или иной механизм в работу, как растапливают русскую печь, как выбирают для себя причёску, как разбивают палатку и т.д. Изображение разнообразных действий и состояний помогает сделать сочинение-описание более достоверным, подробным, ярким.

Виды сочинений описаний

Сочинения-описания могут быть не только художественными, но и научными (деловыми, техническими). Научные сочинения-описания включают в себя технические характеристики приборов, аппаратов, отдельных деталей и содержат конкретную информацию, касающуюся их эксплуатации. В таком тексте используются специальные термины. Художественное сочинение-описание обязательно подразумевает использование изобразительно-выразительных средств русского языка.
Художественное сочинение-описание чаще всего пишется по следующему плану:
1. Общее представление о предмете (Что он такое? Кто он такой? Почему именно этот предмет (человек, животное) описывается?).
2. Частные признаки предмета (если это внешность, то последовательно описываются её черты: лицо, фигура, поза(ы), манера говорить; если пейзаж, то частные его признаки: деревья, небо, трава, цвет отдельных предметов и т.д.).
3. Отношение к описываемым в сочинении-описании предметам.

Я хочу написать о моем товарище Борисе, которого знаю более десяти лет. Мы с ним ходили в одну группу детского сада, а теперь учимся в одном классе.
На первый взгляд – обыкновенный подросток, но ведь каждый человек по-своему особенный. У моего друга светлые волосы. Он носит короткую стрижку. Светло-серые глаза Бориса украшают высокие широкие брови. Взгляд его чаще всего серьезный, хотя все говорят, что ему идет улыбка. У моего одноклассника Бориса высокий лоб, что свидетельствует о его развитых интеллектуальных способностях. Рост немного выше среднего.
Когда я впервые увидел папу моего друг, я понял, что Боря очень похож на отца. У него спортивное телосложение, он всегда подтянут, потому что не первый год занимается спортом.
В школу обычно Борис надевает строгую одежду. А за пределами школы он предпочитает джинсы и спортивный стиль.

Как правильно писать сочинение?

Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой «неблагодарной работой» вынуждены именно они. Детворе же все время кажется, что написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими глобальными проблемами как регистрация ООО, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи — о воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.

Как писать сочинение по картине?

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать

ТРИ основных части:

вступление,

основную часть (о ней рассказано выше) и

выводы.

Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Как писать сочинение-описание?

Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.

Как писать сочинение-миниатюру?

Как писать сочинение-изложение?

Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть — сжатое или развернутое изложение какого-либо текста, вторая часть — мысли учащегося по поводу данной темы. Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося. Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: «таким образом», «итак» и подобными.

Учимся писать сочинение рассуждение

Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).

Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.

В основной части можно приводить примеры литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.

Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?

Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации — это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными «за руку». Пользоваться критикой нужно уметь!

Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.

Но это далеко не все…

Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.

PS: И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

Большинство родителей переживают за успеваемость своего чада в школе. Часто случается так, что взрослые, стараясь помочь малышу достичь хорошего результата, начинают выполнять всю работу за него. Нередко мамочки сами пишут сочинение вместо ребенка, а малыш, не прилагая никаких усилий, просто переписывает готовый текст в тетрадь. Делать этого категорически не стоит, необходимо дать школьнику развивать свои умственные способности. Если вы хотите научить писать ребенка сочинение самостоятельно, придется приложить немало усилий.

Порядок выполнения работы по написанию сочинения

Если ваш малыш попросит вас помочь написать сочинение, необходимо правильно это сделать. Самое главное, не нужно делать всю работу за него. Предоставьте ему возможность самому научиться излагать свои мысли. Для того, чтобы оказать ребенку помощь в написании творческой работы, родителям нужно придерживаться определенного плана.

Обсуждение темы

На пару с малышом вам необходимо выделить основную идею творческой работы: что именно он станет описывать? Про какой случай или событие будет рассказывать? Какие эмоции хочет передать? В качестве примера разберем тему «Мой любимый мультфильм». В этом случае не стоит пересказывать содержание.

  • Нужно написать о том, по какой причине ребенку нравится именно этот мультик? Возможно, там играет его любимый персонаж.
  • За что он полюбил этот сюжет? Скорее всего, его привлекло то, как персонаж проявил отвагу и мужество, выбравшись из сложной ситуации.
  • Какие эмоции малыш испытывает при просмотре мультфильма? Наверное, у него появляется радость и гордость за героя, так как у него все хорошо сложилось.

Сбор материала

К примеру, нужно написать сочинение на тему «Моя дорога в школу». Здесь будет целесообразно описать все, что ребенку встречается по пути: высокая, зеленая ель, темно-синие качели, магазин с красивым названием и т. д. Можно упомянуть про людей, которых он видит по дороге в школу: бабушка, сидящая на скамейке, других детей, которые наверняка тоже торопятся на занятия. Чтобы ребенку было проще запомнить, можно во время очередной прогулки взять листок с ручкой и законспектировать увиденное.

Составление плана

Это просто неотъемлемая часть любой творческой работы. Чтобы писать было проще, лучше составить более подробный план. В нем должна непременно содержаться следующая информация: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении нужно рассказать о причине выбора данной темы, про что будет написано в сочинении. В основной части необходимо описать саму суть рассказа. Заранее оговорите с малышом, чего лучше не описывать в сочинении, а о чем следует рассказать. В заключение обязательно подвести итог рассуждения, высказать свое мнение на данную тему. Это конечно лишь примерный план, так как для написания различных видов творческих работ требуется индивидуальное составление данных пунктов.

Сбор лексического материала

Повторяющиеся слова и скудные предложения – это не лучший вариант для хорошей творческой работы. Чтобы избежать этого, нужно предварительно позаботиться о подборе слов, с помощью которых вы будете рассказывать о предметах, явлениях и чувствах. Не плохо будет, если вы нарисуете таблицу и заполните ее. Например, необходимо написать сочинение на тему «Зимняя пора».

Существительные Прилагательные (эпитеты и сравнения) Глаголы Слова, с помощью которых вы передаете свои чувства и эмоции
1. Снег 2. Деревья 3. Птицы 1. Белый, пушистый 2. Голые Словно в сказке 3. Голодные, замерзшие 1. Светится, искрится 2. Стоят, не передать словами 3. Остались зимовать, ищут еду Я в восторге, я получил удовольствие, мне тоскливо

Черновой вариант

После того, как будет готов план и выяснены все нюансы, дайте малышу возможность написать сочинение в черновом варианте. В черновике будет легче провести проверку и исправление ошибок, внести необходимые изменения в текст.

Только не нужно исправлять самим ошибки. Достаточно просто подсказать ребенку, где они находятся, пусть он сам найдет их и исправит. Когда работа будет завершена, рекомендуется, чтобы малыш прочел сочинение вслух. Таким образом, можно лучше заметить дополнительные ошибки, если они есть.

Правила обучения ребенка написанию сочинения

Если вы хотите обучить малыша самостоятельной работе над сочинением, соблюдайте определенные правила:

  1. Ни в коем случае не пишите сочинение сами. В противном случае вы лишите ребенка возможности научиться делать это самостоятельно. Когда малыш сталкивается с решением трудной задачи, у него формируется чувство ответственности и уверенность в своих силах.
  2. Объясните ребенку, что перед началом работы он должен составить план. Таким образом, будет намного легче добиться правильной структуры текста, соответствующей требованиям педагога.
  3. Заставляйте малыша сначала выполнять работу в черновом варианте. После проверки и исправления всех недочетов текст можно переписать в чистовик. Пусть это и займет гораздо больше времени, но зато ребенок будет чувствовать себя увереннее и сосредоточеннее.
  4. Если вы видите, что у малыша во время работы возникли трудности, окажите ему помощь. Ваша задача заключается только в том, чтобы направить чадо в нужное направление, которое поможет ему качественно выполнить написание текста.
  5. Уделяйте больше времени совместному чтению с ребенком. Чтение и написание текста тесно взаимосвязаны между собой. При прочтении какого-либо произведения обсудите с малышом описанные события, попросите высказать его свое мнение.
  6. Не позволяйте ребенку копировать чужие работы. В магазине сегодня можно найти большой выбор брошюр «Готовые домашние задания». Если ребенок будет переписывать готовое задание, никогда не научиться самостоятельно выполнять творческую работу.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание?

Для описания картины очень важно сначала ее хорошо изучить. Необходимо посмотреть, что нарисовано на переднем плане, что является фоном картины. Затем нужно обратить внимание на дополнительные детали, располагающиеся с правой и левой стороны от центра картины. В сочинении рекомендуется описать, какие цвета преобладают в картине, какие эмоции она вызывает. Как и любое сочинение, описание по картине должно состоять из трех частей: введение, основная часть и заключение.

Сочинение-описание

Способ написания сочинения-описания такой же, как и по картине. При описании какого-либо человека нужно рассказать про его внешний вид и черты характера. Например, у девушки были большие глаза, она казалась доброй и загадочной. В данной творческой работе также должно находиться три основные части. Каждую часть желательно начинать с нового абзаца.

Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра может быть абсолютно на любую тему. Отличительной особенностью является то, что оно должно содержать тезис и ответ на него. Под тезисом понимается главная мысль, которая должна быть четко изложена. К примеру, если вы пишите сочинение на тему «Как я сходил в музей?», то тезисом может быть: «поход в музей оказался очень интересным». Объем сочинения-миниатюры зависит от того, в каком классе учится малыш: в 5-6 достаточно 0,5 страниц, с 7 по 11 до 1,5 страниц тетрадного листа.

Сочинение-изложение

Данный вид работы должен содержать две части. В первой части нужно изложить в жатой или развернутой форме какой-нибудь текст, а во второй – высказать свое мнение на эту тему. Особенность сочинения-изложения заключается в том, что между первой и второй частью необходимо сделать плавный переход с помощью одного предложения. В этом предложении надо продолжить мысль текста и перейти к мнению ученика. В конце творческой работы обязательно нужно сделать вывод.

Данный вид творческой работы состоит из трех частей: вступительной части, основной и выводов. Во вступлении обычно пишется тезис, указывается ответ на поставленную в теме проблему и аргументы, которые выступают в качестве подтверждения догадок автора сочинения. В основной части приводятся примеры с доказательствами. В заключительной части высказывается собственное мнение ученика на описываемую проблему.

В творческой работе по литературе обычно описывается сюжет какого-либо произведения или его герой. Для такого сочинения характерен составленный развернутый план, а также необходимо знать, о чем повествует произведение.

Работу станет выполнить гораздо проще, если ребенок самостоятельно прочтет данное произведение и напишет о впечатлениях, которые оно на него произвело.

В основной части нужно привести примеры из произведения, а для наглядности указать цитаты. В заключении необходимо подвести итог обо всем сказанном в основной части.

Учебное пособие для ребенка при написании сочинения

При обучении вашего малыша написанию сочинения можно использовать различные учебные пособия. Например, можно приобрести пособие «Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 3 класс». Данный учебник ориентирован на развитие у третьеклассников устной речи, а также поможет научить ребенка грамотно писать (рекомендуем прочитать: как научить ребенка писать в 4 классе без ошибок?). Для этого в книге представлено огромное разнообразие заданий и упражнений для самостоятельной работы. Выполняя такие задания малыш постепенно научиться самостоятельно составлять план и писать небольшие сочинения. Подобные учебные пособия можно найти и для учеников 4 и более старших классов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: учимся писать буквы с ребенком

Чтобы научиться работе над сочинением, необходимо для начала иметь желание это осуществить. В процессе обучения нужно проявить терпение, так как придется потратить немало усилий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *