Как ребенок гулит?

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Самый первый звук новорожденного – крик. Он содержит в себе две гласные «у» и «а». Позже эти буквы можно услышать не только во время плача, но и в процессе общения ребенка с миром, когда младенец уже начинает гулить и агукать.

Младенец кричит

Когда малыш начинает агукать и улыбаться

К концу первого месяца жизни ребенок начинает издавать простые гласные звуки в ответ на какие-либо события. Так начинает развиваться речь. Одни и те же буквы, но в разной интонации, могут говорить как о детском восхищении, так и о недовольстве. Громкость произношения на каждую интонацию тоже своя. Как правило, радость сопровождается не таким громким «а», как протест.

Первую улыбку можно заметить после первого месяца жизни. Хотя неосознанную улыбку мама может наблюдать сразу после рождения. Дело в том, что мышцы детей, особенно в первое время после родов, непроизвольно и резко сокращаются. Ребенок во время спокойного глубокого сна может внезапно вскинуть руки вверх. Лицевые мышцы также подвержены физиологической работе. Поэтому мама еще в роддоме может видеть кратковременную улыбку новорожденного во время его сна.

Улыбка во сне

Неосознанное агуканье

Если ребенок достиг месячного возраста, но еще родители не слышали ни разу долгожданное «агу», не стоит беспокоиться. Первые звуки малыш произносит неосознанно, чаще всего провокатором к звучанию становятся эмоции. Если мама очень занята, папа постоянно на работе, с ребенком некогда подолгу общаться, он предоставлен сам себе, то редкое общение со взрослыми оттянет момент первых звуков.

Дополнительная информация. Яркие положительные эмоции дадут толчок к неосознанному агуканью. В месячном возрасте самой яркой эмоцией для ребенка являются мама и папа. Тактильное общение и веселая беседа помогут малышу начать лепетать.

Медицинская статистика помогла прийти к выводу, что самое первое неосознанное агуканье детей разных наций практически не отличается между собой. Первые звуки малышей в разных уголках планеты похожи один на другой и не имеют какой-либо особенной специфики произношения. Ближе к трем-четырем месяцам жизни ребенок начинает распознавать взрослые слоги и в попытках поговорить с родителями использует подражание, из-за чего в старшем возрасте гуление приобретает этническую окраску.

Дети разных наций

Чем агуканье отличается от гуления

Гуление ребенка, во сколько бы месяцев оно ни проявилось, несомненно, радует всех членов семьи. Исходя из самого названия процесса произношения звуков, можно понять, чем одно отличается от другого. Когда ребенок начинает именно агукать, взрослые слышат преимущественно гласные звуки. Самые распространенные из них – «а», «у», «и». Произносить ребенок их начинает по отдельности. Позже у малыша получится уже последовательность гласных, похожих на всем известное детское «агу». Агукать он может начать уже в месячном возрасте. Особенно часто это проявляется у детей, которые не обделены общением с родственниками.

Гуление – более сложный набор звуков, плавно перерастающий в лепетание. Он уже содержит больше согласных звуков, которые в сочетании с гласными делают речь более богатой и интересной. Среди новых букв самыми частыми являются «б», «г», «в», «д». Способность агукать педиатры особенно не отслеживают, а вот о том, как часто гулит ребенок, обязательно спросят на очередном приеме в возрасте 2 месяцев. Это время, когда правильно развивающийся малыш демонстрирует старт освоения речевого аппарата.

Младенец на приеме у педиатра

Появление согласных звуков в речи ребенка радует его самого. Часто дети приходят в восторг от осознания того, что у них получаются слоги, похожие на взрослую речь. Многие малыши таким образом сами себя развлекают, повторяя несколько раз один и тот же понравившийся слог, и даже смеются при этом.

На что новорожденный реагирует улыбкой

Первая осознанная улыбка может появиться у ребенка в первые 5-6 недель жизни. Она непременно будет ответной реакцией на общение с ним близкого родственника, чаще всего свою первую улыбку малыш дарит маме. Ведь именно она проводит больше всего времени с ним. Лежа на спине, ребенок рассматривает все, что попадает в поле его зрения.

Первая улыбка

Молодым родителям надо иметь в виду, что дети первых месяцев жизни сильно близоруки, их орган зрения только начинает развиваться. Чаще всего отлично рассмотреть он может именно лицо своей мамы. Ребенок знает его лучше всех, и, когда она с ним беседует или играет в гримасы, появляется первая улыбка, свидетельствующая о том, что малыш получает положительные эмоции от такого общения. Вся семья, когда их новорожденный начинает улыбаться и гулить, понимает, что развитие идет в соответствии со среднестатистическими нормами.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

Если ребенок уже начал агукать, нельзя оставлять его речь без внимания. Помимо своего эмоционального восхищения, грудничку важно демонстрировать свои ответы, создавая тем самым первые диалоги. Когда начинают агукать новорожденные, им нужно отвечать похожими слогами. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт.

Важно! Если взрослые будут повторять за малышом, он активнее станет беседовать, четче произносить и громче призывать к разговору.

Как научить ребенка говорить агу

Дети, не имеющие серьезных врожденных аномалий развития, говорят свое первое «агу» сами, учить их этому нет необходимости. Медицинские исследования утверждают, что те дети, с которыми много общаются взрослые, начинают агукать раньше остальных. Неторопливая, четкая речь взрослых подталкивает ребенка к подражанию. В связи с чем, помимо регулярного крика, появляются спокойные, осмысленные звуки.

Массаж стоп

Для стимуляции развития речевых навыков педиатры, включая Комаровского Е.О., рекомендуют массировать стопы и ладони, активируя тем самым большие участки нервных окончаний:

  1. Большой палец своей руки вложить в ладонь младенца, позволив ему ухватиться за него.
  2. Нащупать суставчики, соединяющие пальцы с кистью, круговыми движениями аккуратно разминать их.
  3. Каждый пальчик втирающими движениями разминать от основания к ногтю. Для более комфортного проведения процедуры можно использовать детский крем. Его небольшое количество нанести на свои пальцы, увеличив их скольжение, после чего тщательно каждый детский пальчик прощупывать, как бы втирая крем.
  4. Ступни смазать детским кремом. Совершать круговые вращения: от пяточки к подушечкам под пальцами.
  5. Если несильно нажать на область подушечек, у основания пальчиков, малыш рефлекторно сожмет пальцы ступни.
  6. Каждый пальчик также важно массировать, уделяя особое внимание суставам.

Внимание! Регулярный массаж позволит не только облегчить и приблизить момент, когда ребенок начинает гулить и агукать, но и справиться с гипертонусом мышц, в случае его наличия.

Разговаривая с ребенком, важно придерживаться основного правила – не произносить слова слишком быстро. Для того чтобы в дальнейшем речь развивалась постепенно, без скачков и запинок, родители должны выбрать средний темп произношения в семье. Предложения должны быть короткими, но емкими. Так малышу будет проще запоминать смысл сказанного. Каждое действие нужно сопровождать одними и теми же фразами, описывающими событие. Со временем ребенок будет узнавать значение слов и реагировать на речь взрослых.

Если малыш не гулит

Главный вопрос – как научить ребенка агукать, если он не начал этого делать самостоятельно. В медицинской практике достаточны случаи, когда ребенок, достигший даже трехмесячного возраста, еще не начал гулить. Не всегда проблема кроется в физиологических отклонениях развития. Чем чаще с младенцем общаются взрослые, тем быстрее он будет пытаться ответить. Очень полезны мамины песни. Напевать важно не только перед сном. Если ребенок расстроен и плачет не из-за того, что он голоден или ему жарко, а потому, что захотел объятий, даже когда с ним вышли гулять, успокаивать его лучше не покачиваниями, а пением.

Мама поет младенцу

Мелодичная интонация мамы, сопровождаемая поглаживанием спинки, намного лучше успокаивает младенца, чем трясущие движения, к которым так тяготеют родители. При этом, чем тише песня, тем старательнее к ней будет прислушиваться ребенок, позабыв о капризах. Мамина песня вскоре станет узнаваемой для малыша, и он попробует ее самостоятельно воспроизвести.

Внимание! Развитие речи ребенка напрямую зависит от частоты общения с ним его старших родственников. Для того чтобы начать произносить звуки, ребенок должен видеть, как это делают другие.

Не имеет значения, что именно ему будет говорить мама. Смысл сказанного на этом этапе развития не имеет никакого значения. Главное – интонация и артикуляция. Можно вслух, глядя на младенца, составлять список покупок, который впоследствии будет передан папе. С ребенком в этом возрасте можно «советоваться», задавая ему вопросы и самостоятельно на них отвечая. Только живая ежедневная речь близких способна подтолкнуть малыша к разговору. Ребенок должен видеть, как говорят взрослые. Основная способность детей заключается в подражании. Если малыш часто будет видеть, как его родственники произносят слоги, как при этом двигаются губы, он быстрее начнет предпринимать попытки повторить.

Если ребенок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сказать участковому педиатру. Доктор, зная особенности развития ребенка, сможет сделать вывод, нужно ли дополнительное обследование у невролога, или родителям просто больше уделять времени малышу.

Важно! Постоянно работающий телевизор в комнате раздражает нервную систему ребенка, при этом он не способен сконцентрироваться на мамином общении. Для того чтобы ребенок успешно развивал свою речь, необходимо максимально оградить его от информационного мусора, поступающего от громкого и яркого экрана.

Даже первую осознанную улыбку можно увидеть, нарочно широко улыбаясь ребенку. Чем больше при этом утрировать, тем скорее малыш попробует ее повторить. На протяжении всего становления речи и других навыков ребенок будет смотреть на членов семьи, как на пример для подражания. Поэтому важно помнить, что ежедневно семья создает личность. Не только запретами и правилами нужно объяснять в будущем, что хорошо, а что плохо. Личный пример – лучший мотиватор в движении к цели.


Когда ребёнок начинает агукать, молодая мама приходит в неописуемый восторг. Многие новоиспечённые родители очень ждут этого момента, расспрашивают педиатров и более опытных мамм и пап на тему того, во сколько месяцев когда ребёнок начинает говорить на своём языке, тянуть гласные, агукать, гулить.

Ниже расскажем во сколько месяцев ребёнок начинает произносить первые гласные и согласные, и от чего это событие зависит. Также вы узнаете, как можно поспособствовать перым звукам своего малыша и что делать, если время идёт, а он всё молчит.

Стоит помнить, что агуканье и гуление — это разные понятия, которые отличаются набором звуков. При агукании в речи преобладают гласные звуки, а при гулении, которое появляется после 1,5 месяцев, появляются согласные звуки в сочетании с гласными.

Когда ребенок начинает агукать?

Первый месяц своей жизни кроха лишь плачет и немного кряхтит. Другие звуки пока он не произносит. Кстати, крик — это первый шаг в развитии речевого аппарата. Если внимательно прислушаться, то можно разобрать разные интонации и оттенки звуков. При боли малыш будет кричать буковой «О», а от радости он будет похож на «А».

На втором месяце жизни малыш уже будет экспериментировать со своим голосом. Он может начать произносить такие буквы и слоги как: «е», «а», «у», «о», «уа», «уо». При этом слышатся не буквы, а агуканье. Это происходит из-за произношения гортанью.

Сначала малыш агукает в тишине или при появлении знакомого человека. Агуканье — важный шаг в развитии речи, который нужно активно развивать.

На первом приеме педиатр спросит маму, какие звуки уже произносит новорожденный и как часто это происходит. Не стоит переживать и впадать в недоумение от этого вопроса. Следует ответить как есть и без стеснения назвать те звуки, которые были услышаны.

Агуканье — довольно непродолжительная стадия и длится она от трех до четырех недель. Это тот период, когда параллельно развивается зрение и слух. Ребенок может долго и заинтересовано следить за звенящей игрушкой или поющей мамой и попытаться изобразить услышанный звук.

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

В чем разница агуканья от гуленя?

Агуканье — это произношение гласных звуков, а гуление — это уже более развитая форма речи, которая проявляется ближе к двум месяцам. В произношении малыша появляются согласные буквы, которые сочетаются с гласными и в итоге малыш произносит: агу, ке, ге, кхы, гы.

Гуление длится около пяти месяцев. Иногда этот период наступает внезапно в игре, но через время малыш станет гулить в ответ на речь или улыбку родного или знакомого человека.

Малыш начинает общаться с людьми и это очень важный критерий правильного развития крохи. Пик гуления приходится на трехмесячный возраст. В этот период нужно всегда быть готовым к видеосъемке, чтобы успеть зафиксировать на память первые песенки любимого малыша. Часто детки начинают гулить, когда слышат конкретную песню или стихотворение.

Первые слоги можно услышать уже в пять месяцев жизни. Постепенно малыш будет развивать навыки и говорить все больше букв и слогов. Ребенок начинает пытаться показывать свои эмоции и желания путем произношения разных звуков. Через некоторое время гуление перерастает в лепет.

К году ребенок начинает говорить слова, которые построены из одинаковых слогов, например: мама, баба, кака, папа.

Когда малыш скажет «Агу»?

Когда ребенок начинает гулить и агукать, все преисполнены чувством гордости и волнения. Это начальные попытки полноценного общения. Произнося первые звуки, кроха активен в движении ручками и ножками — средстве обращения к себе внимания родителей.

Ребенок гулит и улыбается, значит, мы понимаем, что в развитии его психики все в порядке, процесс идет в должном русле. Потому-то неопытные родители так внимательны к прохождению этих процессов у любимого чада: когда впервые издал звуки отличные от кряхтения и плача, начал самостоятельно держать головку, сидеть, ходить.

Возраст, в котором дети начинают агукать, довольно индивидуален, но в основном этот процесс запускается после первого месяца жизни. Ребенок издает разнообразие гласных звуков: «а», «и», «у», «о», их комбинации. Малыш произносит их и протяжно, и отрывисто, и резко. Мы воспринимаем эти попытки, как произнесенное «агу».

На первых порах карапуз оттачивает новое умение наедине с собой. Во сколько бы месяцев ребенок ни начал агукать, чуть раньше или немного позже, это действие вызывает у родителей умиление и чувство гордости, а также уверенность в нормальном развитии своего любимого чада.

Для младенцев важно удовлетворение физиологических и эмоциональных потребностей. Если дети начинают гулить, следовательно, они очень довольны и настроены на общение. Что происходит потом? Родители начинают реагировать на издаваемые ребенком звуки, завлекая его своим голосом, игрушками. Постепенно кроха в процессе наблюдения за окружающим миром стремится повторять услышанные звуки, говорить с родителями и игрушками своим языком.

Таким образом происходит развитие голосового аппарата, который со временем, к четвертому-пятому месяцу, позволит малышу произнести первые согласные звуки: «м», «п», «б». Ближе к первому году жизни лепет будет приобретать вид некоторых слов, сложенных из простых слогов: «дай», «мама».

Учимся говорить

Многие родители ошибочно считают агуканье забавой. Но стоит отдавать себе отчет в том, что именно это и является началом формирования речевого аппарата. Естественно, намеренно научить агукать просто невозможно, но вполне можно ускорить этот процесс.

Это даст ребенку возможность научиться общаться с миром. Как научить малыша агуканью?

Больше общаться с крохой

С этого и начинается правильное восприятие окружающих звуков и фиксирование внимания. Мама должна комментировать каждое свое действие и рассказывать обо всем, что она видит и делает. Это может показаться глупым, но стоит учитывать то, что для ребенка все новое и он не знает названия даже самых простых предметов.

Разговаривать следует и во время водных процедур, массажа, смены подгузника и перед сном. При этом родители должны говорить спокойно, не кричать и не высказываться слишком эмоционально.

Добавляем гласные

Если малыш уже агукает, то можно начать развивать этот навык. Для этого родители должны повторять каждый произнесенный ребенком звук. Повторяя за ребенком, нужно добавлять новые звуки и ребенок поймет, что он интересный собеседник и станет повторять за родителями.

Массаж ладоней крохи

В то время, когда ребенок начинает агукать, специалисты рекомендуют делать массаж рук. Ведь доказано, что на ладонях расположены точки, которые каким-то образом связаны с головным мозгом.

Можно заниматься с ребенком активными пальчиковыми играми, которые развивают мелкую моторику.

Как помочь малышу

Есть несколько несложных правил, выполняя которые вы существенно облегчите ему тяжёлую задачу.

Во-первых, как можно больше разговаривайте с ребёнком. Когда дети начинают осваивать речь, они впитывают всё словно губка. С самого рождения комментируйте свои действия, сообщайте ему о том, что сейчас вы идёте купаться, одеваетесь, расписывайте все подробно.

Хорошим подспорьем будет шезлонг. С его помощью можно делать с малышом домашние дела, попутно рассказывая ему, что мама моет посуду, убирает со стола, чистит ванну. Говорите спокойным ласковым тоном. На шезлонг хорошо повесить яркую игрушку, например, жёлтого цвета, с которой ребёнок будет играя потихонечку общаться. Замечено многими авторами, что ребёнок первым начинает видеть именно этот цвет.

Полезным для малыша будет пение мамы, разучите несколько детских песен — потешек и радуйте его. Очень скоро он начнёт повторять за вами звуки и пытаться выполнять какие-то движения, сопровождая ваше рассказывание потешек. В это время малыш ещё не может ходить и выполнять многие действия, поэтому нужно выполнять описанные ниже действия взяв его руки в свои:

# Фраза Действие
1 Петушок, петушок малыш ходит (лёжа на спине), высоко поднимая ноги
2 Золотой гребешок! соединяет пальцы правой и левой руки в форме веера и поднимает над головой
3 Масляна головушка, гладит себя по голове
4 Шёлкова бородушка! гладит себя по подбородку
5 Что ты рано встаёшь, грозит пальчиком
6 Деткам спать не даёшь? складывает ладошки и кладёт руки под щёчку

Когда ребёнок начинает гулить, попробуйте повторять за ним то, что он произносит. Такая перекличка будет очень полезна, попутно можно пробовать добавлять новые звуки, которые малыш ещё не освоил. Детки по натуре своей — подражатели и стремятся считать все действия родителей и повторить их.

Для стимуляции речевой активности очень хорошо подойдут развивающие коврики. Их пространство оснащено всевозможными игрушками, которые умеют пищать, шуршать, трещать, звенеть, сверкать, вибрировать. Они завлекают ребёночка и стимулируют его на речевой отклик.

Никогда не коверкайте слова, не нужно сюсюкать и искажать слова. В этом нет никакой пользы, зато есть вред. Изуродованные слова и звуки только затруднят освоение ребёнком речи. А вот стишки, потешки и прочее народное творчество для детей очень ритмично и нравится малышу. Когда он начинает говорить, он уже чуть ли не наизусть знает потешки, которыми его развлекали с рождения.

Разучите упражнения пальчиковой гимнастики. Между делом поглаживайте и массируйте ладошки малыша. Мелкая моторика рук тесно связана с речевым центром мозга. Импульсы, поступающие из пальцев рук, стимулируют также память, внимание, пространственное мышление, воображение, координацию и логику. Кроме того, это лишний повод провести время с ребёнком.

Давайте малышу трогать разные фактуры и предметы, детки любят играть с крупой и кинетическим песком. Совсем маленьким массируйте ладошку по кругу, мягко разминайте каждый пальчик, поглаживайте ручку, как бы раскрывая её. Всем известная сорока-ворона прекрасно подойдёт, это и весело и полезно.

Что если ребенок не агукает?

Если через несколько месяцев отроду малыш все еще не хочет агукать, то мамы и папы впадают в панику и переживают о том, сколько еще ждать первых слогов. Но стоит учитывать, что ребенок — живой организм, который требует определенного времени для развития навыков.

Многое зависит также от характера конкретного крохи. Некоторые детки произносят свои первые звуки уже буквально через несколько дней после рождения, а некоторые молчат до нескольких месяцев. И тот и другой случай считается абсолютной нормой.

Бывает так, что малыш активно агукает, а спустя какое-то время, резко замолкает. Это тоже вполне нормально и тут не стоит ни о чем переживать. Вероятно, ребенок просто усваивает информацию и учится новым звукам. Через время гуление начнется вновь, но уже по-новому. Ребенок будет по-особенному пищать, кричать и гулить.

Также на прекращение агуканья могут повлиять такие факторы:

  • стресс;
  • плохое самочувствие.

Поощряем у ребенка попытки агукать

Как родители могут поощрять у детей попытки гулить и агукать? Для создания условий к дальнейшему развитию у ребенка такого общения в первую очередь нужно удовлетворить все его потребности:

  • своевременное питание и гигиену;
  • смену одежды;
  • свежий воздух;
  • массаж;
  • упражнения;
  • ванны, в том числе и воздушные;
  • максимум внимания и общения.

Разговаривать с малышом необходимо постоянно: должен быть охвачен весь период его бодрствования. При этом нежность и улыбка – необходимые и обязательные атрибуты, а лишние эмоциональные всплески не нужны. Повторение звуков, произносимых ребенком, песенки и стишки будут стимулировать карапуза к воспроизведению услышанного. Обязателен массаж маленьких ладошек и пальчиков – это способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует становление речи.

Как научить ребенка гулить

Если ребенок не гулит, родителям необходимо предпринять следующие действия: — часто и эмоционально общаться с малышом; — развивать его мелкую и крупную моторику, давая младенцу трогать разные по фактуре и форме предметы (при этом нужно быть рядом и контролировать его действия); — читать детские книги, веселые стишки, прибаутки, напевать малышу «пестушки»; — играть в игры, где нужна жестикуляция, к примеру, «ладушки», «сорока-ворона», пальчиковые игры; — говорить правильно, не искажая слова, и не сюсюкать с малышом.

Этапы становления речи на первом году жизни

С 1,5 месяцев

Мама начинает активно разговаривать с малышом, откликаясь на его «агу», тем самым привлекая его внимание. Вплоть до 4 месяцев дети с готовностью пробуют на слух звуки и радостно делятся ими с окружающими.

Первое полугодие

У ребенка формируется и развивается речевой слух. Он умеет гулить о своих проблемах, используя различные оттенки голоса.

Второе полугодие

Дети умеют не только гулить, но и общаться с помощью сочетания звуков, поэтому в 7 месяцев мама хорошо понимает своего младенца и откликается на его просьбы. Появляется лепет, который мама ребенка побуждает повторять, создавая шумящие звуки или используя музыкальные игрушки. Звенящие игрушки для ребенка 1 года не должны быть чересчур звонкими и пугающими.

Конец 1 года

Сколько слов должен говорить кроха, понятие чисто индивидуальное. Но дети уже понимают значения нескольких десятков слов, продолжают гулить и родители, наконец, слышат первые слова ребенка. К концу 1 года у детей формируется самостоятельная речь. Она состоит, как правило, из простых слов. Малыш этих лет уже осознанно употребляет их в речи, начинает устанавливать простейшие связи. В этот период каждая мама стремиться научить своего карапуза длительному конструктивному диалогу.

Во сколько месяцев ребенок начинает гулить

К моменту появления первых речевых навыков младенец уже адаптировался к внешнему миру, он узнает окружающих людей и отвечает им при общении улыбкой. Малышу нужно уделять больше внимания и чаще разговаривать, а не просто ухаживать за ним. Ему необходима положительная реакция родителей на произносимые им звуки, в таком случае гуление станет повторяться чаще.

Взрослые могут устраивать с ребенком настоящие разговоры, утрируя звуки и обращая его внимание на постановку губ, а также высовывать язык. При этом малыш наблюдает за родителями, а затем копирует их произношение.

Узкопрофильные специалисты и педиатры установили период, к которому созревают ответственные за начало разговорной речи функции головного мозга. Гуление у малыша возникает к 2-3-месячному возрасту, когда младенец улыбается и уверенно держит голову. Этот важный этап формирования речи длится до 5-7-месячного возраста.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Что такое гуление ребенка

Прежде всего стоит определить, что такое гуление малыша, как его отличить от прочих видов звукоподражания. Любопытен тот факт, что дети, которые принадлежат к различным языковым группам, начинают говорить с одинаковых звуков. Разновидность речевой деятельности — гуление — названа так благодаря своему сходству с голубиным воркотанием.
Ребенок начинает произносить гласные звуки, после этого возникает гортанная речь. Когда малыш станет отчетливо произносить «о», «а», «э», «у», «ы», «и», он начнет соединять звуки в «гуу», «ага-га», «агугу» и др. Такое действие доставляет ему большое удовольствие, ведь он «играет» со своими губами, языком и горлом.

Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?

Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.

Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.

В том случае, если идёт уже пятый месяц, а ваш ребёнок всё ещё не подаёт признаков хотя бы не осмысленной речи, обязательно стоит обратиться к педиатру и логопеду. Они смогут правильно выявить ошибку развития и, что самое главное, грамотно её устранить.

В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.

Ребенок не гулит. Ищем причины

Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя. Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема.

Причины задержки речи.

  1. Плохое самочувствие малютки. Мама должна помнить, что дети гулят и агукают только в тех случаях, когда они здоровы и им обеспечены комфортные условия.
  2. Отсутствие внимания со стороны взрослых. Попробуйте 1-2 раза не отреагировать на эмоции чада и он «забудет», как надо оживляться и гулить для мамы. Когда ребенок начинает гулить, оставьте все дела и станьте для него активным собеседником.
  3. Сколько общения, столько и улыбок. Желание гулить сродни нашему взрослому разговаривать. Когда рядом хмурый собеседник, пропадает всякий настрой общаться, и маленький начинает капризничать. Если малыш молчит в течение 2 месяцев, вероятнее всего будет предположить, что у крохи возникли проблемы неврологического характера, либо нарушился слух. Ведь, начав однажды, «разговаривать» с родителями, дети не перестанут без весомых причин произносить «агу». В этом случае следует обратиться за консультацией к специалисту и после выявления проблемы продолжать еще с большим вдохновением учить младенца разговаривать.

Игровые приемы для побуждения малыша к гулению

В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.

  • Пение. Когда с ранних лет кроха слышит мелодичное пение во время укачивания, он и сам пытается подпевать маме, используя нехитрый словарный запас из звуков.
  • Звукоподражание. Дети с удовольствием подражают животным, когда видят и слышат их.
  • Дополнение слов. Малыша можно научить говорить слово полностью путем добавления в его речь недостающего слога. Много лет наши бабушки в течение 1 года малыша на его «ба» добавляли слог «ба». Получалось «баба».
  • Игровые приемы. Дети первого года любят играть в «Ладушки, ладушки», «Пальчик хочет спать», «Сорока-ворона». Они начинают играть с пальчиками, иногда сопровождая свои действия произношением «агу». Дети многих поколений играли в эти игры, когда требовалось побудить их произнести первое «агу».
  • Потешки и поговорки, считалки и прибаутки во время умывания, кормления и одевания. Дети с удовольствием слушают их и в 2 месяца и на 2 году жизни. Эти приемы очень удобны когда необходимо закрепить навыки, не вызывая протеста малыша. Художественное слово формирует с ранних лет эмоциональность речи.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;
  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Как стимулировать речь

Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:

  • Регулярно делать массаж ладоней.
  • Часто играть в «ладушки-оладушки».
  • Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
  • Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.

Чтобы научить ребенка говорить, кроме ежедневного занятий для развития мелкой моторики с ним нужно заниматься речевыми играми.

Малышам в возрасте от двух месяцев можно напевать детские песенки состоящими из коротких слов. Когда малыш гулит, взрослые могут четко повторять издаваемые им звуки. Кроха захочет ответить. Получится увлекательное занятие, которое приведет малыша в восторг. Когда ребенок подрастет, игру можно усложнить, проговаривая слоговые цепочки — «ма-ма», «ба-ба», «ау-ау».

К году малыш уже будет произносить целые слова. Некоторые дети в этом возрасте не оправдывают ожидания родителей, и все попытки научить их говорить кажутся безрезультатными. Многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного малыша. Одни начинают разговаривать рано, проходя путь от повторения слогов, слов, а затем предложений. Другие упорно и долго молчат, произнося только отдельные звуки, но потом начинают говорить сразу, целыми предложениями, так что родители не успевают отслеживать новые слова.

Нет твердых рамок, определяющих, сколько слов и какие буквы должен выговаривать маленький ребенок. Неполный звуковой ряд до 2-3 лет является нормой. Если у ребенка нет задержки психического развития, он хорошо понимает речь взрослых и правильно реагирует на их слова, то нет повода для тревоги.

С рождением малыша в семье начинается период незабываемых событий.

Один из таких моментов — когда ребенок начинает издавать свои первые звуки: гулить, агукать.

Но когда малыш немножко задерживается с произношением звуков, мама и папа начинают искать причины, предпринимать какие-то меры, чтобы малыш заговорил.

Зачастую, молчание малыша обусловлено разными факторами, которые никак не связаны с задержкой в развитии.

Во сколько месяцев малыш должен начинать издавать первые звуки: гулить, агукать? Как ускорить процесс появления агуканья у малыша?

Во сколько месяцев у новорожденных появляются первые звуки

Первый месяц своей жизни новорожденный не издаёт никаких звуков. Он плачет и кряхтит, чем даёт понять маме и папе, что ему что-то требуется. Первые звонкие выражения желаний в виде гуления и агуканья появляются несколько позже. Как раз гуление — это первый шаг к общению, который может проявиться уже на втором месяце жизни крохи.

Как отмечают специалисты, детки всех языковых групп изначально издают похожие звуки. Проще всего малышам удаётся издавать гласные звуки. У малыша появляется гортанная речь, которая очень похожа на голубиное гуление, отсюда этот способ общения малыша и получил своё название.

Достигая трёхмесячного возраста, малыш уже способен произносить первое «агу». В этот период ребенок уже начинает узнавать близких людей, отвечать улыбкой на их появление рядом, а также пытаться общаться с ними с помощью своего первого «агу». Агуканье является показателем адаптации ребенка к окружающей среде. Примерный период начала «агуканья» малыша — 1,2 — 2,5 месяца.

Внимание! Если до 4 месяцев малыш не начал гулить, возможно у него нарушен слух или речевой аппарат. Это повод показать кроху врачу.

Чем отличается агуканье от гуления?

Гуление и агуканье — это два этапа развития речевого аппарата.

Первый этап — гуление. В этот момент ребенок произносит протяжные, похожие на пение гласные звуки «а», «о», «у», «и», «е».

Данный период может растянуться от двух недель до четырех месяцев, прежде чем малыш произнесет свое первое «агу».

После этого, малыш в один момент добавляет в свою речь несколько согласных звуков, что свидетельствует о переходе на следующий этап развития речевого аппарата.

Буквы «х», «к», «г» помогают малышу агукать.

Справка! Многие малыши во время гуления часто подражают пению. Тихие песенки с протяжными гласными в этот период для малыша будут как никогда кстати.

Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?

Долгое молчание малыша настораживает, и мама сразу начинает приглашать врачей, искать причины отсутствия гуления. Но всё можно постараться исправить самостоятельно, важно следовать некоторым простым правилам, которые наверняка подтолкнут кроху к общению:

  • Больше общайтесь с малышом. Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки.

Важно! При общении с ребенком важна эмоциональная составляющая. Необходимо разговаривать с ним спокойным, размеренным тоном.

  • Жестикуляция. Движения руками, пальчиковые игры во время разговора с малышом также подтолкнут его «включиться» в разговор. Простые, всем знакомые игры «Сорока-сорока», «Ладушки» могут применяться с самого рождения.
  • Не сюсюкать. Многие родители считают, что пока ребенок ещё маленький, с ним можно сюсюкать, искажать слова, в чем очень ошибаются.

Важно! Четкое, правильное произношение слов не только ускорит процесс возникновения гуления и агуканья, но и поспособствует возможному раннему произношению слогов, слов и предложений.

  • Развитие моторики рук. Мелкой и крупной моторике ручек малыша нужно уделять внимание с рождения. Нервные окончания, содержащиеся на кончиках пальцев напрямую влияют на развитие речи.
  • После начала первого гуления родителям нужно начать повторять звуки за малышом, постепенно добавляя новые буквы. Это поможет перейти от гуления к агуканью.

Как научить навыку?

Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки.

  • Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.

Справка! Сегодня существует множество протяжных песенок с алфавитом. Благодаря им ребенок будет учиться гулить и уже запоминать необходимые для гораздо более позднего возраста вещи.

  • Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить. Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
  • Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.

Что об этом думает доктор Е. Комаровский

Также рекомендуем посмотреть еще одно видео о том, в каком возрасте, как правило, малыши начинают агукать :

Гуление и агукание малыша — быстро сменяющие друг друга этапы развития. Чтобы эти процессы не стали разочарованием для мам и пап, необходимо с самого рождения готовиться, ждать первые звуки малыша и подготавливать к этому ребенка. Простые упражнения подтолкнут кроху к первому гулению и «агу». Но самое важное — сохранять эмоциональное спокойствие внутри семьи и отдавать малышу всю любовь и нежность.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Хронология типичного вокального развития

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.

Этот возраст часто выделяется как начало канонического этапа. Во время этой стадии гуление представляет собой редуплицированные (удвоенные) звуки, включающие чередование гласных и согласных, например, «баба» или «бобо»;

  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Переход от гуления и агуканья к языку

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребёнка агукать?

Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

  • дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;

  • включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
  • подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
  • задавайте много вопросов.

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;

  • если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.

  • читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.

Первый год жизни — огромный шаг вперёд в речевом или лингвистическом развитии. Родители уже в течение первых месяцев могут оказать посильную языковую поддержку своему ребёнку. Разберемся, как нужно действовать и узнаем, когда( во сколько месяцев) ребёнок начинает гулить, агукать и лепетать.

Когда (в каком возрасте) ребенок начинает гулить и агукать

Дети до рождения слышат в утробе сердцебиение матери, ее голос, тренируют слух. После 28 недели беременности слух у будущего ребёнка уже полностью развит. Мама, которая разговаривает с еще нерожденным младенцем, закладывает фундамент для развития его языка.

После рождения дети хотят общаться и могут это делать разными способами:

  • Крик — первый звук, самое сильное выражение чувств новорожденного в первые месяцы жизни. Он содержит в себе две гласные «у» и «а».
  • Младенец использует язык тела, меняет выражение лица, кряхтит, улыбается, хмурится.
  • В зрительном контакте с глазами мамы ребёнок «говорит», как он себя чувствует, хорошо ли ему или неудобно, хочет ли он есть или отдыхать.
  • Младенец, обмениваясь взглядами с родителями, ощущает, что может общаться и что-то менять в своем окружении, что это приятно и весело.
  • Внимательные родители интуитивно «читают» сообщения, интерпретируют «высказывания», игнорируют или отвечают на них.

Новорождённый в первые 4 недели жизни совершенствует способность различать голоса, интонации. Появляется неосознанное агуканье.

Через 2 месяца младенец понимает, что между его душевным состоянием и обращением к нему существует связь. Например, если он ведет себя беспокойно, то слышит утешительные, успокаивающие интонации в голосе мамы.

На заметку! Свои первые агукающие звуки дети начинают издавать между шестой и восьмой неделями жизни.Они произносятся очень мягко, с гортанным произношением. Некоторые общительные детки могут начать агукать уже в месячном возрасте.

Чуть позже, ребёнок начинает учиться связывать происходящие вокруг него события с языком общения. В возрасте 3–4 месяцев может узнать свое имя, понять, дружелюбные выражение лица и тон.

Постепенно младенец начинает понимать, что недовольное выражение лица связано с раздражающим голосом, а улыбающееся лицо – с дружелюбно звучащим.

Развитие ребенка по месяцам до года

Ребенок плохо спит, часто просыпается, в чем причина

Некоторые дети неоднократно с удовольствием произносят определенные слоги в разных сочетаниях. Другие после этапа гуления могут успокоиться, а позже удивляют четко произнесенными слогами и даже словами. Как следует из закономерностей психологии развития, первые слова следует ожидать в возрасте 7–18 месяцев.

Когда ребёнок начинает улыбаться

Многие родители замечают улыбку на лице новорождённого уже в первые дни жизни. Чаще это происходит во сне или во время кормления. Но это еще не способ выражения эмоций. Медики считают, что это происходит рефлекторно. Только что родившийся малыш пока не умеет выражать эмоции и чувства.

Родители и медики подтверждают, что первая осознанная улыбка появляется спустя месяц после рождения. Причем происходит это у всех детей в разное время. Нельзя назвать точную дату, когда кроха улыбнется впервые.

Однако, назвать временной промежуток, во время которого младенец должен начать улыбаться в ответ на внешние раздражители, можно. Нормой считают возраст малыша от 4 до 8 недель с момента рождения.

Как развивать и совершенствовать гуление

Когда малыш начинает агукать, его может забавлять собственный голос. Происходит развитие пространственного видения, слух становится все более дифференцированным.

Красочные вещи намного привлекательнее, интереснее. Лучше воспринимаются различные звуки. Ребёнок исследует материальный мир руками и ртом. Происходит дальнейшее развитие моторики.

Родители беспокоятся, когда малыш не гулит после 3–4 месяцев. Чаще всего это никак не связано с какими либо физиологическими отклонениями в развитии. Просто ребёнку нужно больше общения.

Как научить ребёнка говорить «агу»

  • Произносите обращенные к младенцу слова не слишком громко, но и не тихо.
  • Избегайте крика, раздраженного тона.
  • Следите за интонациями в речи, мимикой. Дети очень чутко реагируют на проявления негативных эмоций, а положительные являются провокатором звучания.
  • Постоянно поддерживайте зрительный контакт, чтобы ребёнок видел лицо говорящего с ним.
  • Не включайте громко телевизор, музыкальный центр, компьютер в комнате, где находится младенец.
  • Когда ребёнку исполнится 3–5 месяцев, можете гулить и агукать в ответ. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт. Или включайте записи гуления других детей.
  • С разрешения педиатра и после консультации с детским массажистом проводите легкий массаж живота, груди, щек, подбородка крохи и, одновременно, произносите детские потешки, читайте стихи.
  • Отвечайте улыбкой, приветливым выражением лица на произнесенные младенцем звуки.

Разговаривайте ласково, доброжелательно. Неторопливая речь подталкивает ребёнка к подражанию. Предложения должны быть короткими, чтобы малышу было проще понять смысл сказанного.

Внимание! Развитие языка — показатель общего развития ребёнка. Редкое общение со взрослыми оттянет момент произношения первых звуков.

Если ребёнок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сообщить участковому педиатру. Исходя из особенностей развития ребенка доктор сделает вывод, почему ребёнок молчит.Сообщит, нужно ли обследование у невролога или родителям необходимо просто больше времени уделять общению со своим чадом.

Как развивается интеллект ребенка с рождения до трех месяцев

Особенности периода гуления

Некоторые младенцы не спешат произносить звуки, сначала внимательно слушают. Другие испытывают удовольствие от повторения одних и тех же звуков. Смеются над понравившимися. Родители замечают, когда ребёнок начинает гулить и агукать, «репертуар» расширяется почти ежедневно.

Некоторые дети не спешат разнообразить диапазон произносимых звуков, повторяют одни и те же — «репетируют». Возможны периоды затишья — замедления речевого развития после 5 месяцев. В этом случае родителям надо просто подождать следующего этапа развития языка.

Полезные советы

  • Чтобы помочь ребенку, надо говорить с ним, петь, осуществлять тактильный контакт, побуждать к общению.
  • Для тренировки слуха рекомендуется использовать погремушки, ксилофон, игрушечные музыкальные инструменты.
  • Как показали исследования, если родители много разговаривали с младенцем после рождения, то такой ребёнок в будущем покажет более высокие темпы речевого и умственного развития.
  • Забавно произносить вслед за младенцем первые звуки, которые он издает. Однако родители чаще должны нормально разговаривать, чтобы помочь крохе освоить грамматику и обогатить словарный запас.
  • Говорите с ребёнком лицом к лицу, чтобы он мог внимательно следить за движениями губ.
  • Больше читайте для расширения словарного запаса крохи.
  • Полезно играть в пальчиковые игры, чтобы тренировать мелкую моторику и понимание речи, помочь ребёнку научиться говорить.
  • Надувание мыльных пузырей способствует развитию мышц рта, техники дыхания, произношению звуков «с-с-с», «ш-ш-ш».

Большую роль играет пение. Мелодичная интонация мамы успокаивает младенца. Чем тише звучит песня, тем старательнее малыш будет прислушиваться. Знакомая мелодия станет узнаваемой и любимой. Крохе захочется повторять мамины звуки.

Чтобы стимулировать развитие речевых навыков педиатры рекомендуют делать массаж стоп и ладоней. Такая стимуляция не только приблизит момент, когда ребёнок начнет агукать, но и поможет справиться с гипертонусом мышц.

Когда ребёнок начинает лепетать

Гуление — набор звуков, которые делают речь малыша более богатой и интересной . Начиная с шестого месяца, у детей появляется лепет. Как правило, преобладает сочетание «согласный звук + гласный». Например, младенец произносит «ма-ма», «ба-ба».

Интересно, что в эти звуки изначально ребёнок не вкладывает определенные значения. Поэтому у народов, говорящих на разных языках, детский лепет звучит примерно одинаково, приобретает этническую окраску.

На заметку! В период 5–7 месяцев дети готовятся к произнесению своих первых слов. Тактильное общение и веселая беседа с родными помогут крохе начать лепетать.

Мамы и папы не могут дождаться, когда ребёнок начнёт гулить и агукать. Язык задолго до того, как ребёнок научится говорить, становится важнейшим элементом отношений между родителями и детьми.

Надо помнить, что темпы развития младенцев — разные. Между имитацией различных звуков, лепетом и появлением членораздельных слов, коротких предложений, которые можно понять, проходит от 9 месяцев до 3 лет.

Основные вехи в развитии языка до года

Органы и мышцы, важные с точки зрения развития речи (губы, язык, слух), как правило, развиты у детей с рождения. Однако в первые 4 недели жизни новорождённые только кричат. Проявляют и развивают разные виды плача.

Крики от голода, боли или усталости обычно отличаются. Одни и те же буквы произнесенные разными интонациями могут говорить как о протесте, недовольстве так и о детском восхищении. Громкость произношения для каждой интонации также различна.

Гуление и агуканье у грудничков – предшественники развития речи. Это важный этап речевого развития младенца, ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных(членораздельных) звуков, но пока не произносит внятных узнаваемых слов.

Языковое развитие в первые месяцы жизни

2 месяца

Второй месяц жизни приносит долгожданную улыбку. Примерно в 1–2 месяца младенец не только кричит, но и «поет» — издает звуки «ааа-гуу», «а-гыы», «г-ыы» и другие. Ребенок гулит, агукает на фоне положительных эмоций, двигательной активности, в приподнятом настроении. Гуление и сопровождающий его «комплекс оживления» взаимосвязаны. Ребёнок также может спонтанно и беспрерывно «болтать» в спокойном состоянии, лёжа у себя в кроватке.

Младенец в возрасте 2–3 месяца уже может распознать поведение мамы, связать с ним свое гуление. Понимание того, что мама радуется произносимым звуком, является стимулом для продолжения общения с окружающими. Поэтому многие дети в ответ на обращенную к ним речь начинают интенсивнее гулить.

3 месяца

Развитие младенца на третьем месяце жизни заключается не только в произношении звуков. Улучшаются слух, обоняние, осязание. До 3 месяцев гуление и агукание почти не связаны со слухом младенца. Постепенно ребёнок учится прислушиваться к собственным звукам.

Особенно быстро развивается область мозга, отвечающая за координацию глаз и рук. На третьем месяце жизни становятся сильнее мышцы головы и шеи. Младенец поворачивает голову в сторону звука, различает монотонные шумы (пылесос, машину). Движения тела становятся более контролируемыми.

Важно! Происходит развитие артикуляционного аппарата. Дети готовятся к произнесению первых слогов, овладению интонаций речи, свойственных родному языку.

4 — 5 месяцев

Многие родители замечают, что ребёнок все заметнее реагирует на общение и игру с ними. Младенец использует улыбку в зависимости от настроения взрослых, узнает лица знакомых людей, отличает от незнакомцев.

На четвертом месяце жизни прикосновения, тактильные ощущения побуждают детей к общению. Массажи, различные гигиенические процедуры помогают чувствовать свое тело. В эти моменты можно узнать, какие прикосновения нравятся младенцам. Также важно с улыбкой смотреть на ребёнка. Если к нему обращаются приветливо, то в ответ он улыбается, гулит.

6 месяцев

Хотя время, когда будет произнесено первое слово, еще впереди, надо разговаривать с ребёнком, читать ему. Следует использовать повседневные ситуации для работы над будущим словарным запасом малыша. Например, называть игрушки, продукты, купленные детские вещи. Можно задавать вопросы малышу и самому же отвечать на них, составлять список покупок для папы.

Если семья двуязычная, то можно разговаривать с ребёнком на обоих языках. Однако существует предположение, что многоязычие в семье приводит к задержке речевого развития детей.

7-8 месяцев

Ребёнок меняет громкость, подачу и скорость общения. В этом возрасте стадия гуления совершенствуется, кроха начинает издавать редуплицированные (удвоенные) звуки, происходит чередование гласных и согласных, которые чаще встречаются в родительском языке. Это могут быть «Ма-ма-ма», «Па-па», «Ба-ба-ба».

В 7 месяцев появляется способность контроля над открытием и закрытием вокального тракта. Начало речевого развития, связанного с окружением детей, характеризуется постоянным повторением определенных слогов. Даже глухие дети могут издавать самые разные звуки в первые полгода жизни. Затем эти попытки сходят на нет из-за нехватки слухового и языкового опыта.

В первые шесть месяцев младенцы издают различные звуки — адаптируются к языковой среде. Они используют ритм и тон речи, знакомые ему по своему окружению. Поэтому первые «высказывания» могут показаться осмысленными, но это не так.

9-10 месяцев

Младенцы подражают не речевым, а речеподобным звукам. Агуканье всё больше начинает походить на разговор. Строение слогов, произносимых ребёнком тесно связано со звуками родного языка.

11 месяцев

Дети пытаются имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми, подражают ритмам, флексиям, тонам взрослой речи.

12 месяцев

Большинство малышей в этом возрасте уже произносят своё первое осознанное слово. Если ваш ребёнок ещё не заговорил в год, но он гулит и лепечет – всё в порядке. Стоит немного подождать.

Гуление ребёнка, во сколько бы месяцев оно не прозвучало впервые, приносит уйму позитивных эмоций родителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *