Как выбрать профессию если ничего не интересно?

На вопрос отвечает Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.

У нас спрашивают взрослые и дети: «Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?» и «Не знаю, как выбрать профессию?». Что эти люди имеют в виду? У них много интересов и трудно выбрать между ними? Или совсем нет никаких интересов? И это две разные проблемы. Здесь мы говорим о первой. А для вторых — читайте «Как выбрать профессию, если ни к чему не тянет?»

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

Содержание

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии. Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии. Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

Помощь в выборе профессии (профориентация)

Я помогаю выбрать профессию старшеклассникам или сменить профессию взрослым. Делаю я это за 2 часа. А вы должны подготовиться. Пройти мой вопросник и приготовить работы, если они есть. В результате вы получаете не список профессий, а одну такую, к которой вы способны и к которой лежит ваша душа. И, конечно, список хороших учебных заведений. , а .

Учусь в 11 классе и не знаю кем мне быть, куда пойти учиться…

Читать: 3 мин.

В редакцию журнала «Фома» пришло письмо от подростка, который озадачен выбором своего профессионального будущего.
Письмо комментируют Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования ЦТР «Гуманитарные технологии», и Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.
Приводим полностью и письмо и комментарии специалистов.

Здравствуйте, сейчас мне почти 17 лет, я учусь в 11 классе и вообще не знаю кем мне быть, куда идти учиться… Дело в том, что с 9 до 16 лет я ничего не делал, кроме того как играл в игры на ПК.
Но в один прекрасный день я наконец-то понял и осознал, что игры никак меня не развивают и тянут ко дну, из-за того что я много времени проводил за компьютером, я редко выходил на улицу, вследствие чего друзей очень мало (по пальцам можно пересчитать). С 13-14 лет параллельно, играя днями в компьютерные игры, я начал заниматься спортом, но из-за сильного увлечения в игры, я то бросал, то опять занимался.
Сейчас мне 16 и до конца 11 класса осталось полгода, и я очень серьёзно переосмыслил свою жизнь, совсем недавно я начал читать книги по несколько раз в день, тренить и даже правильно питаться. Но день ото дня меня тревожат мысли, кем мне быть в этой жизни и кем стать. Главная проблема в том, что кроме как пойти учиться на программиста и серьёзно изучать программирование, я больше не вижу перспектив в будущем (в материальном плане) и меня тошнит уже от компьютера и ноутбука лишь при одном виде, потому что меня сразу одолевают воспоминания и мысли, как много времени впустую я прожёг, сидя у компьютера и играя в игры.
Живу в городе, где перспектив нету, всё, что тут есть, — это мои сверстники, которые только и делают, что курят и выпивают, и шатаются по улицам, пытаясь показаться крутыми и важными, из работы в моём городе только шахты, магазины и завод, который уже давно закрылся.
Я понимаю, что надо выбирать профессию по душе, которая по-настоящему будет нравиться, и только тогда можно преуспеть в ней. Но мне ничего толком не нравится, кроме спорта (турник, брусья, гантели и т. д). Что мне делать, хочу сейчас выбрать профессию, работу и развиваться в выбранном направлении, но ничего не умею и ни к чему, так сказать, «тяги» нет.
Алексей

Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования в Центре «Гуманитарные технологии».
Алексей, хочу начать с того, что Вы уже сделали важный шаг на пути к определению своей будущей профессии — задумались о том, кем Вы хотите стать. Вы подошли к этому вопросу осознанно — выделили свои сильные и слабые стороны, поняли свое желание жить осмысленно. Но что же все-таки делать, если не можешь разобраться в том, кем хочешь стать?
Сегодня подросткам в этом нелегком выборе помогают профориентологи. Так, у крупных профориентационных центров есть свои сайты, где размещено множество тестов, с помощью которых можно определить Ваши склонности, интересы, способности и подобрать подходящие профессии.
На таких сайтах представлены и перечни профессий, — надо потрудиться и изучить их. Часто люди и не догадываются, сколько существует областей, в которых можно найти себя. Список профессий не ограничивается привычными для нас инженерами, врачами, полицейскими и поварами.

Самый эффективный способ понять, куда поступать и кем быть, —это обратиться к психологу-профконсультанту, который помог бы соотнести Ваши способности с профессией. Попробуйте поехать в более крупный областной центр и найти такого специалиста там, или опять-таки, это легко сделать дистанционно — например, по скайпу. Таких услуг очень много — и платных, и бесплатных.
И будьте аккуратны, в интернете хватает и мошенников, которые, например, предлагают помочь с профориентацией по отпечаткам пальцев или знаку зодиака.
Но что можете сделать Вы сами?
Первое — ответьте себе на вопросы: кто я? Куда я могу приложить свои умения и знания? Какие у меня перспективы? Кому это может быть нужно?
Предлагаю Вам задуматься и еще над одним вопросом: какой критерий в будущей профессии Вам важен? Например, можно сконцентрироваться на поиске высокооплачиваемой работы. А может, Вам важнее не прибыльная, а уважаемая профессия? Или и то, и другое? Что-то еще?
Второй важный шаг — поставьте себе цель, которой Вы хотите достичь. С этого все начинается. За это желание надо ухватиться, а далее пытаться понять, что Вам интересно и что надо сделать для того, чтобы этим заниматься. Не старайтесь сузить диапазон профессий, не бойтесь пробовать себя в той или иной сфере деятельности — только так Вы сможете осознать, что действительно приходится вам по душе.
Третье — освободитесь от мысли, что у Вас ничего не получится. В своем письме Вы много говорите о том, что сдерживает ваше развитие: маленький город, невозможность реализовать себя. Но сегодня такие границы во многом стираются. Во-первых, хорошо сдав экзамены, Вы можете поехать учиться в любой город, в любой институт — и так действует большинство. Во-вторых, сегодня Вы можете и учиться, и работать удаленно благодаря интернету. Вам кажется, что Вы за пределами информационного пространства, но на самом деле все доступно.
Вы пишете: «я ничего не умею и тяги у меня ни к чему нет». Но, судя по всему, это не совсем так. Вам интересен спорт, а так же Вы неплохо ладите с компьютером. И самое очевидное — Вас заинтересовал мотив поиска и выбора будущей профессии. Вы все еще думаете, что ничего не можете?
Подумайте серьезнее о Вашем увлечении компьютером или о занятиях спортом. Если Вы хорошо разбираетесь в компьютере, почему Вам все же не использовать ваши знания? Ведь Ваше увлечение играми тоже может принести пользу. Например, Вы можете заниматься аналитикой игр для создания новых, более познавательных. Или, если Вам так опротивел компьютер, наоборот, использовать свои знания для помощи людям, борющимся с зависимостью от игр.

А спорт — это одно из самых сложных направлений, требующее профессиональной подготовки. Но никто не мешает освоить профессию преподавателя физкультуры или фитнес-тренера. Вы можете оставить спорт как хобби, отдушину или стать, например, пожарным, где спортивная подготовка играет ключевую роль. А если сложить спортивно-военный профиль и компьютерные науки, то можно рассмотреть, например, такое довольно востребованное направление, как компьютерная безопасность.
Пройдя тесты на сайтах и изучив перечень профессий, разберитесь, что Вам нужно для достижения целей. Наметьте план своих действий. В Вашей жизни действительно сложный этап, требующий полной отдачи, усердия и труда. Но этот этап неминуем — его проходят все. Посмотрите, как часто делятся Ваши сверстники в Сети своими личным опытом переживания этого этапа, а часто вместе готовятся к ЕГЭ — вы можете найти много полезных видеоуроков в интернете. Сейчас важно хорошо сдать экзамены, ведь от этого зависит то, где Вы будете учиться.
Вы находитесь в поиске себя, а значит, главный этап попытки самоопределения Вы уже прошли — и это позитивный результат. Не бойтесь совершить ошибку, поступить не туда или бросить учиться. Это всегда ценнейший опыт.

Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.
Алексей, как и многие другие подростки, находится в странной и непонятной для него ситуации. Он растерян, ведь в 16 лет «общество» требует определиться с выбором будущей профессии на всю свою жизнь. Но сделать такой выбор, когда еще не понятно, чего хочется и что нравится, когда нет осознанной мотивации к учебе, практически невозможно. Миф о такой ответственности тяжким грузом давит на подростков.
Но я могу успокоить Алексея: ни один нормальный человек в 16 лет не может точно знать, чем он будет заниматься все свои трудовые 50 лет жизни. Деятельность в течение жизни может меняться, и это нормально.
Проблема в том, что часто желание избавиться от этой ответственности находит деструктивный выход: люди прикрываются обстоятельствами — это такой стандартный миф про город, в котором нет перспектив, страну, где нет «роста», окружения, которое «не додало», «потерянные годы, которые не наверстать». Но такое представление не конструктивно. Сваливая всё на внешние обстоятельства, мы ведём себя подобно малышу, который закрывает глаза и думает, что он спрятался. И вместо действий по изменению существующего положения, мы начинаем ждать, что всё чудесным образом изменится или… Или готовимся пассивно плыть по течению.
Не стоит ждать чуда. Вернее, не стоит делать ставку на чудо. Важно понять, что очень многое в жизни определяется не обстоятельствами, а нами самим. Взгляните на эту «беду» как на повод для улучшения жизни, переведите проблему в задачу! Давайте посмотрим на Алексея. Он молодой человек в хорошей спортивной форме, он мобилен и может много работать, у него нет «груза» семьи из шести детей, а значит, у него есть огромное количество вариантов изменить ситуацию, которые не приведут к тяжким последствиям.
Бессмысленно говорить «у меня все плохо и у меня ничего не получится». Я понимаю, что, возможно, эти стереотипы навязало окружение и нет никакой поддержки. Я понимаю, что человеку в такой ситуации тяжело и тревожно, но основная задача сегодня — это переключиться с мысли о безысходности и подумать о том, что можно начать делать здесь и сейчас.
Страх перед тем, что ничего не получится, может парализовать, но его можно сделать мобилизующим. Можно сказать себе, что я не хочу так жить, что я хочу выбраться из замкнутого круга! И на этом собрать волю в кулак и начать улучшать свою жизнь. Пусть вначале это будут маленькие, даже крошечные шаги, но пусть они будут. Можно ближайшие годы и десятилетия оплакивать 5 лет своей жизни, а можно действовать и двигаться вперед. Конечно, если постоянно думать о «потерянных годах», можно сказать себе: «Не жили хорошо и начинать не стоит». Все-таки стоит! Для начала, можно попробовать сделать то, что больше всего хочется: например, выбраться из этого города. Так поставьте себе такую задачу! Раз уж вам кажется, что вы оказались в яме, помните, что выбираться из нее можно кем угодно — и официантом, и врачом, и сержантом российской армии. Главное — выбираться!

Когда я говорю это, то не фантазирую. Я сам поступил в мединститут не в 17 лет, а в 27. А до этого был солдатом и слесарем, директором маленького магазина и фельдшером. Я не комплексую, что так поздно пошел учиться, и не считаю, что эти десять лет моей жизни были бесцельно прожитыми годами — наоборот, они дали мне огромный жизненный опыт.
Так, из любой работы можно извлечь море полезных вещей. Например, многие говорят, что армия — бесцельно выброшенное время. Но для меня армия послужила ценнейшим психотренингом. Там я научился договариваться и ладить с огромным количеством самых разных людей. Это дало мне понимание моей будущей профессии — я осознал, что умею говорить с людьми, не только когда им хорошо, но и когда плохо. Может показаться парадоксальным, но армия — это, особенно в маленьких населенных пунктах, эффективный социальный лифт для молодого человека. Это еще одна возможность выбраться из глубинки через новые знакомства и связи.
Итак, четко задайте себе вопрос: действительно я «неудачник» или просто боюсь не соответствовать ожиданиям общества? Если «неудачник», то… То можно захотеть стать победителем! А вот на ожидания «общества» можно вообще наплевать и идти своим путём. Но крайне важно помнить: во-первых, на этом пути почти все зависит именно от вас; во-вторых, этот путь не пройти за один месяц, не пройти даже за одно высшее образование — это движение долгое, где значим каждый шаг; в-третьих, этот путь никогда не будет состоять из одних побед, на нём неизбежно будут поражения, а значит придётся научиться вставать после «падений».
Сейчас Вы стоите в самом начале этого пути — переживаете кризис личности. Но на самом деле все кризисы в жизни связаны именно с этим определением своего места в жизни. Я очень люблю такую фразу: «кризисы жизни — шансы жизни». Кризисы нам даны, чтобы мы могли что-то изменить, без них движение невозможно. После таких кризисов мы можем покатиться вниз, а можем взлететь… и это зависит от того, насколько мы поработаем над собой физически и душевно.
А страх… Ну, это нормально. Есть хорошая поговорка: «Все люди делятся на две категории: те, кто боятся и те, кто боятся и делают!» Делайте!
Подготовила материал: Анастасия Бавинова
Источник: Фома

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Родина зовет!

Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства. И тут важно четко улавливать актуальные тенденции.

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.

В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.

Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Кто влияет на выбор школьников

В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

Лица, оказавшие влияние Степень влияния в %
Сильно повлияли Немного повлияли Вообще не повлияли
Сам решил 90 6 4
Родители, другая родня 41 40 18
Преподаватели ВУЗов 12 25 63
Друзья, знакомые 11 35 54
Школьные учителя 12 36 52
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) 10 18 72

Получается, что в 90% случаев ребята считают, что сами приняли решение. При этом на большинство респондентов повлияли родители и другие родственники. Роль школьных учителей и преподавателей ВУЗов оказалась довольно скромной. На мнение же настоящих профи — людей, работающих на предприятиях и знающих всю «кухню» изнутри — практически никто не обращает внимание.

Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Четвертый пункт в списке («родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают») зачастую становится причиной образования целых семейных династий врачей, адвокатов и пр. По статистике, 44% сыновей медиков и 28% отпрысков адвокатов идут по стопам родителей.

Вопрос о самоопределении в этих семьях практически не поднимается. «Твой отец — такой уважаемый доктор. Разве можно пойти учиться не в медицинский ВУЗ?!» При этом у сына «уважаемого доктора» может не быть ни способностей, ни стремления лечить людей.

Еще хуже, если выбор ВУЗа определяется наличием в нем бюджетных мест или небольшого конкурса. Тут абитуриент просто слепо идет туда, куда удается «впихнуться». Ни о какой профессиональной самореализации в будущем при таком факторе выбора даже говорить не приходится.

Что определяет выбор студента

Недовольные своим выбором студенты первых курсов имеют шанс несколько изменить сферу будущей деятельности. Например, перевестись на другой курс. Но и в этом случае о самоопределении задумывается — ищет работу «по душе» — только 52% респондентов.

Остальные руководствуются чисто меркантильными соображениями. По принципу: «Ну если работа не вдохновляет и не радует, то пусть хотя бы деньги, статус и уважение окружающих приносит».

Высокий доход и возможность благодаря нелюбимой профессии «жить на широкую ногу» соблазняет многих молодых людей. Этим критерием руководствуется порядка 65% опрошенных. Спустя годы многие из них поймут, что ни дня не радовались своей работе, втайне мечтали заниматься совсем другим делом и вообще прожили чужую жизнь.

Решение. Как оно созревает?

Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

«Технари» — математики, программисты — самоопределяются в последние 2 года обучения в школе. Сказывается как более глубокое изучение этих предметов в старших классах, так и давление необходимости сделать выбор.

Гораздо хуже обстоит дело с ребятами, выбравшими специальности, связанные с радиотехникой, металлургией и другими «непрестижными» областями. Зачастую они поступают в соответствующие ВУЗы из-за того, что там небольшой конкурс или есть бесплатные места.

Как надо делать выбор

Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

  • осознании своих желаний (задайте себе вопрос: «Чем бы я хотел заниматься следующий десяток-другой лет?»);
  • понимании своих возможностей («Какие способности и таланты у меня есть? Я — гуманитарий или технарь? Какие предметы мне даются, а какие — нет? Как это может пригодиться в будущей профессии?»);
  • знании актуальных запросов общества («На какие профессии растет спрос? Что будет востребовано в недалеком будущем?»);
  • четком представлении о профессиональной деятельности работников интересующих сфер («Чем эти люди занимаются? Какое образование они получили и как достигли того положения в профессии, которое сейчас занимают?»).

Необходимо хорошо проработать эти вопросы, получить недостающую информацию, а затем найти оптимальный баланс между «хочу», «могу» и «надо». Только в этом случае удастся найти дело по душе, которое будет приносить хорошие деньги и помогать расти во всех смыслах.

Задача системы образования — дать школьникам шанс «попробовать» дело, которому те планируют посвятить всю жизнь. Уже в 13—14 лет у подростков проявляются многие таланты, применимые в той или иной области. Вот тут-то ребятам и стоит пройти «профессиональные пробы»: 1—2 недели поработать в профессии, о которой мечтают. В идеале нужно испробовать несколько вариантов, чтобы был выбор.

Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.

Семь ошибок, которые мешают выбрать профессию по душе

Выбор профессии — это увлекательное путешествие к самому себе. И результат выбора — не совокупность плюсов или минусов новой должности, а ваш собственный голос. Ваши желания, стремления, движения сердца неизмеримо важнее «престижа», «статуса» и «стабильности». Просто потому, что престиж — это то, что нравится каждому третьему, статус — то, что важно другим, а стабильность вообще такова: сегодня есть, а завтра — нет.

Любая оценка извне, любая тенденция переменчива и относительна. По-настоящему важны только ваши дарования и способности. Верьте им, верьте зову сердца. Ищите своё. Никто, кроме вас не скажет — в чем ваш талант, не решит — какое нужно образование (и нужно ли оно вообще), кем работать и как зарабатывать.

Важно знать, что нет «плохих» и «хороших» профессий. Банкир не лучше ветеринара и дворник не хуже учителя. Конечно, это не предложение оставить свою профессию и заняться придомовой территорией. Это, скорее, констатация факта: нет «низких» профессий. В каждом деле, в каждом начинании важно лишь отношение: нравится или нет, любим или выполняем потому, что «надо», «престижно», «денежно».

Дело, выполненное с интересом, будет оплаченным. Профессионалы всегда обеспечены. Когда вам нужна идеальная стрижка — вы ищете лучшего мастера, когда опаздываете на самолет — нужен водитель, который довезет вас за полчаса даже по пробкам. И если результат достигнут, вы платите гонорар с благодарностью, желая пользоваться услугами этих людей постоянно. При этом вам ни разу не приходит мысль (вас не смущает), что парикмахер и водитель — обслуживающие профессии.

Но самый интересный вопрос в другом — представьте, сколько времени и сил нужно потратить, чтобы стать востребованным. Минимум — несколько лет. И даже после того, как «безымянная высота» останется позади, нужно повышать квалификацию и следить за новшествами в выбранной сфере. Иными словами, придется быть «в теме» каждый день. И если тема нелюбимая, находиться в ней будет крайне сложно. И как следствие — крайне сложно расти.

В конечном итоге думать только о деньгах, почете и наградах — не выгодно. Профессия — это длинный путь, который легче идти по любимой дороге. Правда, выбрать эту дорогу не так просто: мы часто ошибаемся, сворачиваем не туда, расстраиваемся, когда не находим удовлетворения, и рано или поздно делаем печальный вывод — найти свой путь невозможно. Увы, горький опыт минувших дней отбивает вкус к настоящему.

Но есть и хорошая новость: никогда не поздно начать всё сначала! А пока поговорим о том, как избежать распространенных ошибок при выборе дела жизни. Каждой ловушке мы посвятили отдельную статью, но если вы спешите – читайте краткую версию ниже.

Ошибка номер один: выбирать головой то, что нужно сердцу

Часто мы путаем «хочу» и «надо». И при выборе профессии мы тут же зачинаем рассуждать о выгоде, размере зарплаты и востребованности в обществе. Конечно, это важные факторы, но самый главный – то, что хочет ваше сердце. Профессия – это дело, которым вы будете заниматься каждый день по шесть-восемь часов лет эдак десять. Всегда помните об этом и спрашивайте себя: что мне дорого, что близко, что важно? (читать полностью)

Ошибка номер два: особенности национальной заботы или о том, почему стыдно крутить гайки

У любого народа есть своя традиционная культура, свой набор шаблонов, свое понятие о том, как «правильно», а как – «из ряда вон». Следуя правилам и традициям, мы подчеркиваем национальную принадлежность. В жизни важен баланс между правилом и внутренним «я», чтобы одно не перевесило другое. Правила для нас, а не наоборот. И если вы чувствуете давление со стороны «правильно, «прилично» и «только так» — делайте выводы. (читать полностью)

Ошибка номер три: вы должны делать так, как сказали родители

Пожалуйста, запомните этот абзац. Остальной текст можно читать как угодно. Любите своих родителей. Прощайте ошибки. Даже если сейчас они давят на вас что есть силы. Даже если когда-то, пятнадцать лет назад, они вынудили вас выбрать нелюбимую профессию. Возможно, они заблуждались. Но совершенно точно, они хотели как лучше. Отпустите обиды. Забудьте прошлое. И начинайте менять свою жизнь к лучшему. Как — читайте в этой статье. (читать полностью)

Ошибка номер четыре: туда берут только по блату или как проверить свои таланты

Сколько раз вы слышали это в течение жизни? И наверняка сами в это верите. И правильно делаете. Потому что блат – существует. Сказать, что связи ничего не решают – сущая глупость, но утверждать, что связи решают все – абсолютная чушь. Блат существует в нашем сознании как панацея от всех бед. Но это не так. Хотя бы потому, что не все покупается и продается.

Проверяйте свои таланты, ищите хороших педагогов, используйте любую возможность, чтобы быть ближе к заветной цели. Поступайте в Суриковское училище, даже если у вас нет наполеоновских планов — прославить свою фамилию великими картинами. Возможно после диплома вы обнаружите себя в стройных рядах веб-дизайнеров. Это не главное. Жизнь подскажет, где и кем вам выгоднее трудиться. Самое прекрасное, что это будет профессия по призванию. (читать полностью)

Ошибка номер пять: профессию надо выбирать один раз – и на всю жизнь!

Этот постулат пришел к нам из прошлого века и отражает характер времени. Сегодня все иначе: ритм жизни ускорился в несколько раз. Смена и работы, и профессии стало нормой. В такой ситуации гораздо больше плюсов, чем минусов, при условии, что постоянная смена профессиональной деятельности не становится стилем жизни. (читать полностью)

Ошибка номер шесть: жить, как будто время бесконечно

«Не могу пока поменять работу – надо купить квартиру детям». «Потом подумаю, какая профессия мне подходит, а пока поработаю продавцом. Это ужасно скучно и утомительно, зато на Новый год хорошая выручка». «Терпеть не могу свою контору и склочный коллектив, но кто еще меня возьмет без высшего образования? Надо пять лет где-то учиться по вечерам, а у меня все время занято».

Обычный ход мыслей. Когда мы откладываем нечто очень важное «на потом», нас никто не поставит в угол и не срежет зарплату. Но когда станет ясно, что время ушло – разочарование будет огромным. Но есть и хорошая новость – всегда можно взять ситуацию в свои руки. (читать полностью)

Ошибка номер семь: мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. (читать полностью)

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *