Как заинтересовать ребенка к чтению?

Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов

26 марта 2019 admin

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей.

    Они не понимают значения слов в обычном тексте.

  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

..», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

Как много читает ваш ребенок литературы?

Три характерные ситуации

Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.

Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.

Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.

«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».

Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.

Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.

Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.

Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.

Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.

Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.

Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.

Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.

Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.

Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.

Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.

Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.

Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.

Такое чтение называется механическим.

Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.

Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.

На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное — это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи.

    Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

  4. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
  5. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
  6. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
  7. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
  8. Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
  9. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
  10. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Полезные советы

Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.

  1. Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
  2. Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.
  3. Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
  4. Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в подростковом возрасте положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
  5. Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений. Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
  6. Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест. Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
  7. Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
  8. Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
  9. Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.

Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html

Похожие статьи


Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


источник

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


источник

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? . В первом письме — подарок.

Как научить ребенка читать легко и с удовольствием

0 4721 18 Октября 2016 в 09:25 Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Твой ребенок знает все буквы, находит и правильно показывает их в азбуке? Значит, пришла пора учиться читать. Многих родителей интересует, как передать ребенку этот навык наилучшим образом, как научить ребенка читать, чтобы книга на долгие годы стала источником наслаждения.

Много вопросов возникает и по выбору метода. Сегодня существует множество методик, позволяющих обучить малыша чтению. Как выбрать лучшую? Читать по слогам или выбрать методику складов? А может, твой ребенок легче освоит навык глобального чтения?

Чтобы определить, как правильно научить ребенка читать, необходимо опираться на точное знание о том, как устроена его психика. Какие желания, устремления и склонности присущи именно твоему ребенку, в чем его сильные от природы стороны. Опираясь на его врожденные способности, ты сможешь подобрать для малыша именно такой способ научить его чтению, чтобы новый навык вошел в его жизнь легко и в удовольствие.

Мой ребенок – медлительный и усидчивый

Что ж, тебя можно только поздравить! Сама природа наградила такого ребенка стремлением учиться и накапливать знания. Подвижным играм он предпочитает неторопливую возню в песочнице, а дома сам с удовольствием проводит с тобой время на диване за чтением любимой книжки.

Детям, которых Cистемно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как носителей анального вектора, свойствен основательный подход ко всему. Такой малыш стремится детально вникать в предмет обучения, ему от рождения присущ аналитический склад ума.

Чтобы легко научить читать этого малыша, достаточно соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  1. Ребенка с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить и перебивать. Он не из тех детей, кто схватывает быстро и на лету. Просто дай ему больше времени – и он будет заниматься больше многих других. По своим свойствам он и есть будущий книгочей от природы.
  2. Часто родителей именно такого малыша беспокоит, как научить ребенка читать по слогам. Не беспокойтесь, составлять из букв слоги он научится позже. Довольно долго, прежде чем произнести слог целиком, он может повторять сначала буквы по одной. Это связано с его аналитическим умом: анализ требует «разложить все по полочкам, разбить на составляющие».
  3. Точно так же он может позже начать воспринимать слово целиком и довольно долго разбивать его на слоги. Причина та же – склонность анализировать и выделять составляющие. Дайте анальному ребенку время – и он обязательно научится бойко и с удовольствием соединять любые слоги, производя необходимые аналитические действия в уме. Тогда и читать вслух он станет намного быстрее.

Не скупитесь на похвалу для анального ребенка. Ему очень важно одобрение старших, особенно матери.

Мой ребенок – шустрый непоседа

Здорово, когда твой малыш не прочь посидеть на диване с книжкой! А что делать тем, у кого детей вообще ни на миг не усадишь? Ловкие и гибкие, подвижные и быстрые обладатели кожного вектора требуют совсем другого подхода в обучении.

Кожный ребенок, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, от природы наделен способностью к логическому мышлению и конструированию. Он мыслит с точностью до наоборот от обладателей анального вектора и настроен не анализировать (разбивать на составляющие), а синтезировать (собирать целое из частей).

Эту природную особенность обязательно нужно учесть, когда кожный малыш обучается. Сидеть на диване он и впрямь не станет. А вот строить из кубиков или собирать пазлы – с удовольствием.

Используйте специальные кубики, на которые нанесены отдельные буквы, а в дальнейшем слоги или склады. Можно выбрать пазлы или разрезные картинки, где также изображены слоги или буквы. Научиться читать через конструирование – строить слова из слогов или складов – кожному ребенку будет намного легче.

Можно заинтересовать таких детей с помощью головоломок или задач. Они хорошо от природы владеют навыками счета, поэтому можно выбрать задачки, где определенным цифрам соответствуют буквы или слоги.

Кожных малышей жизненно важно воспитывать через дисциплину и правила. Им трудно долго сидеть на месте и сосредотачиваться. Чтобы этот навык постепенно развить до школы, используйте режим дня.

Обучайте кожного малыша чтению строго в определенное время, он привыкнет к распорядку, и ему будет намного легче удерживать внимание.

Кожный ребенок с детства хорошо ориентируется в отношениях пользы и выгоды. Можно опереться на это и предлагать ему определенное вознаграждение за успешные занятия. Например, воскресный поход в парк аттракционов.

В активных играх на улице можно затеять с кожным ребенком прохождение лабиринта из слогов, устроить поиск затерянной или недостающей буквы или слога по заранее нарисованной карте. Подача знаний в форме активной игры воспринимается психикой такого малыша намного легче.

Кому подходит глобальное чтение?

Особым образом воспринимают текст дети, от природы наделенные векторами из квартели информации – зрительным и звуковым.

Зрительный ребенок может быстро обучиться так называемому диагональному чтению. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, это возможно благодаря особому природному устройству его зрительного анализатора.

Зрительный малыш мыслит образами, его воображение рисует картинку. Поэтому нелишним будет вместе с ним порисовать и пофантазировать на тему прочитанной истории. Выбирайте сюжеты на сопереживание и сострадание, это поможет зрительнику максимально развить его огромный от природы чувственный диапазон.

Склонность воспринимать целостный образ помогает такому малышу очень быстро «схватывать» слоги, он просто запоминает их изображение, оперируя слогами как зрительными образами. Разбивка текста по слогам тоже не будет длиться долго, если дитя действительно испытывает желание читать. Со зрительным малышом можно пробовать и навык глобального чтения, когда целое слово ассоциируется со зрительным образом.

Наиболее приспособлены к глобальному чтению дети со звуко-зрительным сочетанием векторов. Это обладатели не только образного, но еще и абстрактного интеллекта. За напечатанным словом они стремятся найти смысл. Рано задают вопросы о смыслах сложных слов, например: «Мама, а что такое тяготение?»

Поэтому звуко-зрительному ребенку помимо методики составления слогов можно также предлагать карточки с изображением коротких слов. Такой ребенок способен сразу соотнести целое слово и его смысл.

Книга как источник наслаждения

Самыми «читающими» векторами, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, являются анальный, зрительный и звуковой. Для их обладателей книга действительно на долгие годы может стать источником настоящего наслаждения. Это становится возможным, только когда ребенок сам испытывает желание читать. Как этого добиться?

Читая своему малышу сказку на ночь, остановитесь на самом интересном месте и объясните, что докончите завтра, а сейчас пора спать. Конечно, он будет просить продолжить. Вот здесь уместно будет сказать так: «Скоро ты сам научишься читать и сможешь без меня брать любую книжку перед сном!» Спровоцируйте такую ситуацию несколько раз.

Дождитесь, чтобы малыш стал сам систематически спрашивать о том, когда уже его научат читать. Тогда можно назначить конкретный срок – например, воскресенье.

На протяжении недели можно при ребенке сообщать родственникам и знакомым: «Вы представляете, в это воскресенье Вася будет учиться читать сам!» Таким образом вы формируете у малыша радостное предвкушение предстоящего события.

С помощью этих системных рекомендаций вы сможете вызвать у ребенка жгучее желание к самостоятельному чтению. И тогда в назначенный срок малыш сам удивит вас тем, насколько быстро и с радостью сможет освоить этот навык.

Книга как источник семейного единства

Удивительный мир литературы способен не только развивать у детей невероятное образное и абстрактное мышление. Книга способна стать источником невероятной эмоциональной близости между членами семьи. Особенно актуально это для семей, воспитывающих несколько детей.

Создайте семейный обычай совместного чтения перед сном. Члены семьи могут читать по очереди, и малыши тоже принимают участие. Общее сопереживание главным героям создает между членами семьи крепчайшую эмоциональную связь на долгие годы. Братья и сестры, уже став взрослыми, сохранят особую душевную близость.

Гарантия успешного обучения

Системный подход помог огромному количеству людей найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию и обучению своего ребенка, послушайте, что говорят некоторые из них:

Уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы начинаете осознавать особенности психики вашего малыша. Это понимание дает гарантированную возможность легко и в удовольствие передать ему любой учебный навык. Регистрируйтесь .

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

10 нескучных способов, как увлечь детей чтением

Несмотря на то что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?». И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Алихан Динаев по мотивам исследования филолога и педагога Евгении Абелюк и на основе личного опыта рассказывает о десяти эффективных приёмах.

1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

2. Проявите свои актёрские таланты

При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны?

Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Автор этих строк успешно испробовал этот метод на своих племянниках. Он одинаково захватывает и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2,5-летнего мальчика, который, проявляя чудеса выдержки, почти 15 минут увлечённо слушал историю из книги «Чарли и шоколадная фабрика». А когда его дедушка начал громко расспрашивать о том, что все они здесь делают, ещё толком не умеющий говорить ребёнок поднёс указательный палец ко рту и произнёс: «Тссс!»

3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.

4. Пусть ребёнок выбирает книги сам

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

5. Показывайте пример

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.

6. Познакомьте подростка с книжными приложениями

Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой. Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

7. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

8. Делайте из книги приключение и ищите в ней тайные смыслы

В хорошей книге всегда есть место загадкам. А уж если школьник читает, например, Жюля Верна, то они там почти на каждой странице любого произведения. Но можно задавать себе и другие вопросы. Как поднять Обломова с дивана? Как помочь Муму сбежать от Герасима и спасти её от смерти?

9. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. И если вашему ребёнку не интересен даже «Гарри Поттер», то он вряд ли откажется от той же книги, изданной недавно с иллюстрациями британского художника Джима Кея. Его рисунки поразили даже Джоан Роулинг. Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.

10. Правильно подбирайте книги

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» того же Жюля Верна будут в числе лучших примеров. Но если ваш 15-летний сын говорит, что не хочет читать романы, написанные «давно умершими седыми и бородатыми стариками из позапрошлого века», то посоветуйте ему, например, книгу «Изгои» — недавно впервые переведённую на русский язык классику американской литературы. Её автор Сьюзан Хинтон написала «Изгоев», когда ей было 18 лет (начала писать ещё в 15), а главным героям романа — от 14 до 20 лет. Несмотря на юный для писателя возраст, книга Хинтон стала бестселлером, общий тираж которого более 20 миллионов экземпляров.

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

100 лучших новых книг для детей и подростков

20 самых странных и милых ляпов в советских мультфильмах

«Как привлечь детей к чтению»

КАК ПРИВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

Как говорил С.Я. Маршак «Основная задача взрослых — открыть в ребенке талант читателя». Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример, читая при нем книги, газеты, журналы. Родители очень расстраиваются и огорчаются, когда их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом они даже не догадываются, что причина этого всего кроется в них самих.

Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Можно читать друг другу по очереди, по ролям….. Вариантов очень много. А если ребенку читать перед сном, то он будет в восторге, и приятнее ему будет засыпать.

И, конечно же, не забывайте выбрать ту книжку, которая будет интересна ребенку, а не вам. Можно выбрать книгу, описывающею ситуацию, в которой он был. Например, после прогулки по лесу или по аллее книга про природу будет воспринята на «ура».

Окружайте ребенка книгами. Если ребенок живет в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребенка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие. Сделайте ребенку свой книжный уголок. Пусть у него дома будет своя маленькая библиотека.

Читайте медленно с интонацией. Не спешите, добавьте драматичности и выражения вашему голосу. Ребенку интереснее будет слушать вас. В конце задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребенок мог спросить о непонятных местах и обдумать прочитанное.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что знают, что произойдет с любимыми героями дальше. Или же можно купить аудио запись произведений. Бывают моменты, что ребенок не хочет читать. Не заставляйте, не принуждайте его! Ведь чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью! Пройдет время ребенок сам попросит вас прочитать ту или иную книгу. Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Пусть он чувствует интерес старших. Если ребенок заинтересовался каким-либо жанром (приключением, фантастикой и т.п.), темой (о животных, о природе и т.п.), то предложите ему интересующую литературу.

В. Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями классиков, чтобы с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Для любого ребенка чтение – это, прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.

Вот некоторые советы от специалистов:

• Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Советуют каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;

• Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;

• Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе.

• Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение;

• Учите чтению с предложением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе;

• Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.

• Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так.

• Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура.

• Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.

Не такие уж и трудные пункты. Главное – захотеть! Приучить ребенка к чтению – это наша с вами задача, и нужно начинать со своего чада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *