Как заставить учиться подростка?

Содержание

Если подросток 13-15 лет не хочет учиться: заставить или разобраться в причинах?

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет.

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

  • Плохая компания

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и постоянной лжи. Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем, и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых. Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Поделитесь с друзьями:

Мотивация подростка к учебе.

Ольга Владимировна, статья меня очень зацепила. Поэтому не примите ни за критику, ни за что-то ещё. Я напишу просто свои наблюдения и размышления исходя из моего опыта работы с подростками, из наблюдений за семьями, где подростки реально не хотят ничего, страдают суицидальными наклонностями. Уж такая у меня работа, что здоровые ко мне не ходят.
Вы пишите, что мотивировать можно шестью способами. И первый — обеспечить дома зону релакса. Скорее всего, вы имеете в виду зону эмоциональной безопасности, где нет места указаниям, пилению, тыкания носом. А как? Если он, в силу своего подросткового возраста раскидывает вещи, свинячит, не замечает вообще ничего дома, и ходит как зомби, в своём мире? У родителей нет другого способа заставить его элементарно стирать носки, заправить кровать или просто сесть и сделать домашние задания, потому что НАДО. Потому отчаявшиеся, идут на консультации и ведут этого подростка.
На мой вопрос: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ У ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ? родители расширяют глаза от удивления. Элементарно! Большинство подростков живут дома как в отеле пять звёзд. А родители — обслуживающий персонал. Всё, что делает подростков — пылесосит и выносит мусор. То есть уборщик. Он кроме грязи домашней ничего не видит.
На консультации задаю вопросы подростку:
1. Кем работают твои родители? Какое у них образование? Что конкретно они заканчивали и какой факультет?
2. Какая зарплата у твоих родителей?
3. Какие срочные покупки нужно сделать маме? А папе? Что из вещей, или лекарств, или на оплату учёбы или развития им сейчас нужно?
4. Сколько стоит один киловатт электричества? А сколько у вас тратится электричества в месяц?
5. Сколько стоит сейчас один куб горячей воды?
6. Когда ты последний раз оплачивал квитанции за квартиру? Это какая часть от вашего семейного бюджета?
7. Какие хронические болезни у твоих родителей? Какие лекарства им нужно?
8. Сколько стоит литр молока? А в упаковке литр или больше?
и много других вопросов. Зачем? Это исследование включённости подростка в обычную, самую банальную жизнь. Ведь он приходит домой, там тепло, светло, еда в холодильнике, сварено… И принимается это как должное. Барчук пришёл. Забота только о своих потребностях. Только развлечение и релакс.
Почему так? Вы видели в очереди по оплате за коммунальные услуги подростков?
Они не знают ничего о своих близких людях. Ничего!
Создание образа «тёплой и дружественной» обстановки через создание психологического комфорта, это протест родителей. Потому что дай подросткам ещё и это, то точно, отель пять звёзд, но не им. Хотя ценой их жизни, здоровья, времени не на себя, и т.д.
Родители ждут, что подростки сами проявят инициативу. И в обед, когда родители на работе, подумают «мать с отцом с работы придут голодные, надо сготовить что-то»? Нет этого! Забота о семье для подростка — рабство и нарушение личных границ. Ведь он тогда не погуляет, ни пообщается, и вообще «вы родители, мне обязаны…»
И таких семей огромное количество.
Родитель ждёт отдачи от ребёнка, в виде элементарной благодарности, заботы. Вложили в тебя ресурс — потрать его на учёбу, на спорт, на развитие. А большинство подростков этот ресурс тратят куда угодно, вытирают о родителей ноги и идут гулять.
Второй совет: узнать причину не желания.
Они просто не хотят и всё. Потому что напрягаться, потому что там нет развлечения, нет приколов, куча правил и границ. Как в гробу. Интересны те предметы, которые интересно преподаются, где учитель не эмоционально выгоревшая, а горящая и любящая свой предмет. Кто придумал парты в три ряда? Кто придумал эти правила в школе? А поставьте столики по кругу, или один круглый стол, усади иначе, расскажи интересно, дай разрешение на смех и творчество… Это уже вопросы к системе образования каждой школы и к учителям вообще.
Каждый вспомнит своего лучшего учителя. Я помню уроки истории, когда это был не урок — а монопостановка. Не было тогда не компьютеров ни презентаций. А показать в лицах весь параграф, оживить его, это дар!
Самый ненавистный предмет — русский и литература, у кого-то алгебра. То, что не понимаешь — то ненавидишь. А как быть? Ведь это основные экзамены на ОГЭ и ЕГЭ. Теперь ещё для допуска к экзаменам добавили устный для 9 класса; сочинение и устный для 11 класса. Задания там видели? Их учителя то не все выполнить могут. И подросток сталкивается на уроках с тотальным обесцениванием. «Вы тупые! Вы дебилы! Вы никуда не поступите!». Объяснение предмета в школе — без репетитора не вытянешь. А оценки считаются заслугами учителя. Как? Ещё, учитывая, что оценка знаний превратилась в сведение личных счётов между учителем и учеником, и что пойдёт в аттестат? Ну пусть на троечку тянется еле-еле. А на экзамен с каким багажом он подойдёт? Никто не пишет о том, что кроме результатов ЕГЭ всё равно есть конкурс общего балла аттестата. Куда пойдёшь учиться, если не возьмут?
В Омских школах уже предупредили: в 10 класс (на 2018-2019 уч.год) не возьмём никого, у кого будет даже одна тройка в аттестате. В июне отчислят всех учащихся девятых классов и будут набирать в десятые только лучших. Конкурс. И тех, кого в 6-7-8-9 классах тянули, уговаривали, учителя тоже не возьмут, даже если будут четвёрки. Это реальность. Нравится она нам или нет. Это на словах троечник самый успешный, но оценки работают на зачисление. Потом о них никто не спросит, но функция оценок — ключ к дверям зачисления.
Учить детей надо тому, что, уж если тебе дали дело — бери и делай. Трудности есть — зови на помощь. Обязанность родителей не становиться учителем, а оплатить репетитора, чтобы остаться в роли родителя, или договариваться с учителем о дополнительных занятиях. Показать надо, что проблема — это не кризис, а задача, которую надо решать. Словами тут не поможешь, дело делать надо.
Совет «сделать упор на сильные стороны» подойдёт для здоровых подростков с простроенными целями. Но у большинства сильная сторона — воля к свободе и борьбе с границами и правилами. Сильная сторона — упрямство, протест, обесценивание, желание быть лидером и иметь круг друзей. По идее, это нормальная задача подросткового возраста.
Но если мы качаем икры, потому что они сильные, а пресс не качаем — потому что он слабенький, и можно так себе — что за фигура будет? Пловчиха со своими сильными плечами и слабыми ногами выглядит нелепо. Слабое — потому что блокировано. Там скучно, там границы, там правила, там личность учителя, или аудиалу дают читать и он не понимает, или кинестетику надо во время урока тискать в руках карандаши, а ему не дают… Или функциональные органические нарушения… С этим надо разбираться.
Можно показать подростку, что в своей сильной стороне он смог себя развить, значит сила то есть и она будет дополнительным помощником, чтобы вытащить слабую сторону. И тут поможет смежность предметов. Если не понял тему по алгебре, значит не поймёт какую-то связанную тему в физике, в химии и геометрии. Умный репетитор находит, в какой области был пробел и связывает все школьные предметы. Так же история, география, обществознание, искусство. Не понял в географии, не представит территорию историческую, её особенности ландшафта и климата, не поймёт какое там общество, экономика и традиции. Всё взаимосвязано, как органы в теле и биохимия.
Профориентированность — самое страшное, что я видела. Когда девочка, занимающаяся балетом получила на профориентации результаты теста «склонность к математике, точным наукам, подойдёт профессия бухгалтера, экономиста» у неё случился нервный срыв. Она готовилась в школу балета, а психолог ей бац — и бухгалтера.
Что нравится подростку сейчас — не будет нравится потом, а может будет. Подросток не живёт в будущем. Он живёт здесь и сейчас. Вот прямо сейчас ему нравится, а завтра с утра уже категорически нет. Наш российский менталитет надо учитывать. Это в Америке, как в кино «Дивергент» разделили на фракции, вот и радуйся. У нас сплошь дивергенты. Сегодня подросток спортсмен, завтра по горам лазит, послезавтра фенечки плетёт… Разносторонние знания помогут подростку самому выбрать профессию, и надо понимать, что она не будет навсегда. Обычно к февралю-марту в конце 11 класса, если подростка не трогать, он сам почувствует свой путь. Классы водят по дням отрытых дверей в техникумы и ВУЗы. И происходит это чаще так: вошёл, увидел, запах родной, преподаватели родные — и душа говорит «Это моё!». А значит, просто ходить с подростком по учебным заведениям, по их коридорам, поздороваться с преподавателями, узнать о людях, которые уже закончили это учебное заведение и не дёргать выбором. Ведь, в отличие от европейских людей мы люди душевного чувствования и для нас это на первом месте.
А про контроль скажу так. У подростка выключена наблюдающая часть. И наблюдать всё равно придётся, выступать в роли СуперЭго, тыкать, напоминать, требовать, договариваться, идти на компромисс. Всё зависит от того, как подать этот контроль, какими словами и эмоциями. И чаще лучше говорить о своих чувствах, о том, что страшно, о том, что стыдно на собрании выслушивать, что есть ощущение беспомощности и безысходности. Нужно показывать, что взрослый — это живой человек с сердцем. Но не винить, ни в коем случае, ты сделал — я болею. Нет, есть ситуация и моя беспомощность, незнание чем помочь или желание, чтобы подросток помог.
Иногда подростки делают открытия, что родители, оказывается, тоже люди. А значит, родителям самим надо и учиться поступить, и книги читать и спортом заниматься, и творчеством. И поменьше грузить жалобами на эту жизнь, покажи молча КАК можно заряжаться на решение текущих задач жизни. А похвалить — не надо искать похвалу на стороне, это зависимость. Просто быть рядом и всё.

«В среднюю школу ходят тусить»: Что делать, если подросток не хочет учиться

В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы в фейсбуке или вконтакте.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах…

Мария

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна

Сальникова Ирина Анатольевна, Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Сальниковой Ирине Анатольевне.

Мы будем употреблять слово «заставить» в контексте «мотивировать». Как хорошие родители (а вы ведь хорошие родители, не правда ли?) вы должны понимать последствия любого принуждения. Единственное следствие – сочетание страха и отвращения, в данном случае, как к учебе, так и к агрессору. Для того чтобы «заставить» ребенка учиться необходимо поставить его в такие условия, при которых не учиться он не сможет.

Соответственно, необходимо использовать страх, лишения и агрессию. И не думайте, что он потом вам спасибо скажет – не скажет. Поэтому поговорим о том, как заставить ребенка учиться именно в плане мотивации и решения его проблем с самодисциплиной, мотивацией и психикой. Приведем советы педагогов и психологов, а также эффективные способы зарождения интереса к учебе в головах и сердцах детей.

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Правильный выход из ситуации – выяснить причины возникшего отвращения к учебе, помочь найти мотивацию, добиться поднятия самооценки до адекватного уровня и установить благоприятный климат в семье.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

7 главных причин нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
  2. Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
  3. Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
  4. Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
  5. Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
  6. Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
  7. Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.

Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель. Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов

Мы представим советы от психологов и педагогов, которые помогут вам понять не как заставить учиться, а как мотивировать, пробудить интерес к урокам, повысить самооценку и стать полноценным, счастливым человеком, целостной личностью. Они кажутся простыми, но на деле таковыми не являются: не так просто перестать срываться на ребенке, когда вы сами глубоко несчастный человек. Если вы не справляетесь – обратитесь к психологу. Тогда представленные ниже советы действительно вам помогут.

Исключите медицинские и психологические причины

Существует не менее 50-ти неврологических заболеваний и психических расстройств, которые могут стать причиной низкой успеваемости. Необходимо исключить их, равно как и психотравмы. Вместе с ребенком посетите педиатра и невролога, сходите к детскому психологу. Постарайтесь обращаться не к самым доступным специалистам, чтобы позже списать все на их некомпетентность, а к авторитетным врачам и психологам, которые действительно помогут.

Заложите фундамент адекватной самооценки

Нельзя ругать за ошибки. Наказывать можно только в том случае, если он не исполнил свои обязанности – не убрал игрушки с «общей территории» (личные комнаты детей психологи советуют не трогать), не сделал домашнее задание и так далее. Но не за «двойки» и проваленные контрольные. Одновременно с этим нужно хвалить ребенка за успехи, но ничего не покупать ему за них, не давать денег. Важно любить и поддерживать юную личность, закладывая в ней адекватную самооценку. Важно беспокоиться о состоянии и самочувствии ребенка, а не о его отметках.

Объясните ребенку его обязанности

Вы не должны чрезмерно нагружать и контролировать каждый его шаг. Однако будет совершенно не лишним объяснить ему сферу новых обязанностей. Теперь помимо повседневных дел на «общей территории» он должен вовремя просыпаться, ходить в школу и выполнять домашнее задание. Это – его дела и его обязанности, а вы просто рады помочь. Если ребенок не выполняет их – попробуйте выяснить причину и устранить ее. Если вы наказываете, то делаете это правильно, говорите честно: «Я тебя очень люблю, но планшет ты не получишь, ведь ты не убрал игрушки из зала и не сделал домашнее задание».

Расскажите о настоящих выгодах учебы

Ответьте ему на главный вопрос: зачем вообще нужно учиться. Не врите ребенку и не говорите о том, что школьные «пятерки» обеспечат ему безбедную и счастливую жизнь. Вы и сами знаете, что отличники – лучшие наемные работки, а большинство успешных бизнесменов были троечниками. Стоит поговорить о реальных выгодах учебы, в частности о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в самых разных занятиях, понять, что он действительно любит и выбрать профессию по душе.

Помогите обрести мечту

Мечта – мощнейшая мотивация. Поговорите с ребенком о том, что он любит делать и о том, о чем он мечтает. Примите на себя функцию стороннего наблюдателя.

Не нужно говорить о том, что картинами на хлеб не заработаешь и о том, что киберспорт это всего лишь гарантированный остеохондроз и проблемы со зрением.

Попросите чадо представить себя через 20 лет и в деталях описать то, чем он будет заниматься, как будет устроена его жизнь. Затем спросите: что нужно сделать для того, чтобы этого добиться? Наверняка успешное завершение учебы будет одним из ключевых условий. Даже если ваш ребенок мечтает прыгать с парашютом или водить мусоровоз.

Не требуйте многого

Многие родители хотят вырастить гения, выдающегося спортсмена или успешного бизнесмена. Часто они хотят реализовать в нем то, чего когда-то не смогли добиться сами. Соответственно требования к ребенку возрастают и часто он им не соответствует. А ведь детям нужно совсем немного: чтобы их любили и чтобы о них заботились. Не завышайте требования, не стремитесь вырастить из него сверхчеловека. Примите роль наблюдателя и позвольте сыну или дочери заниматься тем, что им нравится и тогда, когда им хочется. Это благотворно скажется и на учебе, и на самооценке, и на ваших взаимоотношениях.

Не сравнивайте с другими детьми

Перестаньте сравнивать ребенка с другими детьми. И совсем не важно, в каких целях. Даже если это сравнение носит характер похвалы, вы все равно вредите формирующейся личности, необоснованно завышая ее самооценку. Исключите любые сравнения из разговоров и не ставьте ему в пример каких-то людей. Единственный реальный пример для детей – это их родители или люди, которых они уважают.

Обратите внимание: не бояться, а уважают. Сравнивая с другими детьми, вы формируете заниженную (или завышенную) самооценку и закладываете множество комплексов, с которыми будет сложно справиться в дальнейшем и которые скажутся на учебе.

Подавайте пример

Вы отправляете ребенка делать домашнее задание, а сами садитесь играть в компьютерные игры, смотрите телевизор или весело болтаете за ужином? Вам не кажется это странным? Начните подавать пример. Занимайтесь саморазвитием, чтением, изучением языков. Желательно в то же время, когда ребенок делает домашнее задание, но это не обязательно. Если дети видят эффект занятий, ощущают практическую пользу вашего саморазвития – они инстинктивно начинают копировать поведение родителей и тянутся к знаниям.

Прививайте полезные привычки

Привычка узнавать что-то новое подпитывает любознательность – одно из лучших качеств в каждом человеке, которое мотивирует его развивать интеллект на протяжении всей своей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения и стремления к саморазвитию важно, но не менее важно сочетать их с интересами. Если он ненавидит математику – перестаньте подсовывать ему развивающие книги. Начните вместе решать логические задачки, рисовать, учить английский язык. Прививайте привычки, которые мозг отторгать не будет.

Не пропустите: Самообразование: ТОП-30 эффективных советов

Отслеживайте позитивные изменения

Если стремления не приносят результата, то мотивация быстро пропадает. Поэтому важно отслеживать позитивные изменения. Даже при очередной «двойке» попробуйте спокойно разобрать то же самое задание. Слова: «Так гораздо лучше, ты такой молодец!» — сказанные искренне, способны воодушевить и дать детям новую мотивацию. Главное ничего не покупать и не дарить за успехи. Делайте это просто так и никак не связывайте с отметками.

Полезная литература для родителей школьников

Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:

  1. Д. Навара «Не кричите на детей».
  2. О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
  3. Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
  4. Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
  5. Д. Пеннак «Как роман».
  6. Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
  7. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
  8. Я. Корчак «Как любить ребенка»
  9. Н. Юнттила «Ноль друзей».
  10. К. Аудмайер «Все на одного».

Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.

Резюме

Как заставить ребенка учиться? Никак. Лошадь можно подвести к воде, а вот заставить пить – нет. Все, что в ваших силах – обеспечить такую атмосферу дома и найти такой подход к детям, при котором они захотят учиться. Для этого нужно перестать кричать, сравнивать с другими детьми, наказывать за двойки и тем более браться за ремень. Нужно найти причину низкой успеваемости и устранить ее, при этом сохранив психику невредимой.

Автор статьи Евгения Мельникова Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор. Написано статей 49

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *