Когда начинают слышать новорожденные?

Когда новорожденный начинает видеть и слышать

Ученые давно выясняют, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Месяцы

Формирование зрения

До месяца

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Первый

Видит крупные предметы, но размыто.

Второй

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Третий

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Четвертый

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Пятый

Уже различает все цвета.

Шестой

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Седьмой–восьмой

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Восьмой–год

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше – это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие офтальмологической патологии.

Развитие слуха

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и потом легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется в роддоме методом отоакустической эмиссии.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха и зрения.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.

Когда начинает слышать новорожденный: мешают ли ему звуки

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок – часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам – когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  1. Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  2. Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом. Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух – такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных – простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых – понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) – в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает хорошо различать цвета?).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев меняется цвет глаз у новорожденных детей?

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько ребенок начинает сам сидеть? ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: воспитание ребенка до года: психология младенческого возраста

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже — по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления — смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения — собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: насколько опасно, если новорожденный косит глаза?

Многие дети до полугода могут немного косить – это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.

Развитие слуха у ребенка до рождения

Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.

При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков. Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком. С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.

Влияние контакта с мамой на развитие слуха

Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.

Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.

Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием

Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов. Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха. Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слуха

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного. При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи. Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.

На вынашивание ребенка женщине требуется 40 недель. За это время происходит формирование всех органов и систем. В случаях, когда малыш появляется на свет раньше срока, некоторые функции могут быть нарушены. Тяжесть нарушений зависит от того, на сколько раньше положенного времени родился ребенок.

Когда начинает слышать после рождения?

При проведении исследований специалисты установили, что ребенок слышит звуки еще до появления на свет, находясь в утробе матери. И уже с первой минуты после рождения он воспринимает их, однако реагирует только на резкие, сильно выраженные.

Особенности развития слуха

Органы слуха начинают формироваться на 3-й неделе беременности, а их развитие продолжается на протяжении всего периода вынашивания плода.

В норме слух развивается следующим образом:

К концу 1-го месяца Происходит выработка условных рефлексов на звуковые раздражители. Это подтверждено опытным путем: при подкреплении звука колокольчика едой, через некоторое время в ответ на раздражитель у малыша наблюдается активизация сосательного рефлекса.
В 2-3 месяца Происходит дифференциация разнородных звуков. В ответ на источник звука ребенок поворачивает голову, пытается найти его глазами. Если этого не происходит, необходимо обратиться к специалисту. Появляется слуховое сосредоточение. Даже если малыш капризничает, но неожиданно услышит продолжительный звук (игрушка, колокольчик), то он прислушается: замрет, перестанет плакать, прекратит движения.
В 3-4 месяца У ребенка появляется способность дифференцировать однородные звуки, отличающиеся по высоте тона.
К году Малыш способен различать интонации, элементы речи.
На протяжении 2-3 лет Продолжается развитие слуховой функции, формируется речевой слух – т.е. способность различать звуковой состав речи.

Максимальная чувствительность слуховой системы отмечается в период 15-20 лет, после чего слух начинает снижаться.

Как проверить?

Снижение слуха у недоношенных детей в будущем приведет к нарушениям речи.

Речевое развитие двойни, как и других детей, базируется на подражании: ребенок слышит звуки, пытается их повторить. Поэтому очень важно выявить проблему и начать решать ее как можно раньше. С детьми, у которых наблюдается нарушение слуха, работают специалисты – сурдопедагоги.

Чем раньше будет проведена диагностика и оказана помощь, тем больше шансов минимизировать негативные последствия того, что ребенок плохо слышит.

Проверка у врача

Аудиоскриннинг является обязательной процедурой, которая проводится сразу после рождения ребенка – еще в роддоме. Возможно проведение обследования, даже если на свет появился глубоко недоношенный ребенок .

Если по какой-то причине отметки о результатах исследования в выписке нет, необходимо обратиться к специалисту в поликлинике. Обследование слуха и у детей, и у взрослых проводит врач-отоларинголог (лор).

Процедура аудиологического скрининга безболезненна. Небольшой прибор (электро-акустический зонд) помещают в наружный слуховой проход малыша. Важно, чтобы ребенок не капризничал, не сосал соску – любые лишние звуки внесут искажение в результат.

При этом нужно учитывать, что результат, который показывает табло прибора – это не диагноз, а предположение.

Если и тест в роддоме, и повторный тест в поликлинике, проведенный лором, показал положительный результат, специалист направит ребенка к сурдологический кабинет или центр слуха, так как необходимо проведение дополнительного, более глубокого обследования.

Дома

Уже в первые несколько недель можно определить, что у ребенка нет нарушений слуха: если малыш вздрагивает от громких звуков, значит он прекрасно их слышит.

Одним из простых вариантов проверить слух у ребенка до года является проведение гороховой пробы. Для нее потребуется 4 небольшие пластиковые баночки.

Одна из них остается пустой, другие на третью часть заполняются соответственно:

  • 1 – нелущеным горохом (громкость звука – 70-80 дБ);
  • 2 – гречкой-ядрицей (50-60 дБ);
  • 3 – манной крупой (30-40 дБ).

Данную экспресс-диагностику следует проводить, когда ребенок хорошо себя чувствует, он сыт и спокоен. Лучше это делать между кормлениями – спустя час после еды или за час до приема пищи.

Потребуется участие еще одного взрослого, которого ребенок хорошо знает. Малыша садят к нему руки, и предупреждают, что помощник не должен двигаться во время подачи звуков.

Сначала берут баночки № 3 и № 4 и, располагая на расстоянии 20-30 см от ушек, трясут, издавая звук. Затем баночки меняют местами: если сначала банка № 3 была возле левого уха, то теперь она перемещается к правому, и наоборот. Манипуляции руками должны выполняться симметрично, с одинаковой интенсивностью.

Необходимо отслеживать реакции ребенка.

На то, что малыш слышит звук, могут указывать следующие признаки: ребенок широко открывает глаза, замирает или, наоборот, начинает активнее двигаться, поворачивает головку в сторону звука, пытается найти его источник.

В случаях, если никаких реакций не наблюдается, необходимо взять следующую баночку — №2, с гречкой. Все операции повторяются, в случае отсутствия результата берут баночку №1 – с горохом.

Важно соблюдать последовать проведения действий – баночки должны предъявляться именно в указанном порядке: от самой тихой и идти по нарастанию. При этом если малыш реагирует на баночку, наполненную манной крупой, то можно пробу не продолжать.

Для более достоверной оценки результатов необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • от момента начала звучания и до появления реакции может пройти от 3 до 5 секунд;
  • продолжать предъявление можно после того, как завершится реакция на предыдущий звук;
  • перед предъявлением нового звука следует уложить голову малыша ровно, на затылок (для тех случаев, когда ребенок повернул голову).

Вам будет интересно узнать

Как получаются близнецы и двойняшки? Подробности — в статье.

Как подобрать бутылку для недоношенных детей? Особенности выбора — .

При оценке результатов также необходимо учитывать возраст ребенка:

  • дети до 4 месяцев могут не реагировать на звучание баночки с манкой — если при предъявлении остальных звуков реакция присутствует, то это нормально;
  • дети старше 4 месяцев в норме реагируют на звуки всех 3 баночек;
  • на снижение слуха у ребенка до 4 месяцев будет указывать отсутствие реакции на банки с гречкой и горохом; то же самое касается ситуации, когда ребенок иногда реагирует, а иногда не реагирует на звук;
  • при нарушении слуха ребенок старше 4 месяцев не может найти источник звука.

Возможные реакции на звук, которые говорят о том, что ребенок слышит:

  • мигание век, зажмуривание, широкое открывание глаз;
  • замирание;
  • разведение рук и ног в стороны;
  • поворот по направлению к звуку;
  • сосательные движения;
  • изменения частоты дыхания;
  • нахмуривание бровей.

На одностороннюю потерю слуха может указывать ситуация, когда ребенок постоянно поворачивает голову в одну сторону, независимо от того, возле какого уха находится наполненная баночка.

Для уточнения информации потребуется проведение аудиологического обследования.

Для детей старше года такая проба не подойдет.

Для диагностики слуха у детей от года до 3-х перед малышом раскладывают игрушки, названия которых он хорошо знает. Все лишнее необходимо убрать, чтобы ничего не отвлекало ребенка.

Инструкция при проведении обследования очень простая:

  • Необходимо просить ребенка дать ту или иную игрушку: «Дай мне, пожалуйста, мишку» или «Дай мне, пожалуйста, мяч». Также спрашивают: «Где у мышки хвостик, глазки» и т.д.
  • Вопросы сначала задаются с небольшого расстояния (взрослый говорит шепотом, но четко), затем постепенно необходимо отходить. В норме дети различают шепотную речь с расстояния 6 метров.
  • Если ребенок затрудняется ответить, то нужно подойти к нему ближе и задать вопрос с обычной громкостью голоса, затем отойти и повторить ту же просьбу, но шепотом.

При использовании этого диагностического способа нельзя забывать, что маленькие дети очень подвижны, их внимание неустойчиво. Если ребенок не справился с задачей, попробуйте провести проверку попозже, в другой день.

Причины проблемы

Одной из причин, по которым может возникнуть тугоухость, является наследственность.

Если и у мамы, и папы есть ген, предрасполагающий к нарушениям слуха, то вероятность рождения неслышащего или слабослышащего ребенка растет. При этом не обязательно, что в семье есть глухие родственники.

Чтобы снизить факторы риска, будущим родителям рекомендуется сдать анализы на генетическую совместимость.

К иным причинам относятся:

  1. Неблагоприятное течение беременности. Образ жизни матери играет ключевое значение для развития ребенка. Необходимо исключить вредные привычки еще на этапе планирования беременности. Большую опасность представляют инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания беременности. С осторожностью следует относиться к приему лекарственных препаратов: сильнодействующие медикаменты (в т.ч. антибиотики) могут негативно повлиять на развитие органов и систем малыша.
  2. Патологическое течение родового процесса. Помимо этого негативно на состоянии слуха и других функций сказываются инфицирование малыша, родовые травмы, использование сильных медикаментов.
  3. Основная причина, по которой слух у недоношенных детей нарушается – незрелость слухового анализатора. В зависимости от того, на каком сроке появился малыш, нарушения могут быть более легкими, или более тяжелыми.

Основные нарушения

Практически ¼ от числа недоношенных детей имеют проблемы слухом разной степени тяжести.

Тугоухость

Может быть сенсоневральной и кондуктивной в зависимости от локализации повреждения:

  • При сенсоневральной форме наблюдается повреждение слухового нерва и внутреннего уха.
  • При кондуктивной – нарушение нормального анатомического строения органа.

Степень тяжести тугоухости определяется на основании проведенной аудиометрии:

  1. 1 степень: 26-40 дБ. Ребенок воспринимает разговорную речь с 6 м, а шепотную – с расстояния 1-3 м. Не в состоянии различать речь на фоне постоянного шума.
  2. 2 степень: 41-55 дБ. Разговорная речь воспринимается с 2-4 м, шепотная – 1 м.
  3. 3 степень: 56-70 дБ. Ребенок понимает разговорную речь с расстояния 1-2 м, шепотную речь не различает.
  4. 4 степень: 71-90 дБ. Ребенок не различает разговорную речь.
  5. Показатель выше 91дБ определяется как глухота.

Не слышит на одно ухо

Может наблюдаться ситуация, когда нет слуха на одно ухо. Полная потеря слуха в таких случаях определяется как односторонняя глухота.

Снижение слуха на одно уха практически не сказывается на полноценной жизни ребенка.

Важно научить ребенка правильно общаться – не бояться переспросить, если он что-то не услышал.

Вам будет интересно узнать

Почему рождаются сиамские близнецы и как они выглядят?

Основные причины рождения недоношенных детей вы найдете .

Как долго у недоношенных детей лечится пневмония? Прогнозы — в этой статье.

Лечение и прогнозы

Прогноз зависит от степени снижения слуха. Важно начать коррекционные мероприятия сразу после постановки диагноза.

В перечень реабилитационных мероприятий включают:

  • медикаментозное лечение;
  • методы физиотерапии;
  • физические упражнения для ежедневного выполнения;
  • коррекционные мероприятия по развитию слуха и речи;
  • психологическую реабилитацию;
  • социальную реабилитацию, направленную на развитие коммуникативных возможностей.

При нарушениях слуха должен быть реализован комплексный подход в лечении. Это означает, что с ребенком работает большое количество специалистов. Это лор, логопед, сурдолог, дефектолог, психолог, невропатолог.

При необходимости врач может назначить:

  1. установку слухового аппарата;
  2. стимуляцию слухового восприятия с использованием акустической аппаратуры;
  3. хирургическое вмешательство (установка кохлеарного импланта).

Профилактика заболеваний

Самое главное, что может сделать мама, чтобы уберечь малыша от отклонений в развитии – вести здоровый образ жизни.

Не стоит подвергать себя чрезмерной нагрузке, чтобы не спровоцировать преждевременные роды. Если врачи говорят о необходимости соблюдения спокойного режима, значит необходимо сделать паузу в работе и отдохнуть.

После рождения ребенка нужно внимательно следить за всеми его реакциями и при возникновении малейших подозрениях обращаться за консультацией к лору. Не забывайте, что если информация, предоставленная одним врачом, кажется вам неполной, вы всегда можете обратиться к другому специалисту.

Предыдущая запись Почему рождаются недоношенные дети? Следующая запись Невероятные факты о близнецах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *