Кризис 2 лет у ребенка

Что делать, если ребёнок на всё говорит «нет»

Дать ребёнку время

Иногда «нет», которое говорит ребёнок в ответ на вашу просьбу, означает «мне надо подумать». Если мы принимаем это «нет», не сопротивляемся ему, не убеждаем ребёнка в обратном, ему бывает проще сказать нам «да».

Вместо спора с дочкой, я говорю: «Хорошо, ты не хочешь, я поняла». Это не значит, что я согласилась. Это значит, что я приняла её мнение в расчёт и даю ей время подумать. Часто по прошествии какого-то времени, возвращаясь к разговору, я получаю уже не «нет», а «да».

— Мы идём гулять?
— Нет, я не хочу!
— Хорошо, скажи, когда будешь готова идти со мной на прогулку.

Дать возможность выбора

Если мы предлагаем ребёнку выбрать решение (в границах разумного), которое ему подойдёт больше, то, скорее всего, конфликта не будет. Дети любят, когда их мнение учитывается. Если вы знаете, что есть какая-то трудная для ребёнка ситуация, можно подумать, какой выбор ему предоставить.

Например, в ситуации с уборкой, можно спросить: «Ты сам уберёшь или тебе помочь?». Тогда ребёнок будет чувствовать, что его не принуждают, а советуются.

— Нам нужно одеться на прогулку. Какую шапку мы оденем? Ты хочешь надеть сначала шапку или носки?

Найти компромисс

Этот метод больше подходит старшим детям. Когда у них появляется возможность учитывать чувства и потребности других, с ними можно пытаться договориться. Рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах, выслушать другую сторону и попробовать найти вариант, который подойдёт обоим. Если решение принимается вместе, детям гораздо проще ему следовать. Вы удивитесь, насколько реже ребёнок станет говорить «нет».

— Я поняла, что тебе не хочется сейчас убирать игрушки. Но нам пора спать, поэтому я хочу, чтобы мы всё-таки прибрались. Может, ты хочешь поиграть ещё десять минут, а потом будем убираться?

Выбрать удачный момент

Если вам предстоит трудная ситуация, в которой вы ожидаете сопротивления от ребёнка, постарайтесь найти удачный момент для разговора. Важно, чтобы малыш был сыт, выспался, был с вами в контакте, и тогда можно говорить на трудные темы. Если же он устал, голоден, соскучился по вам, хочет пить или в туалет, скорее всего, конструктивного разговора не получится.

— Я вижу, что сейчас ты устал и не хочешь со мной разговаривать. Поговорим об этом позже, когда ты отдохнёшь.

Присмотреться к потребностям

Если ребёнок постоянно говорит «нет» в одних и тех же ситуациях, возможно, для него есть что-то важное, о чём мы не знаем и чего не видим. Например, малыш сопротивляется, когда его одевают — раз за разом, при любых обстоятельствах, вне зависимости от самочувствия. Возможно, у него сейчас сильна потребность в самостоятельности и независимости от взрослого, а мы не успели перестроиться. Возможно, он уже научился что-то делать сам (или хотел бы научиться), поэтому сопротивляется, когда мы ему запрещаем. Если вне трудной ситуации мы сможем приглядеться к потребностям ребёнка и обеспечить их удовлетворение, ему будет проще.

— Тебе не нравится, когда я тебе помогаю? Ты хочешь это сделать сам?

Установить с ребёнком контакт

Достаточно часто мы, как родители, обращаемся к детям дежурно: «иди обедать», «пора идти», «одевайся». Это можно понять, так как не всегда есть время и возможность подумать о том, как преподнести нашу просьбу, чтобы они согласились.

Но бывает и так, что, чтобы выполнить нашу просьбу, ребёнку необходимо почувствовать связь между ним и родителем. Для этого достаточно подойти к малышу, опуститься на его уровень, дотронуться до него и только потом попросить. Если позволяет время и ситуация, можно присесть рядом, на несколько минут увлечься тем, чем занят ребёнок, поинтересоваться его игрой, и только потом просить о чём-либо.

— Я так рада, что ты у меня есть, я люблю играть с тобой, люблю с тобой разговаривать. Давай вместе поиграем или почитаем книжку, а потом пойдём обедать?

Дать право отказать

Если мы ожидаем стопроцентного послушания, то, скорее всего, конфликтов в наших отношениях случится достаточно много. Просто потому, что конфликт интересов — это нормальная часть жизни. Если у ребёнка есть право ответить «нет», и этот отказ мы принимаем спокойно и с пониманием, то, скорее всего, этим правом малыш будет пользоваться не так часто. Если же мы наказываем, ругаем, обижаемся, тогда желания настоять на своём будет только возрастать.

— Ты не хочешь сейчас кушать? Хорошо, мы можем покушать попозже.

Обращать внимание на возрастные особенности развития

Почему дети особенно сопротивляются в определённом возрасте? Есть такие периоды, когда желание говорить «нет» у ребёнка настолько сильное, что даже если он хочет сказать «да», у него это не выходит. Обычно такая большая потребность настоять на своём проявляется у детей 2—3 лет. Так они пытаются убедиться, что их мнение учитывается взрослыми и они могут влиять на ход событий, принимать решения. Если мы знаем об этом, нам будет проще с пониманием отнестись к ситуациям, когда ребёнок сопротивляется и видеть за таким поведением не злую волю, а потребности развития.

— Ты хочешь всё делать сам. Это здорово!

Наверняка это не все способы, помогающие найти взаимопонимание с детьми. Возможно, не каждому они подойдут и ребёнок будет продолжать на всё говорить «нет». Но я всё-таки прошу попробовать их применить на практике, и вы увидите, как хорошо они работают.

Возможно, вам будут полезны мини-курсы Как устанавливать правила ребёнку и Как справляться с детскими истериками

Автор — Ольга Лопатина

У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.

Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.

Причины постоянных отказов ребенка

Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.

Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: полезные книги по воспитанию детей и об их психологии).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессия у ребенка 2-х лет

Правильная реакция на истерику

Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.

Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.

Как бороться с истериками?

Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:

  1. Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
  2. Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
  3. Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.

Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как реагировать на ночные истерики у ребенка 2-х лет по мнению Комаровского?

Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если у ребенка приступ истерики?

Должна ли быть у ребенка свобода выбора?

Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.

Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?

С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.

ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок постоянно ноет и капризничает?

Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.

Рекомендации для родителей и родственников

Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:

  1. Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
  2. Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
  3. В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?). Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
  4. Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
  5. То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно отучить ребенка кусаться в детском саду?

Достаточно полезным будет, если:

  • периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
  • не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
  • стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
  • придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».

Итоговые общие методы преодоления детского упрямства

Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:

  1. Первое, что стоит предпринять – это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
  2. Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
  3. Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно одеваться в 2-3 года?).
  4. Использование для напоминания наглядных средств, а именно рисунков, схем, записок и звуковых эффектов. К примеру, нарисовать какую одежду за какой надо одевать и поместить схему в коридоре, чтобы малыш всегда имел возможность смотреть на последовательность действий в процессе одевания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывать ребенка в 2 года, если он не слушается родителей?

Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.

Кризис 2-х лет у детей начинается, примерно, в 18 месяцев, то есть в 1,5 года. Ребенок начинает самостоятельно ходить, у него освобождаются руки, и он осознает то, что может самостоятельно пойти туда, куда ему хочется. Но не всегда это заканчивается мирным путем.

Свобода выбора

Кроха в 1,5 года уже довольно быстро передвигается. Это один фактор роста. Второй фактор, то что у него освобождаются руки, которые надо чем-то занять. Ему нужно принимать решение — что именно он должен делать, и это для него большой шаг вперед.

К 2-м годам познание себя расширяется, и включает не только понимание свой внешности, но и сознание чем он занимается

Это определенный этап развития детей, очень важный, когда они начинают осознавать собственное «Я». Именно в период от 18 месяцев до 2-х лет ребенок понимает, что такое «Я». Когда он видит себя в зеркале, то воспринимает себя уже не как постороннего малыша, а как самого себя.

В этот период кроха ощупывает границы своей свободы. Очень важно не ограничивать его там, где ему можно предоставить свободу.

Надо хорошо подумать о безопасности малыша. Предметы на нижних полках необходимо либо обезопасить – повесить замки, либо убрать вещи повыше. Последний вариант будет лучше, так как малютке интересно открывать шкаф, и смотреть, что там лежит, вытягивать это, творить беспорядок.

Конечно потом приходится это убирать, поэтому не обязательно оставлять все шкафы в его распоряжении. Но обязательно в каждой комнате, там, где малыш часто бывает с мамой, например, на кухне, где мама готовит, следует оставить ему свой личный шкаф. Положить туда пластиковую посуду, либо кастрюльки, которые не бьются, которые не могут причинить ему вред, но с которыми малыш свободно поиграет. В любое время, когда ему захочется, сам откроет шкаф, достанет что ему хочется и будет играть рядом с мамой.

Не стоит думать, что если есть в квартире детская комната, то ребенок будет там постоянно находиться. Это естественно, что он хочет быть рядом с мамой. В той комнате, где мама находится, там и он будет заниматься.

Самостоятельное принятие решений

Малышу нужно позволять принимать некоторые решения. Он может выбрать, какую шапку сегодня хочет одеть на улицу, либо синюю, либо красную. Но очень часто так бывает, что он выбирает себе зеленую шапку, а через минуту хочет красную. А когда ему надели на голову красную, все-таки, хочет зеленую.

Говорите с ребенком, и объясняйте: «Ты, пожалуйста принимай решения, какую ты шапку хочешь одеть». И с третьей попытки, когда у него меняется решение — то одно, то другое, говорите: «Всё, сейчас ты выбираешь окончательно, и эта шапка остается на тебе».

Наиболее чарующий предмет на кухне для малыша — это плита

С пониманием относитесь к маленькому человеку, потому что для него это первый опыт, когда он вынужден от чего-то отказаться самостоятельно. То есть раньше он вообще этим не интересовался, а решения принимала мама вместо него. А теперь он сам вынужден принимать это решение, и ему очень больно в душе отказываться от какой-либо шапки, потому, что они обе ему очень нравятся.

Жизненно-важные правила

Ребенку можно позволять принимать решения, которые не грозят его жизни. Если у нас есть правила, переходить дорогу через зебру или только на зеленый свет, то в любом случае мы будем ждать зеленый свет и не перейдем дорогу, даже если ребенку этого очень захочется.

Очень важно родителям самим придерживаться этих правил, потому что кроха не понимает, почему сегодня мы переходим дорогу на зеленый свет, а вчера мы почему-то перешли на красный. Или почему мама говорит, что надо всегда по зебре переходить дорогу, но вчера почему-то мы перебежали дорогу в неположенном месте. То есть родители сами должны придерживаться этих правил, и давать детям правильный пример.

Кризис 2-х лет, осознавание собственного «Я», принятие первых решений, умение придерживаться общественных правил, правил своей семьи — это очень важный период. Потому что, если дитя не научится выполнять это сейчас, в возрасте 2-х лет, то тогда в подростковом возрасте он не будет уметь придерживаться правил, которые существуют в обществе. Тогда, это будет сложный период, и возможно развитие зависимостей у подростка, и асоциальное развитие.

Правил, которые существуют, не должно быть много, только те, которые касаются жизненно-важных решений.

Маме нечего себя казнить в истерике ее чада, так как малыш вступает в новый для себя этап — переходный возраст

Ребенку нужно предоставлять свободу. Но те правила, которые существуют (например, переходить дорогу через зебру), должно повторять множество раз.

Во-первых, ребенок забудет на следующий день, что мама вчера говорила. Во-вторых, необходимо объяснять почему именно так. Даже если ребенку 1,5 года, и кажется, что он мало что смыслит, все равно дети уже все понимают в этом возрасте. Проговаривайте это правило много раз, и объясняйте ему так доступно, как это положено в его возрасте.

Даже если ребенок осознает, то что мама ему говорит, и он уже запомнил определенное правило, и вы уже расслабились и воспринимаете, что малыш привык ждать маму возле зебры, и он не пойдет один, то нужно быть готовым к тому, что чадо будет периодически проверять работу этого правила. Потому что ребенку интересно, действительно ли это правило работает всегда. Поэтому не теряйте бдительности.

Как выглядит кризис 2 лет

Признаки кризисного периода у малыша:

  • крики;
  • истерики;
  • очень сложно договориться;
  • невозможно отвлечь;
  • на улице хочет идти в другую сторону;
  • кусается, дерется, особенно достается близким (брату или сестре);
  • беспокойно спит и иногда просыпается уже со слезами;
  • не хочет одеваться;
  • не хочет уходить с детской площадки;
  • не хочет заходить домой в подьезд;
  • дома плачет на публику. То есть в пустой комнате плакать не будет, но как только кто-нибудь заглянет в комнату, где находится, сразу же начинается плач.

Кому-то знакома такая ситуация? Почему происходит кризис 2 лет. Ребенок взрослеет, и понимает, что он уже не часть мамы, не часть папы, он — самостоятельная личность.

Своим «нет», он утверждает самостоятельность, узнает границы дозволенного: что в вашей семье допускается делать, а что — нет; что в обществе разрешается предпринимать, а что — нет.

Если беспрестанно соглашаться с ребенком и отвечать на его капризы согласием, то он поймет, что это очень хороший выход добиваться своего. В любой ситуации, когда что-то будет не по его, он будет добиваться своего криком, капризами, истериками и т.д.

Нельзя постоянно все запрещать. Это тоже не выход. Но с 2-х летним ребенком вполне можно договориться и пойти на компромисс.

К примеру, если ваше чадо не хочет идти домой, то скажите, что пройдете еще один кружок вокруг дома и пойдете домой после этого. Если вы совершаете кружок вокруг дома, а малыш все равно не хочет идти домой, то надо сказать так, что вы договаривались, что после этого круга вы идете домой. Если не переставая упрямится – ребенка в охапку и домой. Потому что он должен осознавать, что существуют какие-то правила, и что человек неподвластен своим желаниям и иногда делает то, что нужно делать.

Просто для себя в голове составьте список тех вещей, которые позволительны и тех вещей, которые нельзя осуществлять ни в коем случае: засовывать гвозди в розетку, или идти через дорогу без родителей. После двух объяснений ребенок это поймет, потому что это опасно, может закончится больницей.

Нужно научится разговаривать с ребенком. В 2 года – это уже довольно взрослая личность, с которой необходимо больше разговаривать и больше объяснять.

Дополнительно мы подготовили для вас статью об уходе за детскими зубами: какими методами это объяснить маленькому человечку и что пригодится в уходе.

Если ребенок капризничает на публику

Если постоянно уступать ребенку, то он становится неуправляемым, предпочитая добиваться всего криком

Что делать, если ребенок капризничает на публику? Оставить его на время, пусть он первый подойдет, первый возобновит общение. Или же через некоторое время подойти к ребенку самому и попытаться чем-то отвлечь.

Если это дома происходит, то можно принести косметичку, которая обычно не попадает к малышу в руки. Это очень интересная игрушка для него, совершенно новая. Если это на улице, в магазине, просто отойти на пару шагов от ребенка, и пусть он чувствует, что этот концерт остается без внимания окружающих.

Не стоит идти на принцип и стараться переупрямить своего упрямца. Попробуйте в большинстве ситуаций проявлять свою волю и свои желания. Спрашивайте его мнение.

Что делать, когда дерутся дети

Драться и кусаться в ответ – не выход. Потому что малыш думает, что это нормальное поведение, что все вокруг так делают, и мама тоже. Поэтому этого допускать нельзя.

Нужно уделять внимание и защищать обиженного. На обидчика, по возможности, не обращать внимания. Это неправильно, рассказывать ребенку, как не надо делать, надо ему показывать, как надо.

Потому что дети дерутся и делают нехорошие вещи от того, что потом начинается очень «веселый спектакль». Мама порой не осознает, что в ответ на удары ребенка, она начинает эмоционально себя вести, а малышу это кажется игрой, наблюдая, что мама умеет выдавать.

Если не последует никакой реакции, то это перестанет быть весело.

В возрасте 1,5 лет многие дети уже не сосут пустышки, но что делать, если он все еще с ней засыпает, а если отбираете ее, закатывает истерики — в следующей статье объясним, стоит ли отучать ребенка от соски.

Выводы

Кризис 2 лет у ребенка нужно просто переждать. Он закончится и начнется новый период в развитии ребенка. Все дети разные: с одним ребенком можно пережить кризисное время, с другим – неизвестно, что такое кризис 2-х лет. Необходимо родителям быть терпеливыми. В родительских силах делать так, чтобы этот период закончился как можно быстрее. Проявляйте любовь к своему ребенку, умейте разговаривать и договариваться.

Отзывы родителей

Ярослава, 25 лет, г. Нижний Новгород

Не прошло и недели, когда дочери исполнилось 2 года, как у нее в полной мере начался кризис 2-х лет. Был такой случай, когда на перекрестке нужно было идти направо, а она хочет идти налево. Отказывалась наотрез, присаживалась на корточки и ни шагу с места.

Папа решил проверить однажды в пешеходной зоне, в безопасном месте как себя поведет дочь. Муж оставил дочь стоять на месте и сказал, если она не пойдет с ним сейчас, то он уйдет без нее. Папа спрятался в кустах и наблюдал, как в течении 10 минут она стояла на месте и не сдвинулась ни шагу. И когда папа вернулся к ней, то вместе продолжили движение в требуемом направлении.

Светлана, 30 лет, г. Барнаул

С первенцем я не ощутила никакого изменения. Когда сыну исполнилось 2 года и родилась моя дочь, тогда он сразу повзрослел. Сейчас дочь в таком же возрасте, сколько было сыну, когда она родилась, но ей позволялось многое и поэтому мы сейчас переживаем тот самый кризис 2-х лет.

Стараемся воспитывать детей на равных, так как тогда в 2 года сын был уже взрослый мужчина, то и дочери пора взрослеть.

Анна, 28 лет, г. Москва

Мои дети переживают сложный этап в их жизни. У меня погодки, и они вечно не могут поделить игрушки, мамину любовь. Выясняют кто из них прав, кто виноват.

Конечно проделывают это своими доступными им способами: драки кулаками, щипания, плач и крики. Пытаюсь разнимать, надеюсь, что скоро это закончится.

Кризис 2-х лет у детей: период отрицания всех и вся

Согласно возрастной периодизации данный этап относится к раннему детству. Малыши от полутора до 2,5 лет – это маленькие упрямцы, от которых отрицание в этом возрасте звучит в двойном объеме. Бывает, что ребенок настолько увлекается частицей «не», что ставит ее по поводу и без: «Не буду не кашу!» – гордо звучит во время обеда. «Не пойду не гулять!» – слышится днем. «Не буду не спать!» – так завершается день вселенского отрицания. А прибавьте сюда настойчивое желание обуть сандалии зимой, а сапоги летом, демонстративное поведение, периодические истерики. Сложный период может тянуться где-то до полугода.

А между тем кризис 2-х лет имеет весомые причины, среди которых:

  • Развитие структур головного мозга почти завершено;
  • Уровень гормонального фона практически сформирован;
  • Гигантскими темпами развиваются психические познавательные процессы (мышление, ощущение и восприятие, память, воображение);
  • Совершенствуются физические возможности организма – ребенок учится резво бегать, прыгать, становится очень подвижным.

Мы уже говорили, что будем понимать этот период, как очередной этап развития. И в 2 года кризис возраста возникает не столько у малыша, сколько у его родителей, вопреки здравому смыслу. В зависимости от темперамента ребенка (а это единственное врожденное психическое свойство по утверждению именитых психологов) бурных проявлений детский кризис 2 лет может и не иметь. Либо характер у родителей настолько уравновешен, что этот период протекает спокойно, без вспышек ярости, гнева.

Уважаемые родители, терпение и еще раз терпение!

  1. Помните о том, что ребенок ничего не делает вам назло, он о вас вообще не думает! Выберите четкую линию своего поведения, строго следуйте выбранному направлению. Последовательность – это залог успешности ваших отношений. Дети в этот период очень открыты к общению, пользуйтесь этим.
  2. Посещайте детские студии и всевозможные «развивашки» для гармоничного развития своего малыша, успешной социализации во время общения со сверстниками, а при необходимости – детский сад.
  3. Позвольте ребенку быть самостоятельным там, где возможно, доверьте ему выполнение несложных поручений. Пусть он самостоятельно выберет одежду, даже если она будет смотреться не очень стильно, уважайте его выбор.
  4. Соблюдайте режим дня. Общеизвестно, что дети очень любят правила, так введите их в свою жизнедеятельность, пусть ребенок имеет возможность прилечь отдохнуть днем, обеспечьте ему полноценное питание, дозируйте просмотр мультиков, а вместо этого гуляйте 2 раза в день на свежем воздухе.

Соблюдая эти простые рекомендации, малыш скорее преодолеет проявления этого периода, конечно же, с вашей ненавязчивой помощью и безграничным терпением. Ведь ему сейчас намного тяжелее, чем вам! И если вы будете злиться, выражать недовольство или сравнивать своего малыша с более послушными соседскими детьми, вы сделаете ему еще хуже. Собственному малышу.

В трудные моменты постарайтесь абстрагироваться и вспомнить момент трепетного ожидания, чудо рождения новой жизни. Вспомните, как волновались, переживали, любили, ждали, как впервые взяли на руки маленький теплый комочек, частичку себя, свое продолжение… вспомнили? И вот вы, такие мудрые, умные взрослые сейчас его главная опора и поддержка в этом большом мире. Без вас он просто не сможет! По крайней мере, лет до 3-х, пока не осознает, что некоторые вещи может делать вполне самостоятельно. Но это тема следующей публикации.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *