Массаж для развития речи

Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Рейтинг автора 3Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Массаж для развития речи

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Детский логопедический массаж для развития речи

    Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

    Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

    Для чего нужен логопедический массаж

    Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

    Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

    Польза логомассажа

    Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

    • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
    • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
    • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
    • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
    • восприятие движений речеобразующих органов.

    И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

    • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
    • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
    • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
    • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
    • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
    • увеличивает объем и диапазон движений;
    • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

    Показания и противопоказания

    Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

    Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

    А теперь коснемся технической стороны этого метода.

    Виды логопедического массажа

    В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

    1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
    2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
    3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
    4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
    5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

    Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

    Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

    Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

    Особенности логопедического массажа дома

    Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

    Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

    1. Работайте в проветренном помещении.
    2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
    3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
    4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
    5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
    6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
    7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
    8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

    При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

    Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

    Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

    Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

    Техники логомассажа

    Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

    Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

    Логопедический массаж ложками

    Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

    Артикуляционный массаж языка для развития речи

    Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

    Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

    Пальчиковый логомассаж для развития речи

    Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

    Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

    Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

    Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

    Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

    • исправляется звукопроизношение;
    • формируется правильное речевое дыхание;
    • становится сильным голос;
    • стабилизируется эмоциональное состояние.

    Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

    Настроение — главный помощник логомассажа

    Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

    Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

    Если у ребенка родители выявили какие-либо речевые нарушения, им необходимо отвести его на прием к логопеду. Специалист разработает для такого пациента индивидуальную схему терапии, которая поможет правильно поставить звуки.

    Также родителям будет рекомендовано в домашних условиях проводить малышу специальный массаж, который послужит мощным стимулятором к началу говорения.

    Что это и для чего он нужен?

    Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить свое чадо на сеансы, им следует в домашних условиях делать несложные упражнения.

    Цель таких занятий заключается в следующем:

    • повысить или расслабить тонус мускулатуры;
    • сформировать скоординированные движения неба, языка и других органов артикуляции;
    • исправить речевые нарушения.

    Какова польза?

    Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

    1. Уменьшится слюнотечение.
    2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
    3. Произойдет корректировка звуков.
    4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
    5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
    6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
    7. Закрепится глоточный рефлекс.
    8. Улучшится состояние голоса и т. д.

    Основные методики

    В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

    1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
    2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
    3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
    4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

    Показания

    Показанием к проведению массажных процедур являются такие патологические состояния:

    1. Повышенное слюнотечение.
    2. Нарушение голоса. Малыш очень быстро устает во время беседы и жалуется на возникновение першения и болезненных ощущений в горле.
    3. Заикание.
    4. Психические расстройства, из-за которых ребенок не в состоянии правильно выговаривать слова.
    5. ДЦП.

    В 2 года

    Детки такой возрастной группы, как правило, только начинают произносить первые слова. Родителям следует обратить внимание на их произношение, на то, как они выговаривают сложные буквы.

    Также следует учесть, что повышенное слюнотечение в этом возрасте не должно оставляться без внимания и списываться на прорезывание зубиков.

    Это патологическое состояние является показанием к проведению логопедического массажа.

    Виды

    В домашних условиях родители могут выполнять несложные массажные движения:

    1. Языка. Перед началом массажных манипуляций младенцу придется расслабить все челюстные мышечные ткани. Также такое требование предъявляется к мышцам шеи и плечевого аппарата. Крайне важно убедиться в том, что ребеночек расслабил кончик язычка.
      В том случае если во время упражнений у малыша возникает рвотный рефлекс или происходит спазмирование, то мамочке следует массировать только кончик. Постепенно нужно заставлять ребеночка высовывать язычок, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
    2. Губ.
    3. Шеи. Все манипуляции необходимо выполнять за два часа до или после трапезы.
    4. Ушей. Комплекс специальных упражнений помогает стимулировать артикуляционный аппарат.
    5. Рук. Каждый пальчик младенца отвечает за конкретный орган.
      Например, указательный за ЖКТ, мизинчик за сердце, средний пальчик за позвоночный столб, безымянный за печенку, большой палец за мозг. Специалисты рекомендуют начинать массажные манипуляции именно с пальчиков, постепенно увеличивая область воздействия.
    6. Ложками.

    Ищите ответ на вопрос — как увеличить губы в домашних условиях с помощью никотиновой кислоты? Тогда вам просто необходимо перейти по , и прочесть статью.

    А прочесть о первых симптомах гайморита у взрослых и лечении в домашних условиях, вы сможете по ссылке.

    Языка

    Мамочкам необходимо действовать таким образом:

    1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
    2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
    3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
    4. Осуществляется массирование уздечки.
    5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

    Губ

    Массажные движения, характерные для классической методики, нужно выполнять медленно и не очень интенсивно.

    Поглаживания, пощипывания, постукивания повторяются минимум по пятьдесят раз.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щеткой

    Для проведения ежедневных занятий следует задействовать зубную щетку, оснащенную мягкой щетиной.

    Ворсистой стороной мамочка должна проводить по поверхности язычка, вырисовывая различные буквы.

    Техника и условия для проведения

    Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

    В помещении должно быть достаточно светло, а также присутствовать доступ свежего воздуха. Руки родителя предварительно должны быть вымыты и продезинфицированы, согреты.

    Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

    Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

    Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

    Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

    Если занятия будут проводиться с грудничками, то следует задействовать стерильные перчатки и маски для предотвращения выделения из ЛОР-органов вирусов и бактерий.

    Противопоказанием к проведению логопедического массажа являются такие патологические состояния:

    1. Воспаленные лимфатические узлы.
    2. Чирьи.
    3. Кожные недуги, прогрессирующие в области губ и ротовой полости, лица.
    4. Герпес.
    5. Заболевания горла.
    6. Вирусные болезни.
    7. Стоматит.
    8. Конъюнктивиты.

    Видео: Упражнения

    Какие нарушения можно устранить?

    Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

    • устранятся судороги;
    • исчезнет заикание;
    • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
    • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
    • нормализуется речь и т. д.

    Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

    Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

    А известно ли вам, что от зубного камня можно избавиться в домашних условиях при помощи грецкого ореха? Узнать, как это сделать, можно .

    Можно ли во время беременности лечить зубы с анестезией, вы прочтете .

    А прочесть больше о лечении пародонтоза в домашних условиях перекисью водорода и содой, вы сможете по ссылке.

    Дыхательная гимнастика

    Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

    В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

    1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
    2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
    3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
    4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.
      Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
    5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.
      Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
    6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
    7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

    Массаж рук ребенка

    Массаж кистей рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

    Массаж рук очень полезен для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, логика. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

    Массаж кистей рук и пальцев для детей

    Могут применяться разные карандаши: трёхгранный и шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:

    • перекатывать между ладонями;
    • катать по тыльной стороне руки;
    • раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
    • удерживать одним пальцем руки;
    • раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).

    Игры с прищепками

    Прикреплять прищепки на верёвку или специальную дощечку. Как только малыш освоит это движение, то можно подключить развитие логического и математического мышления. Например, прикреплять прищепки в определённой последовательности по цветам, нужное количество и т.д.

    Массаж с помощью грецких орехов

    С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей.

    • прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
    • кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
    • прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
    • скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
    • прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
    • раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
    • удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

    Массаж пуговицами

    Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
    Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:

    • проведите ладонями по поверхности пуговиц;
    • зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
    • погрузите руки глубоко в пуговичное «море» и поплавайте в нем;
    • перетирайте пуговицы между ладонями;
    • пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
    • захватите «щепотку» пуговиц и отпустите.

    Упражнения с массажным мячом (с пупырышками)

    • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
    • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
    • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
    • Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
    • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
    • Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
    • Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

    Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

    Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
    Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
    Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
    И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

    Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
    Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
    И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
    Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

    «Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
    Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
    Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
    Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
    Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

    Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
    И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
    Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
    Помассируем бока.(катаем между ладошек)

    «Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
    Поиграть я с ним хочу.
    Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
    Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)

    В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз и с левой, и с правой рукой.

    Игры с крупами

    Ещё эту игру можно назвать «Золушка». На подносе смешать два вида круп, например рис и гречку. Ребёнку необходимо разобрать крупу на две кучки. Если с мелкими крупами работать ещё трудно, то можно начать с разделения гороха и фасоли. Это отличное упражнение для развития мелкой моторики рук.

    Весёлые стихи и массаж

    Массаж хорошо выполнять, используя весёлые игры, некоторые из них подойдут даже годовалым детям.

    Сорока-белобока

    Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

    Сорока-белобока

    Кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    «Ты воды не носил,

    Дров не рубил,

    Каши не варил,

    Тебе нет ничего»

    Ладушки-хлопушки

    Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

    Ладушки-ладушки,

    Звонкие хлопушки.

    Хлопали в ладошки,

    Хлопали немножко.

    Домик

    Это домик. (обе ладони приставьте друг к другу.)

    Это крыша. (соедините ладони и переплетите пальцы.)

    А труба ещё повыше. (поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)

    Прятки

    В прятки пальчики играются, открываются, (подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

    Закрываются. (соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

    Зайчики

    Поставьте все пальцы одной руки на стол.

    Вышли зайки на лужок,

    Встали в маленький кружок.

    Раз зайка, два зайка, три зайка,

    Четыре зайка, пять… (пересчитайте заек.)

    Будем лапками стучать. (стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

    Постучали, постучали

    И устали.

    Сели отдыхать. (согните пальцы в кулак.)

    Здравствуй, пальчик

    Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

    Здравствуй, пальчик дорогой,

    Вот и встретились с тобой.

    Ручки греем

    Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

    Очень холодно зимой,

    Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

    Надо ручки нам погреть,

    Посильнее растереть.

    Добываем огонь

    Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

    Добываем мы огонь,

    Взяли палочку в ладонь.

    Сильно палочку покрутим –

    И огонь себе добудем.

    Колобки

    Имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

    Раскатаем колобок,

    Колобок – румяный бок.

    Будем сильно тесто мять,

    Будем няне (маме) помогать.

    Крепко пальчики сожмём,

    После резко разожмём.

    Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

    Точилка

    Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

    Мы точили карандаш,

    Мы вертели карандаш.

    Мы точилку раскрутили,

    Острый кончик получили.

    Пила

    Ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

    Пилим, пилим мы бревно,

    Очень толстое оно.

    Надо сильно постараться,

    И терпения набраться.

    Данные упражнения будут очень интересны и полезны ребёнку, так как это не просто игра, а самый настоящий массаж рук ребёнка, который позволит развить мелкую моторику и укрепить мускулатуру кисти. В дальнейшем это благотворно скажется на речи ребёнка, его почерке и в целом на мышлении.

    Ещё много весёлых стихов для детского массажа можно посмотреть

    С уважением, Ольга Наумова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *