Органическое поражение мозга у детей

Органическое поражение головного мозга детей. Коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Наталья Павлова
Органическое поражение головного мозга детей. Коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.

Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно. Но ВАЖНО помнить, что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

1. Гидроцефалии.

2. Врожденные аномалии развития головного мозга.

3. Детский церебральный паралич (ДЦП).

4. Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями.

5. Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей.

1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.

Именно в это время могут возникать серьезные патологии.

2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.

Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.

3. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.

4. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др., в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.

5. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.

6. Существует и еще одна причина развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина.

Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом.

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.

1. Проблемы с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия).

Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.

2. Снижение интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.

3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.

4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.

Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.

Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

1. Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

2. Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

3. Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

4. Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

При любом нарушении головного мозга не обойтись без психолого-педагогической коррекции. Она нужна ребёнку, если ребёнок:

• очень разборчив и капризен в выборе еды;

• остро реагирует на изменения погоды;

• его укачивает в машине;

• он невнимательный;

• плохо говорит;

• неусидчивый;

• часто плачет;

• неуклюжий;

• ленивый.

Всё это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга. Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе. Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах познавательной, эмоциональной, моторно-двигательной сферы ребенка и правильно организовать коррекционную работу. Надо сказать, что нарушения речи также могут быть результатом различных неврологических проблем.

Нейропсихологическую диагностику можно проводить с 3 лет.

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений активируется каждая зона головного мозга, что способствует развитию психических процессов. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

• двигательную;

• когнитивную.

Первый метод – двигательный — способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, активизируется саморегуляция.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

1. «Речка-берег».

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

2. «Мама-робот».

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

3. «Муха».

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

4. Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

5. «Молчу — шепчу — кричу».

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

6. «Прикосновения».

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Под органическим поражением головного мозга у детей подразумеваются прогрессирующие заболевания разной этиологии, которые провоцируют нервные и психосоматические расстройства. Такие патология встречаются крайне редко, но могут вызывать серьезные последствия, включая задержку речи, снижение интеллекта.

Органическое поражение: что это такое?

У органического поражения мозга (ОПГМ) у детей нет точного определения. По сути это комплекс заболеваний вследствие расстройства процессов обмена в нейронах, что вызывает их гибель, нарушения деятельности ЦНС.

ОПГМ делятся на врожденные и приобретенные. У доношенных детей они чаще всего проявляются уже в первую неделю после рождения, у недоношенных – в течение 4 недель. Приобретенные заболевания более характерны для взрослых.

Виды

Международная классификация болезней не содержит ОПГМ. Поэтому диагноз формулируется как «неуточненное повреждение мозга», «неуточненная энцефалопатия». Все же существует классификация патологий, объединяемых термином «органическое поражение»:

  • гидроцефалия;
  • врожденные аномалии развития;
  • ДЦП;
  • нарушения вследствие внутриутробных инфекций (сифилиса, цитомегалии);
  • заболевания, поражающие ЦНС.

Еще ОПГМ делятся на диффузные – например, вследствие энцефалопатии, и локализованные – на фоне опухоли, мозговой травмы.

Причины заболевания

Причины органических патологии головного мозга бывают разными. Среди них:

  1. Патологии у матери в перинатальный период, когда формируется мозг ребенка. Например, она страдала пороком сердца, гипертонией, диабетом, анемией, сильным токсикозом, выпивала, испытывала сильный стресс.
  2. Сложные роды. Если они сопровождались гипоксией, младенец был обвит пуповиной или получил родовую травму, у него может развиться ОПГМ.
  3. Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы с ребенком) при одновременной ядерной желтухе. В крови младенца слишком много токсичного непрямого билирубина, который нарушает работу мозга.
  4. Черепно-мозговая травма.
  5. Инфекционные болезни – энцефалит, менингит.
  6. Внутриутробные инфекции, поражающие ЦНС – краснуха, герпес, ВИЧ, энтеровирусы.
  7. Сосудистые патологии мозга – энцефалопатия, геморрагический инсульт.
  8. Рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера.
  9. Эпилепсия.
  10. Доброкачественный новообразования.

Органическое поражение мозга может еще стать осложнением после прививки, когда нарушается формирование органа. Однако медицина это замалчивает.

Симптомы органического поражения мозга у детей

Главный признак органического повреждения мозга – психоорганический синдром, который выражается:

  1. Проблемами с памятью. Трудно запоминать информацию. Развивается частичная амнезия, когда забывается часть усвоенного. Также симптоматика включает появление нереальных, выдуманных воспоминаний.
  2. Сниженным интеллектом. Детям сложно концентрироваться. У них нарушено мышление и затруднена пространственная ориентация.
  3. Аффективными расстройствами и сниженной нейродинамикой. Возникает слабость, головные боли, головокружение. Также малыши растут нервными, страдают депрессиями, у них бывают неадекватные эмоции и поведение.
  4. Задержкой речи, умственного развития. ОПГМ вызывает расстройство познавательной деятельности. В отличие от умственной отсталости, это приобретенная проблема. Из-за повреждения мозга его функции распадаются. Задержка развития бывает такой сильной, что не позволяет обучиться навыкам самообслуживания.

Еще есть очаговые симптомы. Они зависят от локализации нарушения:

  1. Лобная доля. Симптоматика – паралич мимических и глазных мышц, нарушение обоняния, неадекватное поведение, граничащее с эйфорией. Еще сложно выговаривать слова, с трудом выполняются осмысленные действия.
  2. Теменная. Нарушена чувствительность, возникают судорожные припадки. Ребенок неспособен обучаться чтению, счету, не может выполнять осмысленные действия.
  3. Височная. Симптомы – нарушения обоняния, слуха, вкуса, галлюцинации, эмоциональная нестабильность, непонимание речи.
  4. Затылочная. Нарушается координация, сложно удерживать равновесие, возникают судорожные припадки. Появляются проблемы со зрением, возможна слепота.

Диагностика

Диагностику ОПГМ проводит врач-невропатолог. После осмотра пациента он назначает следующие исследования головного мозга:

  • КТ – изучается функциональное состояние органа, выявляются структурные изменения;
  • нейросонографию – обследуются ликворные пространства, выявляются новообразования;
  • РЭГ – обследуются сосуды;
  • УЗДГ – это УЗИ полостей мозга;
  • МРТ – выявляются структурные изменения мозговых тканей, сосудов, нервных волокон, степень повреждения.

Методы лечения и реабилитации

После обследования и уточнения диагноза врач будет определяться с терапевтической методикой. Сначала лечится патология, ставшая первопричиной.

Комплексное лечение обязательно включает прием медикаментов. Их цель – улучшить кровообращение всех отделов мозга, обеспечить кровь питательными веществами и кислородом.

Назначаются следующие препараты:

  • на начальной стадии – средства для восстановления и поддержания функций клеток, при тяжелой степени повреждения – для сохранения и защиты здоровых мозговых клеток от повреждения;
  • медикаменты, улучшающие кровоток в мозговых тканях и сосудах;
  • витаминно-минеральные комплексы для укрепления местного иммунитета, насыщения организма полезными веществами для поддержания мозговой активности;
  • успокоительные, которые нормализуют сон, предотвращают эмоционально нестабильные состояния (страх, тревожность, апатию, агрессию).

Еще больным показана диета, которая подбирается индивидуально, комплекс физиопроцедур, направленных на восстановления функционального состояния мозговых клеток. Назначаются:

  • транскраниальная микрополяризация для улучшения двигательной активности и против судорог;
  • трансвертебральная микрополяризация, снижающая степень повреждения мозга, улучшающая речь, мышление, психическую деятельность;
  • массажи, ЛФК, понижающие тонус, стимулирующие кровоснабжение, улучшающие двигательную активность;
  • электрофорез – воздействие током, помогающее купировать симптомы;
  • терапия красным/зеленым спектром цвета, нормализующая тонус мышц;
  • тепловые процедуры, улучшающие кровообращение, метаболизм;
  • водные процедуры, повышающие двигательную активность, устраняющие гипертонус мышц;
  • комплекс процедур, помогающих разработать моторику.

ОПГМ неплохо поддается лечению, если оно начинается в раннем возрасте. Осложнения возникают редко. Если же болезнь не выявляется вовремя или проводится неграмотное лечение, возможные последствия этого – гидроцефальный синдром, регулярные мигрени, головокружение, обмороки, парезы, параличи, астения, нарушения слуха, зрения, эпилепсия. У детей бывает затруднена социальная адаптация, они демонстрируют девиантное поведение, страдают неврозами, истерией.

Тяжелое поражение мозга часто провоцирует летальный исход. Если ребенок выживает, у него развиваются психические расстройства, идиотизм, слабоумие, ДЦП.

Читайте далее:

Органические психические расстройства у детей и подростков, перенесших онкогематологическое заболевание

Резидуально-органический симптомокомплекс, выявляющийся у детей и подростков в ремиссии онкогематологического заболевания, имеет сложный генез, начинает формироваться на этапе активного противоопухолевого лечения, наиболее отчетливо выражен в первые 2–3 года после становления гематологической ремиссии и характеризуется в последующем регредиентной динамикой, скорость и степень которой зависят от выраженности токсического поражения головного мозга и возраста пациента.

Специалисты ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» провели исследование с целью выявления органических психических нарушений, связанных с негативными последствиями противоопухолевого лечения в детском и подростковом возрасте, и выработки возможных терапевтических подходов к их коррекции.

В исследование приняли участие 60 пациентов с различными формами гемобластозов (лимфома Ходжкина, неходжкинская лимфома, острый лимфобластный и острый миелобластный лейкозы) в возрасте от 1 до 17 лет, на момент обследования находившихся в состоянии клинико-гематологической ремиссии продолжительностью от 2 до 15 лет.

Проведенный авторами 10-летний мониторинг психического состояния пациентов, наблюдающихся в Научно-исследовательском институте детской онкологии и гематологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, показал, что нарушения нервно-психического функционирования отмечались практически у всех детей и подростков, находившихся в ремиссии онкогематологического заболевания. Независимо от длительности ремиссии, у всех пациентов были выявлены органические расстройства разной степени выраженности, развившиеся вследствие проведенной противоопухолевой терапии. По степени тяжести их можно было разделить на 2 группы: легкие непсихотические органические расстройства, соответствующие категориям F06.6, F06.7, F06.8 по МКБ-10, выявлявшиеся у большинства больных (n = 46), и реже (n = 14) обнаруживавшиеся более тяжелые органические расстройства личности и поведения (категория F07.0 по МКБ-10).

Начало формирования органического расстройства вне зависимости от степени тяжести синдрома начиналось с астенического симптомокомплекса, который у больных с гемобластозами выявлялся уже в дебюте онкологического заболевания и во многом определялся физической астенией, усугубляясь по мере развертывания злокачественного процесса. В процессе специфического лечения, включавшего применение гормонов (кортикостероиды), химиотерапевтических препаратов (антиметаболиты (метотрексат), алкилирующее вещество циклофосфан, алкалоид растительного происхождения винкристин, фермент L) и лучевой терапии (в том числе краниального облучения), наблюдалась постепенная редукция симптомов физической астении (слабости, утомляемости, повышенной потребности в сне и отдыхе). По мере становления ремиссии гемобластоза на первый план в клинической картине выступали признаки психической астении (трудности концентрации внимания, усталость после непродолжительного интеллектуального напряжения, явления раздражительной слабости, истощаемость), указывающие на формирование органической недостаточности.

Катамнестическое обследование больных показало, что данная симптоматика сохранялась в течение нескольких лет и после окончания лечения: уменьшалась выносливость, отмечались рассеянность, трудности запоминания, школьники нуждались в щадящем режиме обучения.

Спустя 2–3 года после окончания специфического противоопухолевого лечения выявлялось сформированное резидуальное непсихотическое органическое расстройство, характеризующееся у большинства больных (n = 46) симптоматикой легкой органической недостаточности: стойкими цефалгиями на фоне физического и психического напряжения; вестибулопатией с появлением головокружения и плохой переносимостью поездок в транспорте; дисфункцией вегетативных мозговых центров с недостаточностью терморегуляции, плохой переносимостью жары, духоты, явлениями вегетососудистой дистонии; метеозависимостью; эмоциональной лабильностью, несдержанностью в проявлении эмоций. Выявлялись легкие когнитивные нарушения (в основном трудности концентрации внимания и запоминания), гиперестезия к запахам, громким звукам.

В течение нескольких лет (в среднем 4,4 года) клиническим проявлениям резидуально-органических нарушений в большей степени было свойственно волнообразное течение, проявлявшееся в усилении выраженности симптоматики на фоне каких-либо провоцирующих факторов (эмоциональные и физические нагрузки, погодные условия). После проводимого лечения самочувствие больных улучшалось, но не доходило до практического выздоровления. При этом в периоды декомпенсации не появлялось новых симптомов, а происходило учащение и усиление интенсивности уже имеющихся (нарастание астенизации, раздражительности, более выраженные нарушения сна, усиление и учащение головных болей). В дальнейшем наблюдалось регредиентное течение органического расстройства с постепенной редукцией психопатологической составляющей резидуально-органического синдрома. При создании щадящих условий школьники продолжали обучаться по программе массовой школы без существенного снижения успеваемости, а по мере смягчения органического синдрома возобновляли обучение на общих основаниях. Через 5–10 лет после окончания специфического противоопухолевого лечения резидуально-органические проявления нередко были минимальными и практически не нарушали социального функционирования. Социальная активность пациентов сохранялась на приемлемом уровне, они охотно участвовали в общих школьных мероприятиях, общались с одноклассниками вне школы. Следует отметить, что пациенты с негрубыми, но относительно стойкими проявлениями органического расстройства были отнесены к компетенции психиатра с известной долей условности, так как не страдали собственно психическим заболеванием и могли получать необходимую лечебную помощь у невролога.

В тех случаях, когда имело место сочетание нескольких повреждающих факторов (14 пациентов) – нейротоксического воздействия химиотерапевтического лечения, краниального облучения у больных с изначально имеющейся резидуально-органической недостаточностью (в связи с перинатальной патологией, черепно-мозговой травмой или последствиями общего наркоза), – проявления сформировавшегося после специфического противоопухолевого лечения органического психического расстройства были более выраженными, относились к типу психоорганических, и полной редукции расстройств не наступало. У 11 из 14 пациентов этой группы отмечались нарушения интеллекта (пограничная интеллектуальная недостаточность), так как этап агрессивного противоопухолевого лечения приходился на возраст до 3 лет, выделяемый многими авторами как наиболее уязвимый к неблагоприятным воздействиям. Наряду с обязательными клиническими составляющими психоорганического синдрома (снижением памяти, ослаблением продуктивности интеллектуальной деятельности и изменением аффективности с неустойчивостью и лабильностью эмоций, повышенной возбудимостью) у этих пациентов отмечались поведенческие расстройства, эпилептические приступы (у 2 пациентов), выраженные нарушения ликвородинамики (частые упорные головные боли, метеозависимость, головокружения – 14 случаев).

До 4–5 лет состояние пациентов характеризовалось преимущественно признаками задержки психоречевого развития. Их отличали бедность словарного запаса, снижение объема общих знаний, трудности при запоминании нового материала, пассивность, низкий темп работы. Эмоциональная сфера характеризовалась обеднением, «вялостью» эмоциональных проявлений по отношению к матери и другим близким, снижением интереса к окружающим, ослаблением потребности в новых впечатлениях, замедлялся темп формирования коммуникативно-познавательной активности, новых видов деятельности.

Характерными являлись суетливость, впечатлительность, поверхностный сон. К предшкольному периоду наблюдалась частичная компенсация признаков задержки психического развития. В проявлениях психоорганического синдрома на первый план выступали эмоционально-волевые и двигательные расстройства: повышенная аффективная возбудимость, раздражительность, назойливость, быстрая пресыщаемость, частая смена настроения, двигательная расторможенность. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывался более низким по сравнению с нормой. Наряду с этим отмечалась незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности. С началом обучения в школе клинические проявления психоорганического синдрома становилась более выраженными, разнообразными.

Когнитивные нарушения характеризовались неустойчивостью внимания, памяти, инертностью психических процессов, их замедленностью и пониженной переключаемостью. Стойкие астенические расстройства в виде повышенной физической и психической истощаемости, явлений раздражительной слабости, гиперестезии, аффективной лабильности сочетались с аффективной возбудимостью, раздражительностью, «взрывчатостью», агрессивностью.

Медикаментозная терапия, направленная на коррекцию органических нарушений у онкологических пациентов не имела эффективности из-за наличия связанных с основным заболеванием противопоказаний к применению ноотропных и витаминных препаратов. В таких случаях приходилось ограничиваться назначением мочегонных средств (диакарб), сосудистых препаратов (кавинтон, глиатилин), использовались мягкие анксиолитики (гидроксизин) и седативные травы. Однако по наступлении ремиссии большинство пациентов, получавших лучевую и высокодозную химиотерапию, нуждались в назначении курсовой терапии препаратами церебропротекторного ряда для смягчения клинических проявлений цереброорганических расстройств. Применялись ноотропные средства (пикамилон, пантогам, фенибут, пирацетам), полипептиды (кортексин), аминокислоты (глицин), адаптогены (когитум), витаминоподобные вещества (карнитин), холиномиметики (глиатилин). Применялись методы дегидратации (мочегонные).

Психопатоподобные расстройства поведения, наблюдаемые у подростков (выраженная раздражительность, агрессивное поведение, конфликтность по отношению к матери и близким), удавалось смягчить назначением карбамазепина, перициазина, алимемазина в средневозрастных дозах, что позволяло редуцировать или полностью купировать подобные поведенческие девиации. Своевременное назначение препаратов, смягчающих проявления и усиливающих редукцию резидуальноорганической недостаточности, как показывает наш многолетний опыт наблюдения, облегчает дальнейшую учебную адаптацию таких пациентов и способствует процессу их социализации.

Источник: «Органические психические расстройства у детей и подростков, перенесших онкогематологическое заболевание» Суетина О.А., выпуск №3, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *