Показателями психологической готовности ребенка к школе являются

Готовность к школьному обучению – что это такое?

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно… И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, — на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 — 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, — переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Удачи вам и вашим детям!

В Медицинском центре «XXI» можно записаться на занятия с психотерапевтом для определения готовности ребенка к школе и психологической помощи детям и родителям в этот период. Тел.: (812) 380-02-38

Показатели психологической готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению

Показатели психологической готовности

ребенка 6-7 лет к школьному обучению

1) Готовность к школе (школьная зрелость) определяется по следующим наиболее основным параметрам, которые у ребенка должны быть на начало обучения достаточно хорошо сформированы:

1. Эмоционально-личностная готовность

— сформирована учебная мотивация, достаточно развиты познавательные интересы. Готов ребенок тогда, когда школа привлекает не школьными атрибутами, не внешней стороной, а возможностью узнать что-то новое. Учебная мотивация сформируется тогда, когда у ребенка имеются широкие познавательные интересы, он любознателен, активен в освоении нового.

— может управлять своим поведением, имеется развитый самоконтроль не только над своим поведением, но может контролировать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные (т.е. у ребенка к началу школьного обучения должна быть достаточно хорошо сформирована произвольная сфера, которая является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов – восприятия, памяти, мышления и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания). У ребенка должны быть сформированы учебные навыки, такие как умение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом и т.д.

2. Интеллектуальная готовность

Широкий кругозор, достаточно большой запас знаний, развитое восприятие, мышление, память, внимание, речь и т.д.

3. Социально-психологическая готовность

Сформированность у ребенка таких качеств, которые позволили бы ему общаться с детьми, учителями (умение уступать и защищаться, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, потребность в общении).

Некоторые психологи выделяют такой важный аспект школьной готовности ребенка как сформированность таких компонентов учебной деятельности (Эльконин, Давыдов), как:

— умение принять учебную задачу (при этом принять именно ту задачу, которую предлагает взрослый, подчинить свое поведение и деятельность требованиям и нормам. Ребенок должен удерживать поставленную цель – построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который ему хочется).

— учебные действия: ребенок должен уметь искать и выделять общие способы решения задач (иметь программу исполнительных действий – алгоритм решения поставленной учебной задачи).

— уметь осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, уметь адекватно оценить свою работу, найти ошибки, их исправить.

2) В течении последнего десятилетия в России интенсивно используются методики диагностики школьной зрелости. Хотя в специальной литературе практически отсутствуют данные сравнительной прогностичности методик.

В диссертационном исследовании Солдатовой Светланы Викторовны был проведен эксперимент с целью проверить степень надежности психологического прогноза школьной успешности, учитывая при этом, что прогноз делается на основании уровня интеллектуального развития ребенка.

Основная задача исследования: определить связь между уровнем интеллектуального развития ребенка и его успешностью в первоначальном школьном обучении.

Проведенное исследование никоим образом не включало в себя задачу сравнения степени надежности, эффективности, прогностической валидности или каких-либо других показателей авторских психологических методик. Интересовала лишь общая зависимость между степенью успешности ребенка при выполнении заданий психологических методик и степенью его успешности в учебной деятельности.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что успехи первоначально обучения ребенка чаще всего находятся в статистической зависимости от степени успешности выполнения психологических методик, однако значения коэффициентов корреляции не всегда бывают высокими. Что означает и невысокую надежность прогнозов, выстроенных на этих связях. То есть разные психологические качества психики ребенка не в одинаковой степени востребованы в учебном процессе. Иными словами то, что диагностируется у дошкольников, не вполне соответствует тому, что требуется в школе, тем интеллектуальным качествам, на которые опирается обучение в школе.

3) Таким образом, большое значение приобретает проведение целенаправленной психологической работы с детьми данной возрастной группы старшего дошкольного (с профилактической целью) и младшего школьного возраста (уже с целью коррекции имеющихся нарушений), которые были выявлены в результате тех или иных диагностических обследований.

Дети с трудностями в обучении (низкий уровень техники чтения, обилие ошибок на письме, плохой почерк, трудности со счетом, решением задач), а также с общей двигательной неловкостью, поведенческими проблемами, имеют, как показывает практика и существующие исследования (Лурия А.Р., Семенович А.В., Ахутина Т.В. и т.д.), несформированность школьно-значимых показателей в когнитивной сфере. Они имеют в своей основе: фрагментарность зрительного восприятия, несформированность пространственных представлений, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, недостаточная сформированность фонематического слуха, наличие игровой мотивации, нарушения в развитии двигательной сферы.

Собственный опыт ведения групповой корреционно-развивающей работы с детьми по программе «Вижу, слышу, ощущаю», разработанной совместно с нейропсихологом нашего центра Кандидатом психологических наук Спиревой Е.Н., может утверждать об целесеобразности и эффективности совместной работы различных специалистов с детьми, и психологов, и нейропсихологов, и желательно логопедов.

Цель нашей программы — помочь ребенку быстрее овладеть школьными навыками (чтение, письмо, математика и т.д.), развить произвольную сферу. Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своем функционировании и развитии, то, развивая одни процессы, мы «подтягиваем» и другие (принцип синестезии). Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию нескольких психических функций. Необходимо также в работе опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Программа составлена в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Так, в программе применяется много упражнений, использующих тактильное восприятие, т. е. подключаются тактильные анализаторы, благодаря этому развивается зрительное восприятие пространства, что в свою очередь позволяет развивать пространственное мышление. Или, к примеру, развитие фонематического слуха (распознавание речевых звуков), необходимо начинать с глубинного уровня – распознавание неречевых звуков (бытовых шумов, музыкальных звуков, ритмов и т.д.). Развитию мелкой моторики предшествуют упражнения общедвигательной направленности (развитие крупных движений ног, рук).

Все задания, представленные в программе допускают вариации со стороны ведущего: подбор другого игрового средства, изменение хода занятия в плане обогащения, усложнения (или упрощения) процедуры выполнения, внесение дополнительных игровых моментов в зависимости от возраста детей, развития или ситуации. Занятия могут проводиться как в условиях группы, так и индивидуально. Форма групповых занятий, постепенно приучает ребенка к школьным условиям, т.е. происходит мягкий способ адаптации к школе или смягчение уже имеющихся проявлений дезадаптации у детей уже обучающихся.

Существующие программы и имеющиеся занятия с психологом, логопедом в детских садах, школах имеют ряд недостатков. Так, к примеру, занятия общедвигательной направленности в условиях школы достаточно сложно организовать. Тактильное восприятие, как и тактильная память, которые могут являться базовыми составляющими для более сложных видов гнозиса и мнемических процессов практически не развиваются, так как занятия, как правило, проходят с использованием бланковых заданий (на листочках), возможно и с привлечением каких-либо предметных картинок, изредка дидактических материалов. Ребенок, как и на уроке, также вынужден принимать сидячее положение, наклонившись над столом, хотя, конечно, бывает, что специалист включает в занятие своего рода физкультминутки, но они скорее используются с целью снятия статичного напряжения мышц у ребенка, переключения внимания и т.д. В связи с этим использование игровых средств, к примеру, из комплекта «Дусима», «Пертра» имеет ряд преимуществ. Занятия проходят в игровой форме, поэтому для детей данной категории активное включение игровых приемов позволяет быстрее «включиться» в работу, быстрее сформировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка. К тому же все материалы можно (и нужно) потрогать, пощупать, послушать, т.е. включаются в работу сразу несколько анализаторов (тактильное, зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивается мелкая моторика). При этом обогащается, формируется сенсорный опыт ребенка. Как известно, результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. Применение данного оборудования содействует физическому развитию, корректируется моторная неловкость (развивается крупная и мелкая моторика), развиваются зрительно-моторные и слухо-моторные координации, развиваются пространственные представления. Психомоторная игровая деятельность развивает у ребенка социально-психологические и учебные навыки. Таким образом, идет системное развитие, быстрее формируются высшие психические процессы.

10 признаков готовности ребенка к школе

Когда ребенок приближается к семи годам, родители начинают задумываться, а готово ли их чадо к тому, чтобы пойти в школу. Как же это определить?

Основные факторы готовности ребенка к школе

  • Ребенок достаточно самостоятелен.

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

  • Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

  • Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

  • Положительный образ школы.

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

  • Хорошая память.

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

  • Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

  • Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

  • Развита мелкая моторика.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

  • Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

  • Вера в успех.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

Детская психология

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! :-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *