Развитие ребенка в 1 3

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Питание в год и старше

Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца. Первый год жизни при самых благоприятных обстоятельствах ребенок питается преимущественно на грудном вскармливании.

Питание вашего ребенка от 1 года до трех лет

Если при каких-то обстоятельствах женщина не может или не хочет кормить грудью, то питание ребенка состоит из искусственных смесей.

Такой способ питания называется искусственным вскармливанием. Питание ребенка до года связано со введением в пищу новых компонентов, постепенно адаптируя пищеварительную систему к новым компонентам.

Совершенствуется система пищеварения, ферменты могут переваривать все более сложную пищу.

Питание малыша в 1 год и его рацион

Питание ребенка в один год все более напоминает рацион взрослого человека. Однако к этому приходят не сразу, с чем это связано и как проходят эти этапы, будет сказано дальше.

Ориентировочно месяцев в 5-6 у ребенка появляются первые зубы, которые выполняют функцию механического измельчения пищи. К году у ребенка их, как правило, 8, поэтому возникает необходимость давать зубикам тренировку. Когда режутся коренные зубы, то необходимо механически выполнять своеобразный массаж десен, чтобы облегчить их прорезывание.

К году ребенок знает вкус каши, овощных и фруктовых пюре, соков, творога, желтка, потом постепенно переходит на котлетки из пюре, а затем и из перетертого фарша.

Молочное питание ребенка остается важным в рационе.

Однако в связи с тем, что коровье молоко в переваривании пока еще тяжелое, то необходимо молочные продукты применять специально для детей.

Продуктовые магазины в ассортименте предлагают детские молочные продукты. Цельное коровье молоко разрешают применять к 2,5 годам.

Это связано не только с трудностью переваривания молока, но и с появлением пищевой аллергии на белок коровьего молока.

В возрасте года можно пробовать добавить в питание ребенка кисломолочные продукты, к которым относят специальный детский йогурт, однако рекомендуют давать его 2-3 раза в неделю.

Творог нужен как источник кальция, но много его тоже давать не нужно ввиду сложного переваривания. Сыр дают как самостоятельно, так и вместе с другими блюдами, добавляя в кашу, однако необходимо его измельчать.

Для получения нужной энергии ребенку необходимо мясо. Общее количество мяса, потребляемого в день, должно составлять 50-70 грамм, а к трем годам это количество удваивается. Это источник животного белка, железа. Мясо ребенку дают в виде фрикаделек, затем паровых котлеток.

Мясо долго усваивается, однако на это нужно длительное время, поэтому рекомендуют давать ребенку мясо в первой половине дня.

Мясо, из которого необходимо составлять питание ребенка, должно быть нежирным: нежирная свинина, крольчатина, курица. В понятие мяса не входят сосиски, колбаса и сардельки. Их не рекомендуется давать ребенку, поскольку там содержится много вспомогательных компонентов, консервантов, красителей.

Яйца можно давать вареными, в виде омлета, в виде компонента в блюдах.

Сливочное масло дают, добавляя в кашу или намазывая на хлеб. Растительное масло является источником полиненасыщенных жирных кислот, что важно в формировании клеток и тканей, однако в том случае, если он не подвергается термической обстановке.

В то время, когда ребенок пил грудное молоко, у него не было потребности в дополнительной жидкости. Однако после того, как рацион значительно разнообразился, необходимо дополнять питание ребенка некоторым количеством жидкости. Лучше всего ребенку подходит чистая питьевая вода, из расчета 100 мл на килограмм веса.

Если ребенок хочет употреблять большее количество жидкости, то не стоит его в этом ограничивать. Помимо чистой воды подходит и детская минеральная вода без газов.

В кашах содержатся необходимые для ребенка компоненты: «медленные» углеводы, клетчатку, витамины, минералы.

Питание детей до 3 лет. Причины отсутствия аппетита у ребенка

Иногда мамы сталкиваются с тем, что при употреблении правильных продуктов питания, ребенок теряет аппетит и ест без охоты.

На это есть ряд причин:

  • Чаще всего нарушение режима питания приводит к потере аппетита. Это обозначает, что прием пищи должен происходить в определенное время.
  • Питание ребенка должен быть разнообразным, поскольку применение в пищу одних и тех же продуктов может быстро надоесть ребенку.
  • В случае капризов ребенка нужно не слепо потакать его желаниям, а продолжать кормить по графику.
  • При отсутствии аппетита нужно прогуляться, поиграть с ним, избегая, однако, чересчур активной деятельности. Перед едой обстановка должна быть спокойной.

Формирование режима приема пищи, закладка рациона питания является очень важным в первые годы жизни, поскольку от пищи зависит количество витаминов и необходимых питательных веществ, которые поступят в организм, давая ему необходимую энергию.

Режим дня ребенка 1 год 3 месяца имеет основные аспекты, которых необходимо придерживаться. В распорядок дня входят пробуждение, зарядка, игры, питание по часам, купание, ночной сон.

  • Развитие малыша в 1 год и 3 месяца
  • Режим дня ребенка
  • Режим сна
  • Питание ребенка 1 год 3 месяца
  • Прогулки
  • Игры и спорт
  • Гигиенические процедуры
  • Что говорит доктор Комаровский

Развитие малыша в 1 год и 3 месяца

Малыш в этом возрасте очень активен. Он уверено ходит.

Полезно делать гимнастику, так как младенец все понимает и пытается повторить движения, которые видит.

Ребенок хорошо понимает речь, говорит определенный набор слов. К этому возрасту насчитывается уже несколько слов.

После года младенец должен уметь собирать пирамидку, играть кубиками, маленькими игрушками, отличать цвета.

Он пытается рисовать карандашом или пальцами на бумаге, укладывает игрушки спать, кормит их.

Из бытовых навыков отмечаются следующие:

  • начинает ходить на горшок;
  • пьет из чашки;
  • пытается кушать из ложки самостоятельно;
  • вытирает руки после умывания.

У некоторых детей возможны и другие навыки.

Таблица параметров по ВОЗ в 1.3 года
Параметр Мальчики Девочки
Рост 74.1 — 84.2 см 72 — 83 см
Окружность головы 44.2 — 49.4 см 42.9 — 48.4 см
Вес 8.3 — 12.8 кг 7.6 — 12.4 кг

Режим дня ребенка

Режим дня – это рациональное распределение времени на питание, сон, игры и другие виды деятельности.

Цель распорядка дня по часам – это повышение работоспособности малыша в дневное время.

Режим помогает выработать правильные биоритмы, которые необходимы для нормальной работы всех систем организма.

Критерием правильного выбора режима дня ребенка является хорошее эмоциональное состояние, глубокий дневной и ночной сон грудничка.

Для составления распорядка обязательно опираются на следующие пункты:

• нет жестких норм и стандартов для составления распорядка дня;

• режим считается правильным, если время приема пищи, сна, водных процедур, игр совпадает с потребностями малыша;

• резкие изменения в распорядке плохо сказываются на самочувствии грудничка;

• менять режим необходимо постепенно;

• при правильной смене распорядка у малыша нормальное психоэмоциональное состояние;

• режим дня ребенка 1 год 3 месяца помогает облегчить адаптацию к детскому саду.

Отсутствие распорядка дня вызывают капризы, плохое настроение, недосып, нарушение нервно-психического развития.

Без режима трудно приучить малыша к культурно-гигиеническим навыкам.

Примерный распорядок дня:

Такой распорядок больше подходит для детей жаворонков. Если малыш не может вставать рано, можно сместить время на 1-1.5-2 позже.

Будить ребенка с утра не рекомендуется, так как это скажется на его настроении. Грудничок должен просыпаться сам.

Режим сна

В 1.3 года грудничок спит 2 раза в сутки, но возможен распорядок дня и с одним дневным сном. Общая продолжительность отдыха составляет 13.5 часов.

На ночной сон приходится 10-11 часов. На дневной отдых остается 2-3.5 часа.

Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ

Если малыш спит 2 раза за день, то длительность одного дневного сна примерно составляет 1.5-2 часа.

При одноразовом сне допускается спать 3-3.5 часа без перерыва. Распорядок отдыха организовывается индивидуально в зависимости от потребностей.

Питание ребенка 1 год 3 месяца

Питание малыша в 1,3 года 4-5-разовое. Перерывы между кормлениями составляют не более 3-4 часов.

Грудничку уже введены все продукты: овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко, кисломолочные изделия, творог и другие.

Пищу для малыша варят, тушат или готовят на пару.

Ребенку в 1.3 года нельзя давать жаренные, копченые, соленые продукты, так как они нарушают работу поджелудочной железы, изменяют микрофлору кишечника.

Примерный режим питания:

• 7:30 — завтрак: детская каша (овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая и другие), сок или слабенький чай;

• 12:00-12:30 – обед: суп (куриный или мясной), пюре рыбное или мясное, огурец свежий, сок, хлеб;

• 16:30 – полдник: кефир, ряженка, фруктовое пюре.

• 20:00 – ужин: мясное пюре, картофельное пюре, ряженка.

По желанию добавляют 2 ужин перед сном. В это время дают кефир, йогурт или ряженку с детским печеньем или булочкой. Допускается накормить грудью.

Если грудничок не хочет первое время кушать по распорядку, его нельзя заставлять. Со временем режим питания наладится.

Прогулки

Прогулки на свежем воздухе осуществляются ежедневно. Гулять рекомендуется ходить перед дневным и ночным сном.

Прогулка зимой разрешена при температуре до -20ᵒ. В очень жаркую погоду не рекомендуется ходить на улицу, так как малыш потеет, теряет электролиты.

Если поход на улицу в жару необходим, то обязательно берут воду, чтобы предупредить обезвоживание.

Одевать малыша гулять следует по погоде. Это предупредит перегрев и переохлаждение.

Прогулки позволяют насытить головной мозг кислородом. Особенно важно гулять детям с гипоксией. Свежий воздух помогает улучшить сон.

На улице ребенок активно двигается, что положительно влияет на костно-мышечную систему. При общении с взрослыми и детьми развивается речь.

Игры и спорт

Игры помогают ребенку развивать речь, укреплять мышцы. По утрам рекомендуется организовать зарядку в виде игры.

Заниматься можно с обычным мячом, фитболом, палочками или другими спортивными принадлежностями.

Во время утренней зарядки делают различные упражнения:

  • Приседания;
  • Ходьба вперед, приставным шагом, назад;
  • Прыжки.

Очень полезны для грудничка занятия на фитболе. Они помогают тренировать мускулатуру, вестибулярный аппарат.

На большом мяче осуществляют перекаты, пружинистые движения.

Днем ребенка занимают колечками, пирамидкой, кубиками, читают книжки. Можно давать малышу задание построить башню из 4-5 кубиков.

Пирамидку используют не высокую, не более 7-10 колечек.

Предлагают ребенку отсортировать предметы по цвету. Дают задание: отнести куклу или мягкую игрушку на кухню, принести ее маме или папе, уложить спать, накормить куклу.

Такие команды развивают память, речь, логику.

Активно обучают собирать пазл. Для малышей есть в продаже крупные пазлы. Используют также пазлы-кубики или головоломки.

При покупке изделий обязательно смотрят на возраст, с которого разрешена игрушка – «1+».

Ребенок 1 3 года способен рисовать фломастерами или карандашом. Допускается использовать специальные краски для рисования руками или ногами. Навык развивает воображение, тренирует мелкую моторику.

Гигиенические процедуры

После пробуждения проводят умывание, подмывание. Ребенка усаживают на горшок. Это необходимо для выработки рефлекса к мочеиспусканию.

Умывание рук и лица проводится на протяжении всего дня, если малыш запачкался. Рекомендуется давать ребенку самостоятельно вытираться в полотенце.

Так он быстрее привыкнет к чистоте.

Перед сном ежедневно осуществляют купание в детской ванне на протяжении 20-30 минут. Во время процедуры дают игрушки.

Каждый день малыша с мылом не моют. Гигиеническая ванна с мылом и мочалкой проводится 2 раза в неделю, чтобы не нарушить флору кожи.

Что говорит доктор Комаровский

По Комаровскому, режим – это рациональное распределение времени отдыха, бодрствования, питания.

Комаровский говорит, что ребенок по своей природе не нуждается в распорядке дня. Малыш должен есть, спасть, когда хочет.

Но, режим необходим для облегчения жизни матери, особенно, если в семье несколько детей. Поэтому Комаровский рекомендует приучать к распорядку дня с рождения.

Рационализация сна, питания и бодрствования нужна для сохранения семьи и хорошего самочувствия самой матери.

Если мама в хорошо себя чувствует, то она сможет обеспечить всем необходимым своих детей и мужа.

Режим соблюдается для того, чтобы адаптировать малыша к детскому саду и школе. Также организация дня по часам помогает улучшить самочувствие матери и ребенка.

Поэтому малыша необходимо приучать к распорядку с самого рождения. А по мере взросления режим постепенно меняют.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

автор публикации ( редакция сайта ) ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»Ольга Кузнецова недавно публиковал (посмотреть все)

  • Как выкладывать на живот — 14.05.2020
  • Kогда появляется молоко после родов — 11.05.2020
  • Стафилококк в грудном молоке — 07.05.2020

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Возраст 1 год и 3 месяца – один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

Мальчики:

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.

Девочки:

  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: питание ребенка в 1 год: меню от Комаровского По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов – так малышу наиболее комфортно и удобно.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: примерное меню для ребенка 1 года на неделю с рецептами вкусных блюд

Прием пищи 1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак
  • Молочная гречневая кашка
  • Чай
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Чай
  • Бутерброд с сыром и маслом
Обед
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Хлеб
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: рецепты молочных супов для детей)
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Хлеб
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
  • Хлеб
Полдник
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
Ужин
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Хлеб
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Чай
  • Хлеб
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком
  • Хлеб

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: как научить ребенка определяться по времени на часах?).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 4 месяца: что он должен уметь?

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка самому держать ложку и кушать?);
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным – например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч – сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.

Развитие ребёнка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.

Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться.

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

график роста и график веса график роста и график веса Рост 74.78-75.78 см Вес 10.045-10.665 кг Окружность головы 46-47 см Обхват грудной клетки 46-47 см

Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку, а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Видео-рецепт по случаю::

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать. В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов, а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.

Мальчик и девочка – есть разница?

В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *