Развитие в 2 года ребенка

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

  • Для дыхания и разработки артикуляционного аппарата:

    • снежинка. Из тонкой белой бумаги (хорошо подойдет однослойная салфетка) вырезать снежинку и положить на раскрытую ладошку. Попросить малыша подуть на нее, чтобы она полетела. Можно включить песенку или рассказать про нее историю;
    • артикуляционная гимнастика. Например, повторяем стишок:
  • Мелкая моторика с элементами самомассажа. Стишок, сопровождаемый действиями:
  • Звукоподражание:

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей? Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д. Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка? По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков. Существуют ли компьютерные игры для обучения речи? Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка. Поделиться ?

Поздравления с днем рождения 2 года девочке, мальчику

Два года назад, как награда,
Да враз целый мир обретя,
Явилось на свет ваше чадо,
Прелестное это дитя.
Пусть горя, болезней не знает,
На радость вам только растет,
Резвится, смеется, играет
И слезы напрасно не льет.
По жизни пусть смело шагает.
Здоровья желаю всем я.
Пусть множится и процветает
Счастливая ваша семья.

Поздравляем наше чудо
С днем рождения вторым!
Счастья каждую минуту,
Больше сказок и игры!
Развеселых дней и ярких —
Без обид, без шишек, слёз.
Развлечений, и подарков,
И игрушек — целый воз!
Слушать папочку и маму,
Умилять всех красотой,
Смехом, первыми словами.
Под счастливой жить звездой!

Поздравляю маленького ангелочка с днем рождения! Пусть он растет здоровеньким, умненьким и счастливым. Желаю ему счастливого детства, чтобы он радовал своих родителей каждым своим шагом.

Тебе сегодня ровно два.
Ты ходишь, прыгаешь и скачешь.
Так сложно подобрать слова,
Что ты для нас всех в жизни значишь!
Тебе подарим всё, что нужно:
Любовь, добро, душевный свет.
И всей семьею скажем дружно:
«Тебя дороже в мире нет!»

Спешим поздравить малыша
И пожелать успехов,
Терпенья маме пожелать.
Два года! Как чудесно!
Пускай все выборы, шаги
Лишь счастье вам приносят,
Чтоб ножки далеко пошли,
Шаги чтоб были ловки.
Веселый смех в доме у вас
Стихал чтоб только ночью,
Чтоб мама с папой малыша
Любили очень-очень.
Чего желать в два года вам?
Лишь сладостей, конфеток,
Пусть исполняются мечты
Всегда — зимой и летом.

Сегодня день рожденья твой второй.
Здоровьечка тебе, расти большой.
Ты чаще улыбайся всем на радость,
А жизнь пускай напоминает сладость!
Исполнятся все детские мечты:
Шары, игрушки, шоколад, торты.
Пусть будет дом наполнен звонким смехом,
Родителям — терпенья и успехов!

Ты уже совсем не крошка:
Можешь кушать кашу ложкой,
Бегать быстро по дорожке,
Не давать покоя кошке.
Дел за день — не перечесть,
И всегда работа есть.
От такой твоей работы
Маме множатся заботы.
Но сегодня день прекрасный,
Он особый, светлый, ясный.
Отмечаем мы 2 года.
Полон дом у нас народа.
С днем рождения поздравляем,
Много счастья пожелаем,
Жизни долгой и веселой,
Быть послушной и здоровой.

Желать мы будем доброты,
Вокруг малютки — красоты.
Ну и поздравить от души
Ребенка вашего спешим.
Два года быстро пролетели,
Всё было так, как вы хотели.
Здоровья, радости и смеха!
А вам, родители, успеха.

Сегодня праздник у ребенка —
Два года нашему зайчонку.
Украшен тортик цифрой два,
И льются теплые слова.
Расти в надежном, добром мире.
Пускай дороги станут шире,
А ты уверенно иди
И взрослых за собой веди.
Туда, где нет обид и боли,
Где теплое большое море,
Где детские мечты живут
И в сказку за собой зовут!

Вкусный торт и две свечи,
Шарики, подарки —
День рождения сегодня
Будет очень ярким.
Мы тебе, малыш, желаем
Счастья в жизни длинной.
Пусть судьба тебя ведет
Лишь к своим вершинам.
И родителей поздравить
Мы должны, конечно.
Пусть ребенок ваш растет
Умным и успешным!

Посмотрите, этой крошке исполняется уж два.
От того, как время мчится, закружилась голова.
За мгновение буквально стал ребенок вдруг большим.
День рождения отметим и повеселимся с ним.
Ручки кверху, непоседа, поскорее подними,
А потом маму и папу крепко-крепко обними.
Вырастешь ты очень скоро, будешь всё на свете знать.
Очень мы тебе желаем президентом мира стать.
Красотою будь ты в маму, в папу — силой и умом.
Радуй всех родных и близких, только помни об одном:
У тебя должно быть счастье и успех всегда. Во всём!

Развитие ребенка в 2 года

Все мамы и папы с замиранием сердца наблюдают, как крошка вновь и вновь осваивает новый навык. Первые шаги и первые простые слова уже позади, ваш малыш уже совсем большой и каждый день радует очередными шалостями, словами, умениями. Каковы же нормы развития ребенка в 2 года?

Особенности этого возраста

Наверняка каждые мама или папа уже заметили, что координация ребенка намного улучшилась, малыш уже очень редко падает «на ровном месте», а игры стали намного более осмысленны. Уже самое время познакомить кроху с игрушками — сортерами, крупным конструктором, пирамидкой. Для развития моторики у деток в 1-2 года прекрасно подойдут крупные магнитные паззлы, деревянные игры для изучения формы и цвета.

Особенностью развития ребенка 2 лет становится улучшение логического мышления. Малыш активно изучает мир, ему интересно самостоятельно находить решение различных задач, любимое развлечение – помогать родным в домашних делах. Важно поддержать кроху в этом начинании, позволять помогать пылесосить, мыть посуду, самому выбирать себе одежду по погоде. Пусть больше такая помощь напоминает баловство, зато в будущем не придется заставлять малыша собирать за собой игрушки и вещи.

Наверняка уже сломаны и разобраны первые игрушки – ребенок заинтересован вопросом «как это работает». Огромное любопытство вызывает техника, рекомендуется как можно больше рассказывать малышу, показывать упрощенные схемы, карточки.

Для физического развития прекрасно подходит футбол. Попинать с дочкой или сыном мячик во дворе – прекрасная тренировка чувства пространства, физической выносливости, меткости, координации. Пусть такое развитие ребенка всего в 2 годика кажется вам излишним или странным, однако исследования показывают, что уже в этом возрасте полезны именно разносторонние занятия. Сегодня пинаем мячик, завтра будет лепка, послезавтра учимся рисовать, на следующий день – клеить первые аппликации.

Совет:
Вот-вот ваш спокойный, старательный малыш станет забиякой и на все станет говорить «нет». Близится кризис трехлетки. Ежедневные разноплановые занятия помогут намного мягче пережить это непростое время как вам, так и вашему крошке.

Что должен уметь ребенок к двум годам?

Чаще всего, уровень развития ребенка 2 лет позволяет довольно быстро бегать, подниматься по ступенькам, легко преодолевать невысокие препятствия. Многие детки отличаются особой «скалолазностью» в этом периоде жизни, и их хлебом не корми, дай влезть куда-нибудь повыше.

Из игр отлично освоены сложные постройки из кубиков: башни, пирамиды, странные для взрослых сооружения, напоминающие крепости. Также должна быть хорошо изучена пирамидка. Ребенок должен без труда собирать ее от большего кольца к меньшему. Игры с мячом становятся более взрослыми: ребенок ловит его обеими руками, умеет пинать и кидать в нужном направлении.

Игры обретают сюжет, это особенно легко понять, если понаблюдать за ребенком в компании. Малыш готовит обеды в песочнице, кормит игрушки, может пытаться накормить и сверстников. Малыш уже обязательно должен уметь пить и кушать самостоятельно, без обильных потерь еды с ложки. Лучше для развития ребенка, к 1,5 или 2,5 в крайнем случае, усаживать обедать за маленький детский столик. Это прекрасное начало подготовки к детскому саду.

Что еще должен уметь ребенок:

  • оказывать посильную для возраста помощь по дому;
  • уметь пользоваться не только ложкой, но и вилкой;
  • понимать и реагировать на просьбы, рассказы, вопросы, предложения;
  • задавать вопросы, когда родители читают книги или показывают мультфильмы;
  • знать большинство частей тела у себя, других, животных;
  • знать от 100 слов, произносить их; допускается в этом возрасте немного плохое произношение;
  • составлять короткие предложения;
  • использовать горшок для нужды;
  • уметь заниматься с карточками, книгами, проговаривать слова за взрослыми;
  • знать звуки животных;
  • пробовать рисовать, различать несколько цветов;
  • знает, что такое «нельзя» и «опасно».

Совет:
Ваш ребенок активно двигается. Для профилактики плоскостопия, рекомендуется приобрести специальные массажные коврики и постелить их в месте, где малыш пробегает чаще всего за день. Например, в коридоре. Если душа лежит к рукоделию, такой коврик легко сделать самостоятельно: на плотную ткань нашиваются пуговицы, бисер, кусочки ткани различной плотности, колпачки от фломастеров. Такие коврики рекомендуется использовать от 1,5 лет.

Рост и вес в 2 года

Развитие и рост ребенка в 2-2,5 года можно смело охарактеризовать, как «не по дням, а по часам». Чаще всего, девочки в этом возрасте вырастают примерно до 90 см, а мальчики – до 93-94 см. Вес девочек не должен превышать 14,8 кг, а для мальчиков оптимальный вес – до 15,4 кг. Рекомендуем к просмотру видео, где доктор Комаровский рассказывает о росте, весе и развитии детей в этом возрасте.

Физическое развитие

Для физического правильного развития ребенка в 2 года существует сотни рекомендаций, споры о которых не утихнут никогда. Мы рекомендуем в этом вопросе, в первую очередь, внимательно следить за ребенком:

  1. Если малыш много бегает, скачет, любит подвижные игры, ваша задача лишь в том, чтобы предоставить для него условия для этого. Больше гулять, придумывать забавные игры, устраивать утреннюю зарядку по утрам.
  2. Если кроха относится к неспешным детям, которые предпочитают более спокойные игры, то можно выбирать игры, которые будут одновременно тренировать его и не отталкивать излишней активностью. На улице можно собирать шишки или цветы в корзинку, ходить вперед и назад по бордюру, поиграть в догонялки.

Совет:
В 100 случаев из 100 ребенка заражает жизненный режим родителей. Если вы предпочитаете лишний раз посидеть у компьютера или с телефоном в руке, будьте уверены – ребенок будет любить то же, что и вы. Если мама и папа делают зарядку, пробежку и не имеют вредных привычек, для крохи также это станет эталоном жизненного поведения. Плох тот родитель, который требует от ребенка того, чего не делает сам.

Упражнения-игры для физического развития в 2 года

Рекомендуем несколько игр для ребенка 2 лет для физического развития, тренировки ума и подвижности:

  • Нарисуйте на карточках или распечатайте рисунки и разбросайте по полу яблоки, грибочки, ягодки и соберите их вместе с ребенком. Обязательно проговаривать названия всех предметов на картинках. Это упражнение не только заставит кроху поприседать и наклоняться, но и обогатит словарный запас.
  • Повторяем за животными. Покажите малышу как ползает змейка, как бегает страус, как кошечка, как слоник. Простор здесь – огромен. Не стесняйтесь показывать на своем примере и простить ребенка повторить.
  • На улице больше ходите по предметам: по брусьям на спортплощадке, по бордюрам. Современные детские площадки дают простор для детских игр и развития. Есть и турники, и лестницы, и стена для скалолазания, и туннели, и многое другое.
  • Игры с фитболом – прекрасная тренировка не только для взрослых, но и для детей. На нем весело скакать, можно сделать аналогию батута, если взрослый прижмет его коленями к дивану или в угол стен, и, поддерживая ребенка, даст ему вдоволь напрыгаться.

Сенсорное развитие

Для развития сенсорики у детей 2-3 лет идеальны для использования сенсорные коробочки. Чтобы сделать такой тренажер, нужно выделить большой контейнер, который можно наполнить крашеными крупами, орбизами (это гидрогель, который стоит не дорого, а польза от него огромная), песком. В магазинах в изобилии предлагают различные наполнители для сенсорных коробочек: орбизы можно купить в цветочном магазине, заказать из Китая или поискать в детских магазинах. Можно купить кинетический песок или «умную» массу для лепки. Дайте ребенку такую коробочку, пару небольших формочек, лопаток и грабли, закопайте в наполнителе новые мелкие игрушки и ребенок будет занят добрых 20-40 минут.

Игры для развития сенсорики ребенка 2 лет – простор для воображения мам и пап. Обязательно давайте своему малышу участвовать в приготовлении еды. Показывайте картошечку в кожуре, давайте потрогать ему, затем очищайте и снова давайте ребенку. Затем разрезайте – опять давайте ощупать кусочки. Такое простое, обыденное дело, но эффективность его поражает.

Также прекрасным тренажером будет мешочек, куда можно сложить игрушки разных форм и размеров и просить ребенка вынуть сначала большое, потом среднее, шершавое, мягкое и так далее. Замечательным развивающим тактильные ощущения тренажером могут стать современные специальные книги для малышей. В таких книгах на страничке показан, например, тигр, и есть вкладыш с искусственной шерстью тигра. Ее можно потрогать, изучить. Такие книги вызывают у детей дикий восторг.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики у детей 2 лет подойдут крупные пуговицы, цветные макароны, сенсорные коробочки, о которых мы уже говорили чуть выше. Дайте своему ребенку шнурок и горсть цветных макарон и покажите, как сделать модные бусы, если у вас девочка и связку патронов для пистолета, если мальчик.

Для развития пальчиков прекрасно подойдет массаж. По очереди мягко массируйте каждый пальчик, играйте в сороку-ворону. Старайтесь как можно скорее научить ребенка самостоятельно застегивать пуговицы. Логопеды советуют давать ребенку перебирать гречку, смешанную с рисом или горохом. Не обязательно, чтобы ребенок делал это по 20 минут. Достаточно 5-7 минут.

Игры, развивающие мелкую моторику:

  • лепка пластилином, глиной, соленым тестом;
  • полезно налеплять пластилин или массу на трафареты, рисунки;
  • аппликации, работа с ножницами – прекрасный тренажер;
  • игры с прищепками, зажимами;
  • игры с крупами, бизибордами;
  • собирание паззлов, перебирание магнитов разной формы на холодильнике;
  • хорошо показал себя новый магнитный конструктор.

Совет: Как покрасить крупу или макароны? Пищевой краситель растворяем в 3-6 мл воды в контейнере. Всыпаем крупу или макароны. Аккуратно трясем и рассыпаем на столе, покрытом пищевой пленкой или пакетом для просушки на 10 часов.

Чем больше самостоятелен ребенок, тем меньше вероятность, что ребенок в 2 года будет отставать в развитии. Позволяйте ему делать все, что не опасно для его здоровья и самочувствия. Если кроха лезет на горку – лучше страховать, чем запрещать. Если хочет помогать убираться – выдайте веник или пылесос. Если тянет руки к шкафу с продуктами – отсыпьте в контейнер пару горстей крупы и расскажите, как готовить кашку. Для моторики пальцев важно все: каждое движение так или иначе тренирует пальчики, развивает мышцы, цепкость.

Музыкальное и творческое развитие

Простор для таких занятий многообразен настолько, что ограничивает их только фантазия мамы и папы. Для тренировки музыкального развития лучше, чтобы мама чаще пела песенки, колыбели. Можно включать ребенку музыкальные мультфильмы. Дети от 1 года обожают музыкальные книги, игрушки. Полезно танцевать вместе под быструю музыку, медленную. Хорошо влияет на память и развивает слух разучивание танца. Также можно найти и скачать в интернете звуки природы, распечатать картинки и рассказывать, как кричит медведь, как воет волк, как шумит море и так далее.

Для творческого развития ребенка 2 лет существует масса интересных занятий:

  • Рисуйте пальчиковыми красками. Застелите пол газетами, в центр положите ватман. Лучше надеть на малыша домашнюю одежду и придаться совместному творчеству без опасений, что кроха испортит одежду.
  • Наточите стружки из восковых мелков. Попросите малыша разложить стружки по листу бумаги так, как ему нравится. Положите сверху еще один лист, накройте тканью и прогладьте утюгом. Затем раскройте творение и украсьте им стену или холодильник.
  • Заморозьте воду с красителями в формочках для льда, вставив в каждый кубик зубочистку или спичку. Рисование льдом – потрясающий, интересный досуг.
  • Лепка, аппликации, поделки из листьев и цветов, соленое тесто – все это поможет творческому развитию детей в 2-3 года.

Совет: Чтобы сделать безопасные пальчиковые краски, смешайте растительное мало, муку или крахмал и воду так, чтобы получилась консистенция гуаши. Добавьте красители и разлейте по баночкам.

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка в 2 года – чрезвычайно важный этап развития. Каждый день словарный запас должен неустанно пополняться, на помощь идут книги, картинки для развития речи двухлетки, мультфильмы, но главное – это общение с родными и близкими.

Логопедическая гимнастика, упражнения для развития речи у детей в 2 года:

  1. Бегемотик. Для этого простого упражнения для речевых мышц попросите ребенка открыть рот широко, как будто он – бегемотик. Досчитайте до пяти и закрывайте рот. Повтор 3-5 раз.
  2. Лягушка-квакушка. Улыбнуться изо всех сил, напрягая мышцы лица, затем расслабиться и повторить снова. 3-5 раз будет достаточно.
  3. Змейка. Улыбнуться и быстро показывать язык. Чем быстрее, тем лучше. Повторять 3-5 раз.
  4. Расческа для язычка. Это упражнение действует как массаж для языка. Высунуть язык, сомкнуть зубы и протащить язычок назад, будто «расчесывая» его. Повторять несколько раз в день по 3-5 раз.
  5. Часики. Улыбнуться открытым ртом, попеременно касаемся языком уголков рта. Достаточно по 5 раз на каждую сторону.
  6. Щечки-шарики. Поочередно надувать щеки, по 5 раз на каждую сторону.

Эти упражнения рекомендуют логопеды для предупреждения задержки речевого развития у детей от 2 лет. Выполняя их каждый день, придумывая свои упражнения, тренируя мышцы лица и шеи вы не столкнетесь с артикуляционными проблемами. Если ребенку нравится делать развивающие речь упражнения, если хочет играть еще, не стоит запрещать. Чем чаще и больше занятия, тем лучше.

Признаки того, что есть отставание в развитии речи у ребенка в 2 года:

  • в обиходе малыша мало слов;
  • предпочитает общаться жестами;
  • нет подражания взрослой речи.

Если ребенок к этому возрасту все еще молчит, или, очень плохо и мало говорит, это повод немедленно посетить невролога и начать занятия с логопедом.

Примерный план занятий на неделю:

Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, не стоит забывать, что каждый малыш – индивидуальность. Его таланты, особенности не всегда могут вам нравится. Дайте малышу простор для собственного мнения, для выражения самого себя и ваш ребенок ответит вам только любовью.

8 ужасных привычек маленьких детей, которые являются нормой

Первая улыбка, первое слово, первые неуверенные шажки — каждое достижение ребенка вызывает гордость у его родителей. Эту светлую и радостную картину омрачают странности в поведении крохи, которые со временем становятся все заметнее. Вот малыш ест катышки с ковра, а потом вдруг начинает биться головой о стену или изучать свои интимные места в людном месте. В такие моменты в голове взрослого человека проносятся мысли о том, что, возможно, с ребенком что-то не так. Или все-таки он просто проходит естественный этап своего развития и взросления?

Странности в поведении вообще характерны для детей в возрасте 2-3 лет (в предверии кризиса 3-х лет). Многие из них абсолютно безобидны и просто помогают ребенку успокоиться и почувствовать себя более комфортно и уверенно в этом огромном мире. Все же взрослым будет полезно узнать, на что в поведении малышей нужно обратить особое внимание и о каких новых привычках крохи стоит рассказать доктору.

В этой статье мы расскажем вам, что нормально в поведении маленького ребенка, а что — повод забить тревогу. Давайте попытаемся расшифровать тайный язык малышей и понять, почему они порой совершают такие странные и непонятные взрослым действия.

Действия, направленные на самоуспокоение и битье головой о стенку

Битье головой о стенку – да, это выглядит порой устрашающе. Особенно, если вкладывать «взрослый» смысл выражения «биться головой о стену». Однако для детей в возрасте 1-2 лет — это нормальное явление, как бы дико не было о таком слышать.

В 1-2 года малыши иногда совершают повторяющиеся движения просто для того, чтобы успокоить себя, когда они попадают в стрессовую ситуацию, устают, скучают. Ребенок может качаться из стороны в сторону или даже ритмично биться головой о стену, пол, перекладину своей кроватки. Хотя это и выглядит страшно и родителей пугает подобное поведение, едва ли ребенок сможет причинить себе вред таким образом. Чаще всего привычка совершать успокаивающие повторяющиеся движения проходит к возрасту 3 лет. Пока малыш не подрос, постарайтесь максимально обезопасить его — например, переместите на мягкий ковер, на котором кроха уж точно не расшибет лоб.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Если ребенок сосет палец или соску, вполне вероятно, что это тоже его способы снятия стресса. Когда так делают груднички, все выглядит мило. Когда же ребенок подрастает, умиление родителей сменяется тревожностью. Впрочем, явных поводов для беспокойства не появляется, если малыш завязывает с этой привычкой к 4 годам. Дальнейшее сосание пальца или пустышки уже может негативно сказаться на состоянии десен и создать проблемы с развитием речи.

Кроме пальцев, малыши тащат в рот грязь, песок, корм домашнего питомца. Все это нормально, так делают многие дети, а, повзрослев, они навсегда забывают об этих привычках. Ребенок может быть очень привередливым в еде, но несъедобные предметы исследуются именно ртом.

Нужно сводить ребенка к педиатру, если ребенок раскачивается, бьется головой о стену или выполняет другие повторяющиеся движения весь день напролет. Опасной может быть и ситуация, когда в поведении карапуза сразу много тревожных звоночков. Например, он не только жует несъедобные вещи, но и не особо привязан к родителям и братьям с сестрами, еще и страдает задержкой речи.

Совершение ритуалов

В возрасте 1-2 лет у малышей иногда появляются свои ритуалы, которые они выполняют каждый день. Например, некоторые тщательно и подолгу расставляют свои игрушки в ровную линию. Если этот порядок нарушается, малышу становится настолько обидно, что он может потерять над собой контроль и закатить истерику. Подобные ритуалы появляются по причине того, что у детей тоже есть потребность в постоянстве, в том, чтобы все было стабильно и хорошо. Само такое поведение абсолютно нормально, пока ребенок воспринимает это как игру — например, укладывает поезда на станции ровненько на ночь, чтобы они могли поспать.

Читаем также: Важность ритуалов в жизни ребенка и семьи

Если малыш укладывает плюшевых друзей на спинки или животики, чтобы им было удобно спать, очевидно, что он играет. В таком случае родителям не о чем беспокоиться. Тревожный звоночек — это одержимость ребенка выстраивать игрушки в определенном порядке при отсутствии интереса к играм. Родителей должно насторожить и то, что малыш погружается в свой придуманный мир, не хочет общаться с окружающими. Еще один повод показать ребенка врачу — это его желание непременно выполнить свой обычный ритуал, даже если для этого придется прервать еду или любое другое занятие.

Исследование своего тела

Маленькие дети часто ковыряют в носу. Ведь достать оттуда козявку — как найти скрытое сокровище. Потихоньку приучайте ребенка пользоваться носовым платком и салфетками, чтобы затем он смог избавиться от привычки ковырять в носу.

Еще дети изучают свое тело, особенно интимные места, что нормально. Основная проблема заключается в том, что ребенок заставляет родителей краснеть, если делает это перед их друзьями и знакомыми. Неприятные ситуации можно предотвратить, если объяснить чаду, что исследовать свое тело дома можно, но при посторонних этого лучше не делать.

Специалисты советуют не запрещать, но давать рекомендации по поведению: себя не принято трогать в садике, в магазине и в присутствии других людей. И, как правило, малыш склонен к этой привычке, если проводит много времени, скучая и не развлекаясь. Займитесь заполнением досуга ребенка, чтобы ему не было скучно.

Ненормальным является чрезмерный интерес к своему телу, постоянное желание потрогать себя — вместо того, чтобы поиграть с другими детьми, послушать сказку, посмотреть мультик.

Воображаемые и игрушечные друзья ребенка

Наверняка, практически каждый взрослый человек сталкивался с детьми, для которых игрушки – это вся Вселенная. Они укладывают их спать так, что не оставляют места для себя, или берут на все выходы из дома целый арсенал “друзей”. Есть малыши, которые общаются с придуманными в голове героями, невидимыми для окружающих. Существуют и такие ребята, которые выдумывают, что на даче их ожидает Карлсон.

Если исключить некоторые неловкие ситуации в обществе, подобная привычка – это естественная реакция взрослеющего крохи на то, что мир постоянно меняется. Не следует забывать и о богатейшей детской фантазии. Малышам трудно сразу адаптироваться ко взрослому и непонятному для них во многом миру, потому они создают для себя вполне комфортное место – воображаемый мир. Если взрослые признают и в чем-то поощряют такой мир своего чада, они тем самым подпитывают его активность к созиданию и творению, что уже очень хорошо. А ситуации, когда любимый “друг” теряется или отправляется в стирку, могут оказаться стрессом для малыша. Но и из этого положения есть выход. Для родителей это прекрасная возможность объяснить ребенку, что порой нужно обходиться без привычных вещей.

Чаще всего игры с воображаемыми друзьями у маленьких детей не выходят за рамки нормы, поэтому не требуют врачебного вмешательства. Однако если родители стали замечать, что каждый раз вместо встречи с настоящими друзьями малыш решает остаться дома играть с придуманными товарищами, тогда нужно обратиться к специалисту.

Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Игры с содержимым горшка и памперса

Маленький ребенок, который не так давно появился на свет и теперь активно изучает мир, интересуется буквально всем. Порой случаются и вовсе “мерзкие” на первый взгляд ситуации. Дитя справило свою нужду в подгузник, а после стянуло его, извлекло содержимое и активно лепит, рисует на стенах или вовсе дегустирует кал.

Дети чуть старше могут осуществлять подобные манипуляции и с содержимым горшка, если мама отвлеклась и вовремя не вынесла его. Взрослые часто придаются панике, крикам и приступам отвращения по этому поводу, но на самом деле причин для беспокойства нет. Для малыша фекалии – это новый материал для игр. Он был частью его тела, потому не представляет угрозы для ребенка (с позиции его самого).

Родителям просто нужно сделать фекалии не таким занимательным предметом. Чтобы отбить у ребенка желание лепить собственные экскременты, надо развивать и удовлетворять его тактильные потребности. Для этого замечательно подойдет детский пластилин или же тесто (специальное из магазина или домашнее для пирожков), кинетический песок, да хоть строительство замков из грязи – все это вполне насытят тактильные потребности ребенка. Другие нюансы – дело времени и техники родителей. За горшком потребуется почаще следить, а подгузник застегивать крепче (можно использовать хоть скотч 🙂 ) или заправлять внутрь одежды.

Странные вкусы детей

Частенько случается так, что маленькие дети поедают все то, что вызывает у взрослого чувство удивления и непонимания. Это может быть клубок пыли и шерсти, кусок мела, наполнитель туалета для кота, камушки на улице, контактные линзы, несъедобные растения и прочий мусор.

Родителям не нужно беспокоиться. Дело в том, что ребенок использует свой рот как важный инструмент для исследования окружающего мира. Поэтому часто то, что нельзя съесть, будет хотя бы облизано ребенком. Малыши часто что-то кусают, лижут или сосут – для раннего возраста это норма. Любой взрослый человек может припомнить у себя кончик ручки или ластика от карандаша во рту. Но вместе с тем взрослому человеку трудно признать, что кушать шерсть – это нормально.

Важно обратить внимание на тяжесть проявления привычки у крохи и ее частоте. Если ребенок очень часто поедает грязь или ворс с ковра, само собой, нужно обратиться к врачу.

Ковыряние в носу

Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри — особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации — раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».

Иные странные привычки

Случается и так, что детки путают день с ночью, а жару с холодом. Иногда они требуют одеть на них комбинезон в жаркое время года, а порой предпочитают бегать по квартире голышом. Другие малыши любят представлять себя песиком или кошкой, весело лая или мяукая, бегая на четвереньках, требуя миску и облизывая лицо. Родителям не стоит пугаться странностей ребенка. Это естественная стадия развития, которая предусматривает осознание окружающего мира и своего места в нем. Эта категория нормальна до тех пор, пока не мешает жизни. Следует просто пояснить, когда можно быть собачкой, а когда нет.

Взрослым потребуется лишь терпение, такая стадия скоро пройдет. А пока можно позволить малышу вволю проявить фантазию. У таких детей часто позже открываются способности к театральному искусству. Для поддержания “боевого духа” родителям можно снять небольшое видео странных пристрастий «щеночка», который требует внимания, скачет и гавкает по квартире. Спустя много лет этот смешной ролик очень здорово будет показать на свадьбе такого хулигана.

Читаем также:

  • Вредные и плохие привычки у детей до года — и такие ли они вредные на самом деле
  • 8 плохих привычек, которые мы прививаем детям
  • Что делать, если ребенок грызет ногти
  • Как отучить ребенка сосать пальцы

Дурные привычки – Школа доктора Комаровского

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Нормальные параметры роста и веса для ребенка 2 лет

Самый интенсивный период развития приходится на первый год жизни малыша, и если в это время мамочке ежемесячно помогают следить за развитием крохи врачи-педиатры, то на втором году жизни весь груз ответственности ложится на нее саму. В помощь родителям приведем таблицу значений, которым должен соответствовать вес и рост ребенка в 2 года.

Нормы для двухлетнего ребенка

Статистику развития детей ведут российские педиатры и сотрудники ВОЗ. Причем данные первых и вторых могут немного отличаться. Это обусловлено тем, что ВОЗ дает усредненные показатели детей всех стран-участников, то есть различных рас и национальностей, а педиатры – на уровне государства. Ни для кого не секрет, что среднестатистический рост азиатов ниже, чем европейцев. Подобная ситуация и с остальными параметрами тела.

Для большей точности приведем таблицы средних значений (между данными ВОЗ и российских педиатров) – роста, веса, обхвата головы и обхвата груди ребенка в 24 месяца.

Таблица 1. Параметры мальчиков в 24 мес.

Таблица 2. Параметры девочек в 24 мес.

Роль показателей роста и веса в оценке развития

Всем известно, что впервые размеры ребенка исследуют еще в утробе с помощью аппарата УЗИ, а после — в родильном зале. Их фиксируют на бирочке и в выписном листе. И все это неспроста, ведь это первые показатели, которые могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и отклонениях физического развития маленького человека.

Замеры, произведенные в роддоме, являются исходными: отталкиваясь от них, врачи и родители должны оценивать темпы роста малыша. И важны они не только в первый месяц жизни.

Существуют нормативы прибавки в весе и росте ежемесячно и ежегодно. В таблице выше обозначены средние показатели среднестатистического ребенка, но при рождении дети весят по-разному.

Возьмем двухгодовалого мальчика, который родился с ростом 45 см. Вполне нормально и логично, если его рост к 24 месяцам будет ниже среднего значения – например, 81см. Поэтому, родителям не стоит бить тревогу по каждому недостающему миллиметру и подгонять свое чадо под общие рамки.

Однако если расхождение довольно большое или вы излишне волнуетесь по этому поводу, лучше обратиться к врачу и обследовать малыша на предмет соматотропной недостаточности (нехватки гормона роста). Это заболевание легко лечится, если вовремя его обнаружить и начать соответствующую гормонотерапию.

«Нормальные» отклонения

Для того чтобы при каждом замере не бежать в больницу, обратите внимание на ряд факторов, влияющих на прибавку роста и веса мальчиков и девочек.

  • Гендерные различия. Природой заложено, что в большинстве случаев представители мужского пола крупнее женщин по всем параметрам. Поэтому родителям девочек не нужно чрезмерно волноваться, если их дочь окажется дюймовочкой.
  • Наследственность. Немаловажную роль в этом вопросе играет рост родителей. Если мама и папа высокие, скорее всего, ребенок тоже будет выше среднего роста. У невысоких же родителей чаще всего дети с низкими показателями, если, конечно, не унаследовали рост от высоких дедушек и бабушек.
  • Показатели при рождении. Как упоминалось выше, если ребенок родился маленького роста, вполне нормально, если в 2 года он будет ниже своих сверстников.
  • Скачки роста детей. Развитие детей идет скачками: в 1 месяц после рождения, в 3, 6, 9, 12 месяцев, в 1.5 года и так далее. Но это не значит, что ровно в 18 месяцев ребенок поправится с 11 до 12 кг. Кто-то достигнет этого показателя в 1 год и 4 месяца, а кто-то – в 1.5 года и 3 недели. Поэтому если в 2 года ваш малыш не весит положенных 5 килограмм, стоит провести контрольное взвешивание через месяц-другой – вполне вероятно, что он к тому времени перешагнет эту цифру.
  • Активность ребенка. Как известно, одни малыши отдают предпочтение спокойным играм, например лепке из пластилина или рисованию, а другие ни секунды не усидят на месте, даже переодевает их мама, гоняясь по всей квартире. Соответственно, энергозатраты у таких детей будут разными, и гиперактивный ребенок окажется стройнее.
  • Условия жизни малыша. Для нормального развития ребенок должен получать достаточное питание и много гулять на свежем воздухе. Соответственно, дети, проживающие в районах с неблагоприятными погодными условиями (например, районы Крайнего Севера) могут отставать в росте из-за недостаточного пребывания на солнце.

Что способствует нормальному развитию?

Помимо генетической предрасположенности на прибавку в весе и росте оказывают непосредственное влияние внешние причины и обстоятельства.

  • Важную роль играет питание малыша. Оно должно быть правильным, полноценным и сбалансированным. Если для детей организованного досуга (которые ходят в детские сады) программу питания разрабатывают специалисты на государственном уровне, то ребенку до двух лет, сидящему дома, меню составляет мама. Родителям нужно уделить достаточно внимания изучению таблиц суточного рациона для детей, чтобы чадо было ежедневно обеспечено набором необходимых питательных веществ, витаминов и микроэлементов.
  • Обязательно нужно соблюдать режим дня. Во-первых, соблюдение режима – подготовка ребенка к дальнейшей «взрослой» жизни, когда ему нужно будет вставать по утрам в садик и школу. Во-вторых, для нормального роста малышу нужно достаточно отдыхать и гулять на улице (особенно на солнце).

    Согласно исследованиям, максимальная выработка гормона роста происходит с 10 часов вечера до 12 часов ночи, в фазе глубокого сна. Поэтому нужно уложить малыша спать не позднее 21:00, чтобы к 22:00 он находился в глубоком сне.

  • Достаточная физическая нагрузка. Зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью ежедневного распорядка. Еще лучше, если родители смогут записать малыша на плавание или посещать групповые занятия семейным фитнесом.

Как ребенок набирает вес и прибавляет в росте в течение второго года жизни

На втором году жизни темпы роста малыша немного ниже, чем в первый год. Если к году ребенок прибавляет в росте около 30 см, то с первого до второго дня рождения – 10-12 см, то есть в среднем по 1 см в месяц. Но сроки с 12-го по 24-й месяц становятся условными. Малыш может не расти на протяжении 3-4 месяцев, а потом за месяц вытянуться на глазах, и метрика покажет отметку +5 см.

С прибавкой веса в этот период дела обстоят следующим образом: ежемесячно ребенок должен набирать в пределах 200 грамм. Нормой считается, если за второй год детки набирают около 2,5 кг.

Измеряя антропометрические показатели своего ребенка, родители должны отталкиваться от средних данных, приведенных в таблицах, воспринимать их как примерные, а не единственные нормальные. В любом случае, если вас беспокоят результаты замеров роста и веса вашего двухлетнего малыша, лучше обратиться за профессиональной оценкой к врачу-педиатру, чтобы поберечь свои нервы и не упустить ничего важного в развитии вашего крохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *