Ребенку 1 год 6 месяцев

Что должен уметь ребенок в 1 год

Свой первый юбилей ребёнок встречает подросшим, окрепшим и более сознательным. Он обладает присущими только ему личными чертами характера, имеет своё собственное мнение, предпочтения в играх и еде. Кроха стремится активно исследовать новые территории, и удержать его, практически, невозможно, ведь начинают проявляться такие качества, как настойчивость, и даже упрямство. Теперь родителям придётся считаться с мнением маленького человека, а зная, что должен уметь ребенок в 1 год, постараться направлять его в нужное русло.

Физиология годовалого малыша

Ребёнок в один год весит около 10 килограммов, и рост его составляет примерно 76-78 сантиметров, по сравнению с первыми месяцами жизни, он вырос втрое. Теперь, по причине активного времяпровождения, малыш будет расти медленнее, зато станет совершенствовать свои способности и приобретать новые умения.

Особенности изменений:

  1. К году у многих детей уже около 8-12 зубов, четыре из которых – коренные. Если даже появились ещё не все, это должно произойти в ближайшее время.
  2. Характерной особенностью детишек в это время являются их стопы, пока абсолютно плоские, так как в наличие остаётся подушечка из жира, исчезающая со временем. Несмотря на это, дети уже свободно встают из любых положений и могут ходить без опоры и помощи взрослых. В целом, большинство детей осваивает ходьбу к полутора годам.
  3. Малыши хорошо знают всех своих родственников, называют их по имени, откликаются на своё имя, бурно проявляя радость или огорчение, если предстоит расставание.
  4. Теперь день ото дня ребёнок будет становиться всё более самостоятельным, а копируя поведение старших, он вырабатывает и собственные манеры, поэтому родителям следует следить за своими действиями и не самыми лучшими привычками, чтобы потом не увидеть их повторение в поступках малыша.

Важное значение в этот период имеет правильное воспитание – если дети живут по определённому режиму, они быстро приучаются к дисциплине. В этом случае им проще объяснить смысл требований и табу на некоторые вещи. К сожалению, без запретов обойтись нельзя, к тому же, ребёнок и сам чувствует себя более защищённым, когда они существуют. В конце концов, установленные правила облегчают жизнь всей семьи, и оберегают здоровье и психику детей.

Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год достигло определённых высот, но родителям расслабляться рано, впереди ещё предстоит много работы над тем, чтобы маленький человек вырос не только сильным и умным, но и обладал такими важными человеческими чертами характера, как доброта, чуткость, сопереживание.

В физическом плане годовалый ребёнок шагнул далеко вперёд, причём в буквальном смысле. Некоторые ранние малыши, хотя это и редкость, сразу выбирают такой метод передвижения, как ходьба и, фактически, пропускают ползание.

Но рассматривая усреднённый вариант, следует перечислить следующие навыки, которые касаются большинства деток:

  • годовалые малыши очень подвижны – они много ползают, хорошо сидят, умеют вставать и садиться, делая это довольно ловко;
  • ходят дети, держась на руку папы и мамы, или опираясь на диван;
  • у многих получается сидеть на корточках и самостоятельно подниматься;
  • карапузы неплохо освоили подъём по лестнице и могут осторожно спускаться вниз, в том числе, слезать с возвышений;
  • речевые навыки ребёнка в 1 год значительно улучшаются – лексикон его составляет около 15-20 слов, правда иногда он путает слоги;
  • речь родителей малыши понимают безупречно и стараются повторять за ними все незнакомые слова;
  • годовалый карапуз уже вполне может ответить на обращённый к нему вопрос «Где» и «Кто», назвав имя или, показав пальчиком;
  • ребёнку можно доверить и некоторые дела, например, вытереть пыль, помочь маме накрыть на стол или помыть фрукты;
  • из нескольких кубиков ребёнок очень быстро построит башню, а рукой он уже может брать два мелких предмета, для манипулирования используя два пальца;
  • в год дети любят отыскивать и прятать игрушки, бросать их, разбирать на части;
  • детки в этом возрасте знают названия и внешний вид многих животных, деревьев, бытовых предметов;
  • они запоминают события, происшедшие 4-5 дней назад;
  • самостоятельно пользуются столовыми приборами, чашкой, зубной щёткой и расчёской.

Возрастает и социальная активность детей, они становятся более коммуникабельными и тянутся к общению со сверстниками. Взрослые бывают, по-настоящему, счастливы, наблюдая, какими проявлениями пополняется их эмоциональность – теперь они способны улыбаться, смеяться, научились обнимать и целовать папу и маму. При переизбытке чувств они целуют даже свои игрушки – любимых мишек и кукол. Чувства годовалых детей порою видны по их жестам и мимике, и родные, обычно, хорошо понимают этот язык.

Однако детки могут выражать не только довольство и положительные эмоции – они могут злиться и негодовать по поводу запретов, выглядеть расстроенными, когда папа уходит на работу, выказывать обиду, если их укладывают спать раньше времени. Малыши и сами неплохо разбираются в эмоциональном состояние отца и матери, определяя его по тону голоса и выражению лица, а из-за стремительного формирования у них долговременной памяти, часто демонстративно показывают обиду, запомнив недавние неприятные события.

Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 1 год, добавим, что он может танцевать и петь, с интересом изучать в зеркале своё отражение, знать предназначение многих домашних устройств, выполнять несложные просьбы и задания взрослых. Остаётся только подавать им хороший пример, чтобы чадо быстро впитало полезную информацию и претворило её в жизнь.

Как развиваются мальчики и девочки в 12 месяцев

Различия между способностями детей обоих полов, фактически, не различимы, но начинают сильно отличаться модели поведения. Когда встаёт вопрос, что должен уметь годовалый мальчик, логично ответить «всё», с той разницей, что он менее чувствителен, более самостоятелен, часто протестует, когда ему предлагают помощь. Ребёнок начинает чувствовать себя не просто личностью, но немного – мужчиной, который, собственно, и занят, по большей части, мужскими делами. Он много играет сам, любит машинки, конструктор, подвижные игры с мячом.

Надо ли это уметь в 12 месяцев девочке – разумеется, да, но малышка предпочтёт более спокойное времяпровождение за кормлением и переодеванием куклы, лечением зверей и подобными занятиями.

А вот естественный эгоизм развит у детишек обоих полов – они не понимают, почему надо отдать свою игрушку кому-то другому. И заставлять их это делать психологи не советуют, чтобы избежать скандала и истерики, лучше отвлечь ребёнка чем-то более интересным.

К одному году у детей также прочно входят в привычку навыки самообслуживания. Помимо использования ложки и чашки, они уже пользуются вилкой, откусывают и прожёвывают твёрдые кусочки, моют ручки, вытирая их полотенцем, осваивают горшок. Малыши уже вполне могут снимать с себя шапочку, верхнюю одежду, носочки и обувь на липучках. А чтобы быстрее одеваться, им нужна тренировка.

Что должен уметь делать ребёнок в год? Конечно, то чему его научат собственные родители, найдя для этого подходящее время и заинтересовав малыша. В основном, от них зависят достижения и неудачи годовалых детей

Совместные игры и занятия

У годовасиков следует развивать разные навыки и способности, уделяя внимания каждому пункту. В этом возрасте важно всё – физическое и творческое совершенствование малыша, формирование у него логического мышления, тренировка памяти и внимания.

Занятия и игры с малышом могут преследовать разные цели, но все они необходимы:

  1. Развитие двигательной функции, наверное, является одной из главных целей. Чтобы помочь малышу в этом непростом для него деле можно посоветовать родителям приобрести для малыша каталку в виде большой красивой машины или игрушечной коляски, которая будет стимулировать желание ходить, в то же время, являясь опорой для малыша.
  2. Среди игр, развивающих мелкую моторику, а также логику и память, можно выделить крупные мозаики и пазлы, конструкторы, игры-шнуровки, стаканчики, баночки и мелкие детали для складывания и пересыпания.
  3. Годовалым деткам уже подходят более сложные обучающие игрушки – фигурки-вкладыши, лабиринты, простые аппликации.
  4. Чтобы развить координацию и ловкость ручек и пальчиков крохи, используйте солёное тесто или пластилин. Конечно, ребёнок ещё не сможет слепить фигурку из этого материала, зато с удовольствием украсит раскатанную лепёшку мелкими элементами – ракушками, пуговками, цветными бусинками.
  5. Чтение – необходимый элемент не только развития, но и воспитания, поэтому читать ребёнку нужно ежедневно. Во-первых, он может запоминать новые слова, во-вторых, усвоит правильное произношение. Кроме того, изучение интересной и нужной информации повысит его интеллект и расширит кругозор.
  6. Дети с удовольствием займутся «игрой» на музыкальных инструментах, если подарить им барабан, детское пианино, ксилофон, маракасы, игрушечный бубен или гусли.
  7. Рисование маленькие дети очень любят, и это очень полезное для них занятие. В процессе создания своих необыкновенных шедевров, дети улучшают зрительную функцию, тренируют пальчики, учатся правильно воспринимать сочетание цветов, развивают воображение, память и мышление. К тому же, краски и карандаши – это отличные инструменты для детских экспериментов, главное, чтобы мама с папой были неподалёку.
  8. Хорошей тренировкой и, одновременно, игрой, станет и пальчиковый театр. В этом случае у ребёнка есть возможность самостоятельно создать героев из бумаги, картона или других материалов, а затем устроить настоящее представление. Такая игра задействует сразу несколько аспектов развития ребёнка.

Не стоит буквально понимать нормативные показатели того, что должен уметь 12 месячный карапуз, ведь многое зависит от желания и настоящей заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка. И здесь следует напомнить, что поможет выкроить время для совместных уроков и игр – правильно составленное расписание дня маленького человека.

Распорядок дня годовалого малыша

При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.

Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.

Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.

Развитие ребенка в двенадцать месяцев: видео

Представляя, что должен уметь ребенок в 1 год, и зная правила воспитания и обучения, родители, конечно, должны постоянно поощрять ребёнка к познавательной деятельности и стремлению делать всё самостоятельно. Но при этом нельзя забывать, что перед вами маленький ребёнок, который, по-прежнему, нуждается в родительской любви и ласке, и их не сможет заменить сухой, учительский тон.

Режим дня и питания малышей после полутора (1,5) лет

Подробности Категория: Режим и сон

Полуторагодовички… Шалунишки, капризули, неедяки, но все же такие умнички. От полутора до двух лет идет шлифовка и обработка данных, уже полученных нашими крохами. Для мамочек это очень ответственный период, ведь надо подготовить малышей к первому самостоятельному выходу в свет – к детскому саду. Правда, крохи еще ни сном ни духом, для них словосочетание «детский сад» не значит ровным счетом ничего. Пока не значит. Но мамы-то знают, что сейчас им особенно важно научить малютку кушать ложкой самостоятельно, проситься на горшок, надевать хотя бы какие-нибудь вещи. Что касается питания, то в четвертом полугодии жизни малыша оно, конечно, претерпевает некоторые изменения. Скажем так: становится более свободным для ребенка и спокойным для мамочки. Появляется возможность варьировать пищу в количественном отношении. Обед дается ребенку в несколько большем объеме. Так подготавливается способность организма получать в дальнейшем основную часть суточного рациона в первую половину дня. Таким большунам уже необязательно протирать пищу.

Однако основные принципы здорового питания остаются с нами и дальше:
• Жареные блюда в рационе по-прежнему не присутствуют.
• Пищу надо хорошо разваривать, тушить и разминать вилкой.
• Первое, утреннее, и последнее, вечернее, кормления должны состоять из сравнительно легко перевариваемых блюд. Их можно дополнять кефиром, простоквашей, детским молоком.

• Обед уже можно назвать полноценным, ведь он состоит из трех блюд: супа, сравнительно густого овощного пюре, мяса или рыбы в виде паровой котлеты, фрикаделек или фарша из отварного мяса, печеночного паштета. На третье желательны фруктовые и ягодные соки, протертые фрукты и ягоды, компоты, изредка кисель, освеженный соком.

В этот период взросления ребенку можно начинать давать перед едой салатики из натертых овощей и фруктов (тертая морковь с яблоками, вареная свекла со сметаной или лимонным соком, тертый огурец, очищенный помидор). Задача салата – возбудить аппетит и простимулировать пищеварение, но количество салатика пока ограничено (1-2 столовые ложки).
Напомним, что присутствие картофеля в питании малыша все еще незначительно. В день ребенку от полутора до двух лет требуется всего две картофелинки, каждая из которых равна детскому кулачку. Большое содержание крахмала в картофеле затрудняет его переваривание, особенно если в пюре не представлены другие овощи. Всего в сутки малышу желательно съедать -200 г различных овощей (без учета картошки).
«Кашки-малашки».
Это сытное и полезное блюдо появляется в детском питании в числе первых. Первыми из первых являются безглютеновые каши: рисовая, кукурузная, гречневая. У некоторых кашек (манной, овсяной) есть один недостаток: они содержат фитиновую кислоту, которая нарушает усвоение кальция и железа из пищи. Но овощи, которые ребенок ест в течение дня, устраняют этот недостаток.
Как правильно варить кашу?
Промытую крупу опускают в горячую воду и разваривают. Вначале лучше варить на воде, чтобы крупяные зерна хорошо разбухли, а затем добавлять молоко. Сваренная таким образом каша усваивается не только легче, но и более полно. Масло в кашу добавляют перед подачей на стол.
Первые обеденные блюда
Для малышей на втором году жизни обычно варят крупяные или овощные супы. Борщ или щи предпочтительнее, так как содержат больше овощей. Не следует увлекаться супами, вполне достаточно готовить их два раза в неделю. В детский суп не добавляют специй, приправ, зажарок, соусов. Необходимо включать в недельный рацион рыбный суп, а иногда молочный.
Вторые обеденные блюда
Как и раньше, второе обеденное блюдо – это, как правило, мясо или рыба (реже). Вид мясных блюд: фрикадельки, тефтели, паровые котлеты и т. п. Мясо: телятина, нежирная говядина или кролик, изредка курица.
Часто мамочки в целях экономии времени заменяют натуральное мясо колбасными изделиями, предлагая малышу на второе картошку с сосисками, сардельками, вареной колбасой. Поверьте, это не лучшая замена. В колбасных изделиях практически не содержится мясо – его там не более 7%, то есть, в 100г вареной колбасы или в 2-х сосисках содержится не больше 7г мяса! Так и до малокровия дойти можно. Кроме того, в колбасах много пряностей и соли, мясо довольно жесткое, а способность ребенка пережевывать пищу в этом возрасте еще недостаточная. Так что над основным приёмом пищи – обедом – мамочке придётся потрудиться. «Халтура» здесь «не прокатит».
Полдник сводится к молоку или кефиру с печеньем (булочкой) и фруктовому или ягодному пюре. Допустимы творожные блюда, если их нет в другие кормления.
Общее ежедневное количество пищи варьирует в пределах 1100-1300 г.
Малыша необходимо поить обычной водой для питья. Молоко и кефир не являются питьем. Они входят в состав пищевого рациона. Заменять воду соком также нельзя, поскольку он имеет определенный запас углеводов.

Примерное меню для детей в 1,5-2 года

Игрушки для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Игрушки для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев

КАКИЕ ИГРУШКИ МНЕ НУЖНЫ

Детям этого возраста необходимы условно-образные игрушки. Для самостоятельной игры хороши куклы и игрушки-животные, сделанные из мягких материалов, лучше яз ткани разного цвета и разной фактуры. Они могут быть объемными и плоскими. Наи­более удобны для детей такого возраста игрушки размером от 15 до 30 см. Неудобны для малышей куклы с жесткими ногами и руками, которых нельзя завернуть в пеленку, посадить на стул, положить. Желательно, чтобы в распоряжении детей были разные игрушки одного названия: малыши могут сравнивать их, обоб­щать, совершать с ними игровые действия.

Кроме кукол и игрушечных животных из мягких материалов, детям нужны плавающие игрушки (рыбки, утята), куклы-голыши для игр с водой, фигурки кукол и животных из пластмассы, рези­ны, дерева размером 10—15 см для игр с песком, водой, строитель­ным материалом.

Для показов-инсценировок необходимо иметь одну-две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными), а также несколь­ко персонажей кукольного театра (кошка, петушок, собачка).

Необходимы малышам игрушки, изображающие знакомые предметы быта. Игрушечная мебель должна быть удобна для уса­живания, укладывания кукол, игрушечных животных. Это стол, стул, кроватка, полка или шкаф для посуды, разнообразные тарел­ки, чашки, ложки, кастрюли. Игрушечная посуда и мебель по раз­меру близки к настоящей детской мебели и посуде, но они должны быть более легкими. Для хранения игрушечного постельного белья можно использовать сундучок с безопасной крышкой.

Для совершенствования ходьбы, двигательных умений детей, а также развития игры им нужны технические игрушки: устойчи­вые кукольные коляски, машины с кузовом, легковые машины средних размеров, заводные машины, тележки, каталки. Для сю­жетных игр в этом возрасте необходимы строительные наборы.

Полуторагодовалому малышу можно дать пирамидку из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем—из пяти уменьшающихся по величине ко­лец. Очень удобна для первых игр пирамидка с конусообразным стержнем. На такой стержень (в отличие от палочки цилиндриче­ской формы) ребенок не сможет надеть сначала маленькое кольцо: у него маленькое отверстие, и оно не пройдет до конца стержня. Прежде ему надо будет надеть большое кольцо с большим отвер­стием. Так сама игрушка направляет и контролирует правиль­ность действий ребенка. По такому же принципу сделаны мудрые народные игрушки-вкладыши: нарядные матрешки, бочата, яйца, коробки, корзинки и т. д. С ними можно заниматься подолгу.

Открыть такую игрушку маленькому ребенку непросто, но если по стараться, то он получит вознаграждение за труд в виде новой красочной игрушки: маленькой деревянной или пластмассовой фигурки (зайчика, цыпленка). Так же непросто, но интересно по­добрать детали по размерам, соединить и спрятать одну игрушку в другую.

Сначала ребенку дают игрушку с одним вкладышем (большая матрешка, а внутри еще одна поменьше). Затем количество вкла­дышей увеличивается (до трех к концу второго года жизни).

Детям этого возраста необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители. Нужна кукла более подвижная, детализированная (с пальчиками на ру­ках и ногах и т. п.) — от этого она становится более похожей на человека. Её можно посадить, провести по полу, уложить на кро­вать. Для сюжетных игр необходимы куклы из мягких пластмасс, а лучше — из ткани, с нарисованными крупными глазами, волоса­ми в виде лепного парика или короткой стрижки, в простой неснимающейся одежде, размером от 10 до 35 см. Нужны фигурки из разных материалов длиной от 7 до 15 см (из резины, пластмассы, дерева).

По мере обогащения опыта ребенка увеличивается количество предлагаемых ему игрушек-животных: это могут быть мишка, ежик, зайка, игрушечные насекомые — жук, бабочка.

Игрушки, изображающие предметы быта, также становятся бо­лее разнообразными, поскольку ребенок знакомится с использова­нием многих новых вещей по их назначению (кухонная плита, умывальник, доска для глажения, дополнительная посуда — чай­ник, чашки с блюдцами, кастрюли). Постельные принадлежности для игры в этом возрасте — не только простынки, но и матрац, по­душка, одеяло. Добавляются новые виды технических игрушек: ав­тобус, трамвай, заводные машины. А поскольку дети становятся более ловкими, им можно предложить для игры машины с сидень­ями, лошадок с седлами, санки.

Для того чтобы поднять игру на более высокий уровень, важно наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. От­сутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребенка. В возрасте от 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев происходит качественный скачок в развитии активной речи малы­ша. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заме­няющих хорошо знакомые им предметы, постарайтесь создать ситуацию, в которой малыш окажется перед необходимостью обо­значать предметы-заместители и действия с ними словами. Заме­стителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кру­жочки, колечки диаметром 3—5 см, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы, любимые детьми лакомства — конфеты, яб­локи и др.

В этом возрасте детям нужны деревянные кубики с понятными им изображениями. Поворачивая кубик, ребенок встречается с но­вой картинкой, называет знакомый предмет. К концу второго года жизни малышам предлагают первые настольно-печатные игры ти­па разрезных картинок (соединяя две части, ребенок получает це­лую картинку, изображающую хорошо известный предмет: мячик, ведерко, морковку и др.).

Развивающие игры для детей 1,5 года и старше. Развитие моторики и не только

Продолжаю серию статей «Развиваем сенсомоторные навыки». Сегодня – подборка развивающих игр, которые очень полезны детям от 1,5 лет не только для развития моторики, но и наблюдательности, воображения, цветовосприятия, ассоциативного мышления.

Первым делом хочу заметить, что большинство занятий, о которых я писала в предыдущих статьях, по-прежнему остаются интересными для малыша и после 1,5 лет. Например, такие как сортировка предметов, разрезание овощей, сбор пирамидки и другие.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ – ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 – ЧИТАТЬ

Итак, что нового можно добавить:

1. Подбирать крышки к баночкам

Прежде чем играть, вам нужно будет провести ревизию всей косметики и лекарств, чтобы найти баночки и тюбики с крышками самых разных диаметров, и приложить все усилия, чтобы освободить их для игры

Перед занятием сложите все баночки в одну сторону, а крышки – в другую, а затем со словами «Эта подходит, эта не подходит» начинайте поочередно подбирать пары. Сначала берите для игры не больше 3-4 баночек с крышками, существенно различающимися по диаметру, потом постепенно усложняйте игру, добавляя все новые экземпляры. От этой развивающей игры двойная польза: малыш учится ориентироваться в размерах, а заодно оттачивает полезное умение по открыванию/закрыванию крышек.

2. Играть в лото

Кому-то может показаться, что для 1,5-годовалого ребенка еще слишком рано играть в лото, но это не так, он вполне может с ним справиться.

В зависимости от того, какое лото вы выберете, оно может быть полезным при изучении названий цветов, животных, фруктов, овощей, транспорта, геометрических фигур и т.п. Ведь во время игры вы будете проговаривать все наименования (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ).

Самый первый вариант игры, который вы можете попробовать, — это просто вместе с малышом подбирать карточки к игровому полю с картинками. Когда такое занятие немного приестся ребенку, можно попробовать его разнообразить, например, таким образом: кладем игровое поле на стульчик, а карточки – в другую часть комнаты. Затем говорим малышу: «Давай поможем чебурашке собрать лото. Но карточки так далеко! Будем вместе возить их на машине!» И затем начинаем вместе с ребенком и чебурашкой загружать карточки в машину и отвозить их к назначенному месту. Можно не сразу доставать все карточки, а подкладывать их партиями, чтобы малышу пришлось сделать несколько заездов. Скорее всего, ребенку очень понравится такая версия игры.

Малышам чуть постарше (ближе к 2 годам) становится интересно играть с каким-нибудь партнером: к примеру, мама дает одно игровое поле малышу, а второе – мишке или папе, затем, доставая поочередно карточки, начинает спрашивать «у кого есть лошадь? а у кого корова?». Желательно доставать карточки так, чтобы ребенку не приходилось подолгу ждать своей очереди (иначе он заскучает) и в то же время, чтобы он учился быть терпеливым во время хода другого участника. В общем, оптимально, если участники будут получать карточки поочередно:)

3. Играть с рамками-вкладышами без дублирующих картинок

Начинать знакомство с рамками-вкладышами, конечно, лучше всего с таких рамок, где в прорези на заднем фоне для малыша есть картинки-подсказки (). Но, если ваш малыш с такими уже хорошо знаком, примерно с 1,5 лет (или даже пораньше) задачу можно усложнять и использовать в своих играх рамки без дублирующих картинок (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Т.е. при подборе вкладыша ребенок будет ориентироваться исключительно на форму проема.

Рамка-вкладыш может стать незаменимым помощником и при изучении геометрических фигур. Во время занятий с рамкой постоянно озвучивайте названия фигур, и ребенок, играя, незаметно запомнит их все.

Еще более продвинутыми вкладышами для малыша станут досочки Сегена. Эдуардом Сегеном были придуманы вкладыши разных видов, но в наше время особенно популярными стали вот такие, какие вы видите на фото ниже (отдельные досочки разных цветов и с прорезями разной геометрической формы). Играя с такими досочками, ребенок будет не только соотносить форму вкладыша с рамкой, но и их расцветку. Таким образом, ребенок учится подбирать фигуры, опираясь сразу на два свойства!

В продаже можно встретить однотонные досочки и досочки с узорами.

Из бумаги и картона можно сделать бумажный аналог рамки-вкладыша, ребенок с не меньшим удовольствием будет прикладывать картонные фигурки к их очертаниям (а если уже освоил клей, то и приклеивать). Либо можно приобрести готовое пособие, например «Школа семи гномов. Квадратик и кружок». Несмотря на то, что на пособии указана возрастная категория «от рождения до года», считаю, что оно замечательно подходит именно для этого возраста.

4. Собирать пазлы

Собирать пазлы (Лабиринт, My-shop, KoroBoom) чрезвычайно полезно и для развития моторики, и для развития ассоциативного мышления, внимания. Естественно, начинать нужно с небольшого количества деталей – 2-6 штук. Если речь идет о пазлах, которые собираются на фоне дублирующей картинки (т.е. у малыша есть подсказка), то можно попробовать взять даже большее количество деталей – до 9-12.

Собирая пазл вместе с малышом, обязательно объясняйте логику своих действий: «Давай сначала найдем голову, смотри, с этой стороны не хватает уха, давай найдем где ухо… Теперь поищем туловище». Именно такой логикой удобнее руководствоваться малышу в этом возрасте. Собирать пазл с ориентировкой на рядом лежащую картинку для ребенка пока трудновато. Естественно, вам придется много раз проговорить, что куда нужно прицепить, прежде чем малыш уловит суть.

Когда я впервые показала дочери пазлы, она просто влюбилась в них, скажу больше, у нее началась настоящая «пазломания»:) Месяца полтора сбор пазлов был у нас обязательной ежедневной процедурой, едва проснувшись и позавтракав, Таисия скорее тянула их с полки. Было очень интересно наблюдать за каждодневным прогрессом в ее действиях: все с большей легкостью она отыскивала нужные детали и все точнее соединяла их. (Но без моей помощи, конечно, еще не обходилась).

5. Конструировать из кубиков

Наверняка, ваш малыш уже имеет первый опыт строительства – вы не раз составляли кубики один на другой, сооружали башни. Постепенно игры с кубиками (Лабиринт, KoroBoom, My-shop) можно делать все более разнообразными, вводить новые варианты построек. Вот что вы можете соорудить вместе с малышом:

  • Поезд
  • Заборчик
  • Скамеечка
  • Лесенка
  • Ворота
  • Дорожка

Чтобы малышу было интересно, старайтесь обыграть любую постройку, провести небольшую сюжетную игру. Например, построив лесенку, покажите, как по ней взбирается мишка. Наглядно продемонстрируйте, что заборчик нужен для того, чтобы лошадка не убежала. Закончив со строительством поезда, рассадите на него игрушки и вместе наблюдайте за их веселой поездкой.

Скорее всего, у малыша поначалу будет плохо получаться делать постройки самостоятельно, вам нужно будет подсказывать ему, куда ставить тот или иной кубик. Вообще первые подобные занятия с кубиками ориентированы даже больше на развитие пространственного мышления, чем на моторику, т.к. малыш впервые сталкивается с совершенно новыми вариантами конструкций. Когда я впервые стала объяснять дочке, что кубики можно ставить не только друг на друга, но и рядом тоже, она была просто в ступоре. Тася настолько привыкла к этой однотипной башенной постройке, что лесенка была для нее разрывом шаблона. Развивайте ребенку фантазию, побольше придумывайте нестандартных решений, вовлекайте сюжетные игрушки в ваши игры!

6. Играть с конструктором

Наконец, малыш не только перекладывает детали конструктора (Озон, My-shop) с одного места на другое, но и начинает интересоваться тем, как можно их сцепить друг с другом! На первый взгляд может показаться, что кубики и конструктор – это примерно тоже самое. Но на самом деле во время игры с конструктором оттачиваются совершенно новые моторные навыки. Ребенку необходимо не просто поставить деталь, но и повернуть ее под определенным углом, попасть точно в пазы.

После того как малыш освоит саму технику сцепления деталей, можно начинать конструировать примерно те же самые сооружения, что и из кубиков.

Замечательно, когда в наборе с конструктором есть зверушки, машинки, девочки и мальчики, вовлечение их в игру значительно повышает интерес малыша!

7. Учиться ориентироваться в двух свойствах одновременно

Разложите перед малышом несколько фигур (можно использовать как объемные (например, блоки Дьенеша как на фото), так и вырезанные из картона), рассматривайте и называйте их: «Смотри, это красный треугольник, а это синий квадрат и т.д.». А потом, предложив на выбор ребенку 3-4 фигуры, попросите показать какую-то одну, например, красный квадрат. При этом сначала вы можете делать его выбор довольно простым, т.е. все остальные фигуры будут заведомо некрасными, и не квадраты.

Затем задачу можно усложнять и добавлять, например, квадраты, но других цветов и т.д.

8. Играть в магнитную рыбалку

Разновидностей детских рыбалок в продаже существует немало. Самая первая рыбалка, которую можно купить малышу – это магнитная (KoroBoom, Озон, My-shop). С ней ребенок уже вполне может справиться. Только при покупке обязательно обратите внимание на то, чтобы веревочки на удочках были не слишком длинными. В противном случае ребенку, только начинающему осваивать рыбацкое искусство, придется нелегко

9. Играть в мозаику

Ну и еще одна полезная игрушка, которую можно приобрести для полуторагодовалого ребенка – это мозаика (My-shop, KoroBoom). На данном этапе понадобится мозаика с самыми крупными деталями. Показывать малышу, как делать цветочки и солнышки, конечно, можно и нужно, но поначалу ребенка в основном будет интересовать сам процесс прикрепления деталей, и он будет увлеченно заполнять ими все доступное пространство на поле.

Вот и все. Надеюсь, наша подборка игр оказалось для вас полезной. А во что вы играете со своим малышом? Поделитесь своими идеями!

Искренне ваша, Яна Разначенко

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ

ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)

Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов

Среди различных умений, которые были освоены в этом возрасте, наиболее радостным для меня было то, что Таисия научилась скреплять детали Lego и вообще начала проявлять существенный интерес к конструктору. Уже давно мне не давал покоя подаренный на 1 год конструктор-зоопарк, хотелось самой вдоволь в него наиграться

Ладно, не буду отступать от темы, про конструкторы подробно я писала . Вернусь к тому, во что еще можно поиграть с ребенком 1,5 лет. Все представленные в этой статье игры и развивающие игрушки не новы, о них я уже писала ранее, здесь же они собраны в виде короткого конспекта, в который удобно заглянуть при необходимости. Чтобы прочитать подробнее об игре, нажимайте на ссылку.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры для детей 1,5 лет:

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Подбираем крышки к баночкам;
  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: My-shop, KoroBoom

  • Собираем пазлы из 2-6 частей;

Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop

  • Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
  • Играем с конструктором;
  • Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Уже знакомые игры:

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

  • Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
  • Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)

  • Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
  • Играем с водой;

  • Просеиваем крупу через ситечко;

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)

  • Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
  • Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
  • Играем в лото;
  • Собираем грибы / ягоды;
  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

  • Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
  • Играем со шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

  • Возим каталку;
  • Чистим вареное яичко;
  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)

  • Играем с сенсорными коробками;

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;
  • Лепка из пластилина.

3. Рисование

4. Аппликация

5. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
  • Делаем первые ариткуляционные упражнения;
  • Делаем первые дыхательные упражнения;
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;

6. Чтение книг

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

7. Первые уроки

  • Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
  • Изучаем цвета;
  • Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;
  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

8. Первые сюжетные игры

9. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;
  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

10. Двигательная активность

  • Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики;
  • Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
  • Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);

11. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.

Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.

На этом все. О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!

На обновления блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *