Ребенок 8 месяцев не ест

Содержание

Что делать, если ребёнок не ест прикорм: мнение Комаровского

Когда грудничку исполняется полгода, приходит время постепенно знакомить его со взрослой пищей: овощами, фруктами, кашами, кисломолочными продуктами и мясом. И здесь новоиспечённые мамы часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не ест прикорм. Комаровский Евгений Олегович — известный педиатр — посвятил этому вопросу целую главу в своей книге и выделил основные тезисы для «подбора ключика» к желудкам маленьких гурманов.

Показатели для введения прикорма

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения и ведущих педиатров, оптимальный возраст для прикармливания малыша новыми продуктами — 6 месяцев. К этому времени у большинства деток есть уже хотя бы один зуб, что также считают одной из причин готовности попробовать что-то ещё, кроме грудного молока или адаптированной смеси. Если грудничок не ест прикорм, может быть, он ещё не готов психологически или физиологически. Есть ряд параметров, по которым это можно определить:

  1. Кроха способен сидеть и удерживать ложку в руке.
  2. Наблюдается угасание рефлекса выталкивания пищи.
  3. Желудочно-кишечный тракт нормально реагирует на введение новых продуктов.
  4. Малыш проявляет пищевой интерес, стремясь попробовать что-нибудь со взрослой тарелки. Если ему это не удаётся — расстраивается и любыми способами продолжает попытки добыть мамину еду.

Причины отказа от новой пищи

Проанализировав факторы готовности крохи расширить свой рацион, можно выделить причины, по которым ребёнок отказывается от прикорма. Комаровский Е. О. объясняет плохую реакцию на новые продукты:

  • чрезмерно ранним прикармливанием (до 4-х месяцев), когда в желудке младенца ещё нет пищеварительных ферментов для усваивания взрослой пищи;
  • сохранением младенческого рефлекса выталкивания твёрдой еды;
  • отсутствием пищевого интереса, если родители ранее не демонстрировали малышу собственным примером, что блюда из их тарелки — это приятно и вкусно;
  • плохим самочувствием ребёнка во время начала прикорма, связанным с прорезыванием зубов, коликами, реакцией на прививку и др.;
  • формированием отрицательного отношения к новой еде из-за слишком настойчивых попыток мамы накормить ею малыша;
  • первым негативным пищевым опытом, когда, к примеру, овощное пюре было горьковатым или каша — слишком густой.

Правила перевода на «взрослый стол»

Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов. Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

  1. Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
  2. В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков — 6 месяцев.
  3. Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
  4. Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
  5. Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем — основная.
  6. Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
  7. Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
  8. Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
  9. Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
  10. Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом — 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

Последовательность введения продуктов

Среди педиатров и учёных-диетологов нет единого мнения касательно порядка продуктов в прикорме. Хотя в целом рацион грудничка общепризнан и должен состоять из:

  • овощных пюре;
  • творога и кисломолочных продуктов;
  • молочно-крупяных каш;
  • мясных (рыбных) блюд и яичного желтка.

А вот схема введения продуктов может быть разной в интерпретации разных авторов.

Педиатр Евгений Комаровский, отталкиваясь от наименьшей вероятности возникновения негативных реакций, рекомендует начинать с кисломолочных продуктов. Оптимально — с нежирного кефира или кефира с детской молочной кухни, приходящегося на второе кормление. Такой выбор объясняется способностью кисломолочных бактерий улучшать пищеварение, уменьшать вероятность кишечных инфекций и минимизировать нагрузку на незрелую печень грудничка.

Для первой пробы достаточно двух-трёх чайных ложек. При отсутствии негативных реакций, порцию в течение недели следует увеличивать в геометрической прогрессии. На 4-й день в кефир можно подмешать творог, главное — выбирать свежий и качественный продукт. Можно добавить немного сахара, если в чистом виде ребенок отказывается есть.

Для постепенной замены второго кормления педиатр советует выбрать молочно-крупяные каши, лучше начать с гречневой, овсяной и рисовой. Их можно как варить самим, так и покупать готовые — в отделах детского питания. Разницы в их полезности нет, ориентируйтесь на то, в каком виде каша больше нравится ребёнку. Самостоятельно готовить молочную кашу лучше, используя не коровье молоко, а детскую смесь.

В возрасте 8 месяцев пришла пора пробовать овощи и фрукты. Начать можно с овощного отвара, овощного пюре, а фруктовые ввести позже. Затем в рацион следует постепенно включать супы на нежирном мясном бульоне, мясные и рыбные продукты, желток яйца.

Не стоит зацикливаться на прикорме, все же он преследует цель не заменить еду сразу, а познакомить с ней.

Кроме рекомендованных правил, нужно прислушиваться к собственной интуиции и своему ребёнку. И тогда приучение крохи к общему столу пройдёт спокойно и с удовольствием для всех.

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

  • младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;
  • рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
  • нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Почему ребёнок плохо ест прикорм?

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

  • чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
  • если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
  • малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
  • при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
  • если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
  • ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Грудное вскармливание

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Правила введения прикорма

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Малыш не хочет есть с ложки

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *