Ребенок редко писает

Дети никогда не имеют стабильных физических показателей, и чем младше ребенок, тем больше могут они варьироваться. В определенном возрасте у ребенка может быть достаточно редкое мочеиспускание. В таких ситуациях большинство родителей задаются вопросом: что не так со здоровьем малыша?

В поисках причин редкого мочеиспускания у ребенка, начинать стоит с понимания самого процесса и его норм.

Мочеиспускание — процесс фильтрации и выведения из организма мочи путём произвольного сокращения мышц и опорожнения мочевого пузыря. В мочеиспускании существует два важных процесса — фильтрация и абсорбция (всасывание). От активности и слаженности этих процессов зависит качество мочеиспускания.

Частота мочеиспускания неодинакова в разных возрастных группах. Почки человека — один из немногих органов, развитие которых возможно и вне утробы матери. Корковое и мозговое вещество почек может развиваться в течение нескольких лет и вышеупомянутые процессы абсорбции и фильтрации протекают со своими особенностями в каждом возрастном периоде.

Прерывистое мочеиспускание у ребенка является поводом для обращения к специалисту. Не стоит медлить, так как любая острая патология мочевыводящих путей приводит к усиленной интоксикации организма и может осложняться острыми воспалительными процессами других органов и систем. Кроме того, невылеченная патология почек и мочевыводящих путей часто перерастает в хроническую и беспокоит человека в течение всей жизни.

Чтобы понять грани патологии, нужно разобраться с тем, что принято считать нормой. Согласно данным, принятым в ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), нормы мочеиспускания у детей следующие.

Возраст ребенка Частота МИ в норме, раз в сутки
1–5 сутки жизни 4–6
До 6 месяцев 20–25
6-12 месяцев 15–20
1–3 года 10–12
3–5 лет 7–10
5-7 лет 7–10
7- 9 лет 7–10
9–11 лет 5–7
11–13 лет 5–7

Соответственно, уменьшение частоты мочеиспусканий по сравнению с нижней границей возрастной нормы может считаться редким мочеиспусканием.

Почему может изменяться частота мочеиспусканий?

Рассматривая этот вопрос, нужно выделить два основных критерия — возраст ребенка и физиологичность. Если с первым все относительно понятно, то второй может вызвать вопросы.

Физиологичность проблемы редкого мочеиспускания — это причины, не связанные с заболеваниями ребенка. Патологичность — противоположное физиологичности значение, указывающее на наличие заболевания.

Далее причины редкого мочеиспускания у детей будут рассматриваться с точки зрения обоих критериев.

Физиологические причины

1. В периоде новорожденности и младенчества, когда ребенок находится на однокомпонентном вскармливании (молоко или смесь), причиной редкого мочеиспускания может быть повышенная жирность молока матери. Жирное молоко может также служить причиной редкого стула у малышей. Единственный действенный способ избежать таких проблем — это регулярная смена кормящей груди. Первичное молоко, то есть молоко из «новой» груди является наименее жирным. Также допустимо допаивание.

2. В период с 6 месяцев и дальше причиной может быть как физиологическая смена ритма мочеиспускания у ребенка, так и нарушение диеты. В последнем случае нужно отрегулировать калорийность питания и количество потребляемой жидкости.

3. Любое инфекционное заболевание, не только воспаление мочевыводящих путей может сопровождаться значительным уменьшением мочеиспускания. Высокая температура тела, приводящая к обезвоживанию, и как следствие, редкое мочеиспускание. Недостаточное возмещение жидкости при её потере не позволит организму избавляться от токсинов. Именно поэтому всем известно утверждение о том, что при болезнях с высокой температурой надо как можно больше пить.

Патологические причины

Они объясняют чаще всего уже именно задержку мочи — невозможность самостоятельного опорожнения мочевого пузыря (которая называется — задержкой мочеиспускания).

Существует более десятка причин, из-за которых может возникнуть это довольно болезненное состояние. Это у взрослых. У детей же таких причин намного меньше, но в отличие от взрослых сократительные возможности мочевого пузыря у детей относительно невелики, поэтому задержка мочи намного легче вызывается.

Задержка мочи может возникнуть вследствие ряда весьма разнообразных причин:

  • препятствия к оттоку из мочевого пузыря;
  • воспалительных процессов в мочевых путях;
  • заболевания нервной системы;
  • факторов токсического или рефлекторного характера.

Среди причин, препятствующих оттоку мочи из мочевого пузыря, можно отнести заболевания почек как врожденные, так и приобретенные.

О врожденных патологиях родители, как правило, узнают в первые месяцы. К примеру…

Ребенку уже сутки, а он ни разу не помочился? Нужно обязательно сообщить об этом врачу, скорее всего при осмотре полового члена там, где должно быть наружное отверстие уретры, врач обнаружит небольшое углубление, прикрытое тонкой пленкой — это не рассосавшийся остаток эмбриональной уретры. Ее удаляют тонкоконечным инструментом, и у ребенка сразу же наступает мочеиспускание.

Также врожденный фимоз может быть причиной затруднения мочеиспускания у маленьких детей. Обычно матери сами обращают внимание врача на эту причину задержки мочи — они рассказывают, что во время мочеиспускания ребенок напрягается, становится красным и видно, как у него раздувается мочой препуциальный мешок. Это происходит оттого, что просвет наружного отверстия препуциального мешка уже просвета уретры. В случае присоединения инфекции, при остром баланопостите, затруднение мочеиспускания становится еще более выраженным в результате отека слизистой крайней плоти. У некоторых детей наблюдается при этом полная анурия.

А к приобретенным стоит отнести парафимоз — заворачивание крайней плоти с ущемлением головки полового члена. При этом заметно расширяется крайняя плоть, в надлобковой области при поглаживании ощущается переполненный мочевой пузырь. Моча же при этом или задерживается или выделяется прерывисто, малыми порциями. Диагноз ставится без затруднений. Еще одной из причин задержки мочи — некое препятствие в мочеиспускательном канале. Это состояние может быть обусловлено рядом причин… Например, травмой мочевого пузыря. Дети в играх неосторожны. Поэтому удар в промежность при игре в футбол, драке, даже без видимых признаков повреждения уретры вначале (уретроррагия!), может спустя несколько часов вследствие развития отека вызвать острую задержку мочи. Также препятствием оттока может явиться закупорка камнем мочеиспускательного канала. Некоторые причины типичны для детей, например, задержка мочи у мальчиков раннего возраста после форсированного растяжения врожденной узкой крайней плоти и одновременного разрушения врожденных спаек между крайней плотью и головкой, а также после рассечения узкого наружного отверстия при легких формах гипоспадии. Острая задержка наступает здесь в ответ на сильные боли при первых попытках к мочеиспусканию после вмешательства. К редким причинам задержки мочи у мальчиков относятся опухоли мочевого пузыря (миксосаркома) и предстательной железы (саркома). В этих случаях состояние сопровождается резкой болью при мочеиспускании. Задержка мочи вследствие сдавления уретры может возникнуть при опухолях, исходящих из малого таза; редко анурия наступает при врожденной стриктуре уретры.

Инфекционные заболевания мочевыводящих путей

Для них характерно не столько редкое, сколько прерывистое мочеиспускание у ребенка. У маленьких детей задержка мочи может произойти при целом ряде острых инфекционных заболеваний. У маленьких детей острый цистит зачастую протекает своеобразно. Если острый цистит у взрослых сопровождается частыми позывами к мочеиспусканию, то в детском возрасте он может быть причиной острой задержки мочи. Из рассказов родителей выясняется, что ребенок жалуется на боли внизу живота, не мочится, плачет, когда ему подают горшочек, держится рукой за половой член (если речь идет о мальчике). При попытке пальпации живота маленький пациент, в связи с болями, плачет и напрягает брюшную стенку, вследствие чего не удается определить растянутый мочевой пузырь. Моча у детей, больных острым циститом, часто окрашена кровью, что может привести к ошибочному диагнозу острого нефрита (чему способствует и ложная альбуминурия). Воспаление почек или нефрит характеризуется резким уменьшением количества выделяемой мочи и изменением ее окраски — из-за повышенного количества лейкоцитов она становится мутной. Появляются и другие признаки: отечность лица, тела и конечностей, сильная боль в пояснице, субфебрильная температура.

Нередко задержка мочи у детей зависит от заболеваний нервной системы, в частности, спинного мозга. Чаще всего это происходит при сдавлении спинного мозга у больных туберкулезным спондилитом, при травме позвоночника, миелитах. Как задержка мочи, так и ее недержание встречаются при остром менингококковом и туберкулезном менингитах. Блюм (Blum) и Гохвард (Gohvard) описали такие случаи у двух мальчиков в возрасте 13 и 15 лет вследствие очагов полиомиелита в сакральном отделе спинного мозга. Проблемы с мочеиспусканием у детей могут возникать также вследствие травм спинного и головного мозга (сотрясение, перелом). В таких случаях на весь период восстановления и лечения травмы ребенку ставят катетер мочевого пузыря. Также, истерические припадки могут вызывать как недержание мочи, таки и её острую задержку. Устранение припадка или неврологического синдрома возобновляет самостоятельное мочеиспускание. При этом будут наблюдаться симптомы, характерные для неврологических патологий — тики, параличи и парезы. При психических нарушениях в глаза сразу бросаются нарушения сознания и поведения.

Рефлекторная задержка мочи у детей встречается самых различных состояниях. Долгое вынужденное воздержание от мочеиспускания. После него возникает рефлекторный спазм мочевого пузыря и мочевыводящего канала, которое вызывает задержку мочеиспускания у детей. Зачастую это состояние проходит само по себе, но если оно длится долгое время и приносит сильные болевые ощущения, прибегают к катетеризации мочевого пузыря. При этом могут возникать болезненные позывы и напряжение стенок мочевого пузыря, ощущаемое как спазм. Рефлекторная задержка мочи может наблюдаться при остром аппендиците, глистной инвазии (например, при аскаридозе) и ряде других причин.

Как помочь ребенку?

Понятно, что, не выяснив первопричины этого состояния, существенную помощь страдающему человечку, оказать трудно. Говорить можно лишь о временном облегчении. А это как раз и требуется сделать до приезда врача, который решит, что же делать дальше (поставить катетер, осмотреть, назначить обследование и т. д.).

Помощь взрослых неспециалистов при задержке мочи, сопровождающейся болевыми ощущениями, может заключаться в следующем.

  • Не кормите ребенка. Если он очень голоден, то предложите кусочек яблочка — не больше.
  • Пить предлагайте понемногу (сладкий чай или 5%-ный раствор глюкозы).
  • Можно попытаться снять острый болевой приступ и попытаться расслабить мочевой пузырь, посадив ребенка в теплую ванну с добавлением марганцовки.
  • Дайте ребенку таблетку но-шпы или папаверина — это хотя бы временно облегчит болевой синдром.
  • Народная медицина имеет в своем арсенале немало средств, помогающих в таких ситуациях. Настойки, отвары, употребляемые внутрь и применяемые наружно; ванночки с добавлением тех или иных лекарственных трав — все это возможно и помогает, но только в тех случаях, когда достоверно известно, что именно вызывает данное состояние. Не стоит паниковать и горя желанием помочь ребенку, начинать ставить на нем эксперименты — дождитесь врача. Пусть он выяснит причину и назначит адекватное лечение. Помните о том, что главный принцип любой медицины (и народной тоже) не навредить!

Если задержка мочеиспускания не носит болезненный характер

  • Можно попробовать спровоцировать его теплыми сидячими ванночками, звуками текущей воды.
  • При расстройствах мочеиспускания у ребенка первым делом необходимо обратить внимание на питание и режим потребления воды. Не всякая жидкость приравнивается к воде, поэтому стоит приучить ребенка регулярно пить обычную чистую воду. Из диеты следует исключить жирные и острые продукты, а также быстрые углеводы и кофе, которые имеют свойство удерживать жидкость в организме.

Все перечисленные выше средства оказания помощи при задержке мочи дают лишь временный эффект, поэтому, всегда вызывайте врача.

  • Автор — Полухина Анастасия Александровна
  • 15.05.2018
  • Все консультации автора

Причины и решение проблемы почему грудничок мало писает

Часто родители, когда грудничок мало писает, бьют преждевременную тревогу. Попробуем разобраться в нормах и других показателях данного процесса.

Нормы мочеиспускания для малышей

Первый раз малыш может пописать во время родов или сразу же после них, а может и спустя какое-то время – даже через сутки. Ни один из этих показателей не считается отклонением от нормы. Позднее малыш писает около 15 раз в сутки, но если это происходит реже, то необходимо задуматься.

В среднем малыш за сутки выделяет около 200 миллилитров мочи, количество ниже может стать поводом для волнения.

Существуют определенные нормы, характерные для каждого возраста:

  • новорожденный и малыш в возрасте до 5–6 месяцев должен выделять от 300 до 500 мл мочи;
  • с 6 месяцев до 1 года – до 600 мл мочи;
  • от 1 до 3 лет – в объеме от 780 до 820 мл.

Эти данные дают понимание родителям, в достаточном ли количестве писает их малыш. В расчет должны браться многие нюансы, например, как ребенок питается, насколько подвижен, температура окружающей среды. В то же время не всегда малое выделение мочи может свидетельствовать о каком-либо заболевании.

Причины редкого мочеиспускания

Рассмотрим причины, когда грудничок мало писает, не являющиеся подтверждением наличия какого-либо заболевания:

  1. Излишнее тепло. Не стоит одевать слишком тепло ребенка или сильно нагревать помещение, где находятся дети. Это приводит к обезвоживанию организма и, как следствие, к малому выделению мочи.
  2. Недостаточное количество воды в рационе. Если маленький ребенок уже находится на искусственном вскармливании, то помимо смесей ему требуется вода.
  3. Переход с грудного на искусственное вскармливание. В этот период малыш меньше мочится, но об этом не стоит беспокоиться, может наблюдаться кратковременное нарушение мочеиспускания.
  4. Жаркая и знойная погода. Когда на улице высокая температура, никогда не забывайте поить малыша обычной чистой водой.
  5. Памперсы. После того как на ребенка перестают одевать памперсы, возможны проблемы с выделением мочи.
  6. Недостаточная жирность материнского молока. Этот фактор чаще влияет до трех-четырех месяцев от роду. Как увеличить жирность молока? Обязательно скорректировать питание и ввести в рацион полезные жиры.

Если вышеописанных причин к малому мочеиспусканию не было, то лучше всего обратиться к педиатру для установления диагноза.

На что стоит обращать внимание при недостаточном мочеиспускании у малыша

При достаточном поступлении жидкости в организм и нормальных условиях проживания цвет мочи у ребенка будет желтоватый, полупрозрачный. Большую опасность несут кровавые вкрапления в моче. Если моча имеет ярко-желтый цвет или темные оттенки, то это подтверждение того, что ребенку не хватает жидкости.

Ночь

Время, когда грудной малыш писает ночью. Если этого не происходит, то, скорее всего, что ему не хватает молока или неправильно подобрана доза искусственного питания.

Немаловажное значение имеет и окружающая температура. Если в помещении ночью слишком жарко, то влага из организма может выходить с потом, и малыш не будет писать. В знойные дни ребенку лучше давать больше жидкости или чаще прикладывать к груди.

Ночная одежда для малыша должна быть из натуральных материалов и очень легкой. Следите за искусственным питанием, в нем не должно быть много соли, которая может стать причиной малого мочеиспускания.

Если есть подозрение, что у малыша проблемы с выделением мочи, то требуется несколько дней понаблюдать за его мочеиспусканием. Затем обязательно обратиться в медицинское учреждение и провести диагностические исследования.

Симптомы, которые могут свидетельствовать о наличии заболевания

Некоторые симптомы должны сильно насторожить родителей, а именно:

  • повышенная температура тела, даже на половину градуса;
  • появление капризности и вялости, постоянная сонливость, отсутствие энергии;
  • «ненормальный» цвет мочи;
  • малыш беспокоится или даже плачет, когда писает;
  • резкий и неприятный запах мочи;
  • отечность, в особенности утром, то есть появление так называемых «почечных отеков», которые после сна сразу проходят.

Если грудничок мало писает время от времени и никаких подозрительных симптомов не наблюдается, то, вероятнее всего, таким образом проявляются индивидуальные особенности организма малыша.

Если же хотя бы один из симптомов присутствует у новорождённых, то ни в коем случае не следует заниматься самолечением, нужно обязательно обратиться к педиатру и пройти все рекомендуемые исследования, чтобы выявить причину редкого мочеиспускания.

О каких заболеваниях могут свидетельствовать симптомы редкого мочеиспускания

Прежде всего, малое количество мочи может говорить о том, что у ребенка проблемы с почками. Именно этот орган отвечает за фильтрационные процессы, и если появляются сбои, то почки сразу начинают уменьшать выделение мочи.

Инфекционные заболевания могут стать причиной нарушения мочеиспускания. В особенности инфекции опасны в возрасте до 3 лет.

Малыш тужится, когда писает, а ночью практически не делает этого. Возможно, что у малыша защемление уретры или есть в мочеполовой системе камни или песок.

Пренебрежение указаниями врача в процессе лечения других болезней, то есть использование большого количества мочегонных препаратов.

Немаловажное значение имеет и общая обстановка в доме – если наблюдается постоянное эмоциональное напряжение, то у малыша может наблюдаться проблематичное мочевыделение.

Фимоз – заболевание, которым чаще болеют младенцы грудного возраста. Болезнь характеризуется сужением крайней плоти полового члена. Заболевание чаще всего является наследственным, очень редко приобретенным.

Виды обследований

Все диагностические мероприятия строятся по единому принципу – от простого к сложному. Поэтому для начала педиатр назначит исследование общего анализа мочи.

Если даже анализ не даст реального диагноза, то все равно тогда можно будет определиться с дальнейшими методами диагностики:

  1. Анализ мочи по Нечипоренко. Данное исследование позволяет определить количество эритроцитов и лейкоцитов в моче.
  2. Анализ мочи по Зимницкому. Определяет точное количество выделяемой мочи малышом на протяжении суток.
  3. Ультразвук или томография – исследования, позволяющие изучить анатомию ребенка.
  4. Рентген с использованием контрастного вещества. Метод позволяет определить характер и скорость мочеиспускания.

Способы увеличения количества мочи

Перед тем как начать лечение, лучше всего пройти полное исследование организма ребенка, чтобы с полной уверенностью исключить вероятность заболеваний мочеиспускательной системы.

Если же патологии исключены, то можно прибегнуть к следующим методикам:

  • давать повышенное количество воды ребенку;
  • практически полностью исключить соленые продукты из рациона;
  • если у ребенка высокая температура или на улице установилась жара, то тоже увеличиваем количество воды в рационе.

Ребенку следует объяснить, что он не должен сдерживать позывы сходить в туалет «по маленькому». Малыша необходимо научить сразу сообщать о том, что он хочет в туалет.

Внимание! Сдерживание мочеиспускания приводит к обратному эффекту: моча затекает назад в мочеточники и другие отделы, которые расположены выше. Если это происходит постоянно, то может развиться мочеточниковый рефлюкс, в крайних случаях – почечная недостаточность.

При подозрении на воспалительные процессы рекомендуется принимать сидячие ванны, ежедневно и в одно и то же время. Ванночки принимаются сидя, температура воды сначала должна быть 27 °С и постепенно повышаться. Можно использовать компрессы, которые накладываются внизу живота или на все тело. Спринцевания могут проводиться только по назначению врача и при наличии болевых ощущений при мочеиспускании.

Обязательно следите за рационом малыша, в нем должно быть достаточное количество воды и мало соли. Постоянно следите за состоянием здоровья своего ребенка, тем более в «молочный» грудничковый период, ведь в это время жизни чадо даже не может пожаловаться на свои проблемы.

Ребёнок плохо пишет. Признаки дисграфии

Современные дети учатся читать и писать, как правило, еще до школы. Если в этом возрасте малыш плохо справляется с трудной премудростью, это можно списать на возрастные особенности, хотя правильнее уже на этом этапе обратиться к логопеду.

Обычно родители начинают бить тревогу только в 1-2 классе школы, когда ребенок приносит сплошные двойки по чистописанию. Несмотря на явные проблемы с русским языком, ученик хорошо успевает по математике, которая требует больше сообразительности. В таких случаях возникает закономерный вопрос: «Возможно, это дисграфия?»

Что такое дисграфия?

Дисграфией в психоневрологии называют стойкое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, слух и зрение. Довольно часто ее сопровождает дислекция, которая проявляется плохими способностями к чтению.

Ученые считают, что грамотное письмо – сложнейший вид человеческой деятельности, который состоит из нескольких этапов. Вначале мы создаем мысленный образ текста, определяем последовательность слов в предложении. Чтобы правильно написать каждое слово, нужно понимать его звуковую структуру. Следующая задача – звукам нужно сопоставить определенные буквы. Затем воспроизвести образ буквы, зрительно контролируя точность написания. Вот сколько трудных задач нужно выполнить ребенку, чтобы научиться хорошо писать.

При дисграфии происходят «поломки» на одном из перечисленных этапов обучения грамоте. В зависимости от того, какая функция нарушена, различают разные формы расстройства.

  • Фонематическая

При этом виде дисграфии ребенок с трудом пишет и читает, потому что плохо слышит звучащую речь, не может различить фонетический состав слова. Распознать такое нарушение можно по типичным ошибкам, которые говорят о том, что ребенок пишет слова так, как услышал. Например: «ножка» — «ношка», «щетка» — «четка».

  • Оптическая

Зрительная дисграфия связана с трудностью запоминания того, как выглядят различные буквы. Нарушение умения различать буквенные изображения приводит к их заменам и искажениям при письме и чтении. Например З заменяется на Э, Л на Д.

  • Кинетическая

Когда ребенок читает или пишет, у него возникают зрительные затруднения. Он не может глазами удержать строчку целиком. У некоторых дисграфиков может страдать моторная функция руки во время письма.

По статистике признаки дисграфии обнаруживается примерно у трети российских младшеклассников.

Почему возникает нарушение

Дисграфия свидетельствует о нарушенной способности писать и читать, в которой задействованы различные отделы головного мозга: центры речи, слуха и моторики, логическое мышление, зрительное восприятие. Чаще всего врачи объясняют данное отклонение неравномерным развитием мозговых полушарий.

Речевой центр находится в левом полушарии, поэтому если у ребенка более развито правое полушарие, это может отразиться на овладении письмом и чтением. Эта теория подтверждается тем, что мальчики страдают дисграфией в 3–4 раза чаще девочек. Доказано, что у мужчин правое полушарие работает гораздо интенсивнее, чем левое.

Перечень факторов, которые могут вызвать подобные отклонения, довольно велик. Специалисты делят их на несколько групп:

  1. Биологические: поражения ЦНС в результате тяжелой беременности, родовой травмы, осложнения детских болезней, травм головы.
  2. Социально-психологические: педагогическая запущенность, нехватка общения, использование в семье двух и более языков, ребенок пошел в школу слишком рано, интенсивные темпы обучения.
  3. Наследственные факторы.

Как понять, что ребенок плохо пишет и читает из-за дисграфии?

Распознать диграфика можно по стойким письменным ошибкам. Его неграмотность отличается определенной спецификой, на которую могут обратить внимание родители, проверяя тетрадки. Для дисграфии характерно:

  • Застревание на одной букве: «За зомом росли момидоры» — «За домом росли помидоры».
  • Зеркальное написание букв.
  • Пропуск букв, чаще гласных: «Плох» — «Плохо»; «Девча» — «Девочка».
  • Перестановка букв: «Грекча» — «Гречка»; «То дома» — «От дома».
  • Путаница звонких и глухих согласных; заднеязычных г-к-х, сонорных р-л, свистящих и шипящих согласных.
  • Неумение передавать мягкость согласных: «Сольить» — «Солить».
  • Слитное написание слов, в частности, служебных: «Ветки березыи сосны».

Безусловно, у таких детей страдает почерк. Строчки могут наезжать одна на другую, заходить за поля. Ребенок пишет грязно, делает много помарок, а учителя жалуются, что плохо разбирают написанное.

Если к дисграфии присоединяется дислекция, ребенок может читать как бы по «догадке». При этом он часто заменяет слова близкими по звучанию, но разными по смыслу: «Богатыри» — «Богатые»; искажает окончания; переставляет слоги; пропускает или добавляет буквы.

Позиция школы

Помимо того, что дисграфик плохо пишет и читает, он может испытывать проблемы на уроках рисования, ручного труда. Изучая иностранный язык, он путает буквы двух алфавитов, которые выглядят одинаково. На уроке математики не в состоянии правильно читать условие задачи, запоминать различные фигуры. Часто такие дети плохо ориентируются в пространстве и времени, не запоминают слова учителя, бывают несобранными, быстро утомляются.

Ситуация «хронического неуспеха», непонимание преподавателей – все это негативно воздействует на психику ребенка. У него нарастает утомление, пропадает желание посещать школу. Между тем страдающие дисграфией дети могут успешно учиться по специально разработанным методикам.

В некоторых странах, например, в Англии, нашли возможность помочь необычным школьникам и создали для них особые программы обучения. К сожалению, российская школа пока не озабочена проблемой дисграфии: нет специалистов и методик, позволяющих индивидуально работать с такими учениками. Все тяготы по коррекции навыков письма и чтения ложатся на плечи родителей.

Что делать, чтобы помочь детям с дисграфией?

Первое, что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с подобной проблемой – не падать духом. Дисграфия поддается корректировке. Возможно, ребенку не удастся овладеть 100%-ной грамотностью, но приблизиться к идеалу вполне реально. Одним могут потребоваться месяцы, другим годы, но если настойчиво заниматься, результаты появятся в любом случае.

Без помощи логопеда родителям не обойтись. Чем раньше они найдут опытного специалиста, работающего с дисграфией, тем быстрее ребенок научится грамотно писать и читать. Суть логопедических занятий — тренировка буквенного зрения и развитие речевого слуха.

Занятия проводятся по комбинированной системе. Логопед использует речевые игры, магнитную азбуку или картинки для составления слов. Наглядные пособия играет особую роль, позволяя образно запомнить изображения букв. «С» напоминает лунный серп, «Ж» — жука и т. д. Такую наглядную азбуку полезно иметь дома и тренироваться по ней самостоятельно.

Хороший специалист обязательно порекомендует, как заниматься дома. Вот примеры упражнений, которые помогут ученику быстрее компенсировать дисграфию:

  1. В любом предложенном тексте ребенок должен вычеркнуть указанные буквы. Начните с одной гласной, затем переходите к согласным. Например, «Зачеркни все буквы «Е», а «У» обведи». Можно давать те пары согласных, с написанием которых есть проблемы: «Р» – «Л», «Ж» – «З» и т. д. Ежедневно посвящайте этому упражнению около 5 минут. Через 2-3 месяца регулярных упражнений ребенок начнет лучше писать и читать.
  2. Полезно писать маленькие диктанты карандашом. От коротенького текста ребенок не устанет и сделает меньше ошибок (что его очень воодушевит). Диктуйте простые тексты около 200 слов. Проверяя, не перечеркивайте ошибки, а просто делайте пометки на полях ручкой любого цвета, кроме красной. Затем дайте школьнику найти ошибки и исправить. Ребенок просто стирает неверный вариант и пишет правильный. В результате вы достигнете несколько целей: ошибки найдены и исправлены самим ребенком, а тетрадь в идеальном состоянии.

  1. Просите ученика медленно читать отрывки текстов из детских книг, напечатанных крупным шрифтом. Он должен стараться четко произносить звуки, а родители исправлять, если необходимо.

На весь срок логопедической коррекции необходимо создать ребенку режим наибольшего благоприятствования. После неодобрительных выговоров учителей и огорчений из-за плохих оценок, школьник должен почувствовать хоть небольшой, но успех. Именно этой цели подчинена суть занятий — путем маленьких побед замотивировать школьника на то, что со временем он сможет читать и писать не хуже одноклассников.

Помимо обращения к логопеду, ребенку с дисграфией сможет помочь невролог. Он порекомендует курс препаратов, которые повысят мозговую активность, улучшат память и снимут беспокойство.

Основные правила занятий

  • Попросите учителя, чтобы он не проверял у ребенка скорость чтения. Подобный вид проверки давно вызывает критику психологов, но, к сожалению, продолжает применяться в школе. Даже обычные дети испытывают сильный стресс, читая на скорость, а у наших дисграфиков от такого экзамена может развиться нешуточный невроз.
  • Не используйте принцип – читать и писать как можно больше. Лучше меньше, но регулярно. Вначале уделите больше внимания отработке устной речи, звуковому анализу слов.
  • Объемные домашние задания разбивайте на несколько частей, между их выполнением делайте паузы для отдыха.
  • Члены семьи должны следить за собственной речью, она должна быть грамотной, внятной и выразительной. Тогда и речевые способности ребенка будут развиваться быстрее.
  • Старайтесь не показывать свое недовольство от допущенных ошибок. Не ругайте за промахи, а мягко внушайте ребенку: «Со временем все получится!» Объясните малышу, что не считаете его ленивым или глупым, а ошибки возникают из-за объективных проблем, которые вы будете решать вместе.

Если дети плохо пишут или читают, это не свидетельствует об их неполноценности. Пусть им трудно овладеть письмом и речью, зато в лучшей степени развито оригинальное, образное мышление. В истории есть немало примеров, когда люди, страдающие дисграфией, становились знаменитыми учеными, политиками, художниками, в частности, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль… А подтянуть успеваемость до приличного уровня поможет тесное сотрудничество родителей, логопеда и учителей.

Мне нравится 1 Похожие посты

Отсутствие или малое количество мочеиспусканий – повод задуматься о правильности ухода за малышом. Такое состояние ребенка требует немедленного устранения. Бить тревогу не стоит, если нарушение носит эпизодический характер и не причиняет малышу беспокойства. Далеко не всегда речь идет о патологии, однако обезвоживание и задержка жидкости одинаково опасны для здоровья.

Почему малыш много пьет, но мало мочится? Должен ли грудничок писать ночью? Что делать, если количество мочи резко уменьшилось при простуде, кишечной инфекции или ангине?

Возрастные нормы объема выделяемой мочи и количества мочеиспусканий у детей

Вода играет важную роль в нормальном функционировании человеческого организма. Ее избыток или недостаток способны спровоцировать различные нарушения у ребенка. О достаточности потребления воды говорит количество и объем выделяемой мочи. Если ребенок редко мочится, а объем жидкости небольшой, врачи диагностируют олигурию, или недостаточное мочеиспускание. Этот симптом может указывать как на погрешности в уходе, так и на серьезные заболевания. Если в организме не хватает жидкости, цвет мочи с прозрачного желтоватого сменяется на ярко-желтый или темный.

Для понимания, какое мочеиспускание является нормальным для ребенка, педиатры используют следующие нормативы:


Как видно из таблицы, новорожденный ребенок писает достаточно часто по сравнению с годовалым. По мере взросления количество мочеиспусканий уменьшается, но увеличивается объем выделяемой жидкости. При оценке ситуации следует учитывать эти возрастные особенности детей.

Почему ребенок стал мало писать?

Малый объем выделяемой мочи может быть связан с физиологическими причинами, которые легко исправляются. Именно на них следует обратить внимание родителям, обеспокоенным состоянием ребенка. Если принятые меры не дали результата, а здоровье малыша ухудшается, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту.

Физиологические причины редкого справления нужды

К естественным, физиологическим, причинам редкого мочеиспускания относятся:


  • окончание грудного вскармливания и получение молочной смеси;
  • малое количество молока у матери или его недостаточная жирность;
  • несоблюдение диеты кормящей матерью;
  • получение прикорма;
  • питье недостаточного количества жидкости;
  • жаркие погодные условия или перегревание малыша;
  • отказ от подгузника и приучение к горшку;
  • изменение привычного образа жизни (начало посещения детского сада или школы).

Ребенок первых месяцев жизни не способен подавать сигналы о жажде, поэтому родители должны в течение дня предлагать ему воду. Малышам на естественном вскармливании дают грудь по требованию. Современные специалисты придерживаются мнения, что кормление по часам вредно для детского организма, ведь кроме питания он получает из молока воду. В жаркое время года грудничкам дают воду из бутылочки или чашки, чтобы не допустить обезвоживания.

В жару жидкость из организма выходит посредством пота, поэтому количество выделяемой мочи может снизиться. Это естественный процесс, который не должен вызывать опасений. Однако количество потребляемой жидкости следует увеличить.

Протест против использования горшка приводит к тому, что малыш терпит. Это состояние вредно для ребенка. Возможно, нужно повременить с приучением или сменить педагогические методы.

При изменении привычного образа жизни ребенок также часто отказывается писать. Он может испытывать смущение в детском саду или школе, стесняться сверстников. Когда ребенок долго терпит, это входит у него в привычку. В этом случае родителям нужно узнать причину такого поведения и поговорить с ребенком. Возможно, потребуется помощь детского психолога.

Выяснив причину редкого мочеиспускания, ее можно легко исправить. Для этого следует изменить питьевой режим, питание или образ жизни. Однако не всегда можно решить вопрос без участия медиков.

Возможные патологические факторы, снижающие мочеиспускание

Не стоит сбрасывать со счетов заболевания и различные аномалии. Отсутствие мочеиспусканий в таком случае – грозный симптом, который нельзя игнорировать. Патологии могут быть связаны с недостаточной выработкой мочи или с невозможностью ее вывода из организма.

Родители должны знать первые признаки заболеваний мочеиспускательной системы, а в случае их обнаружения срочно обратиться к специалисту. У малышей грудного возраста такие болезни могут протекать тяжело и приводить к осложнениям.

К патологиям, при которых снижается количество выделяемой мочи, относятся:

  • инфекции мочеполовой системы;
  • последствия ангины, гриппа и пр.;
  • аномалии строения и функционирования почек;
  • растяжение мочевого пузыря;
  • у мальчиков — сужение крайней плоти;
  • нервное перенапряжение, невроз;
  • интоксикация, обезвоживание на фоне заболевания, сопровождающееся рвотой и диареей (кишечная инфекция, ангина и пр.);
  • травма головы, позвоночника;
  • опухоли в мочеиспускательной системе.

На какие тревожные симптомы следует обратить внимание?

Нельзя игнорировать характерные изменения в состоянии и поведении ребенка:

  • моча выделяется по капелькам, очень слабо, прерывисто;
  • мочеиспускание причиняет малышу боль, он жалуется на рези и жжение, плачет;
  • для справления нужды ребенок принимает неестественное положение;
  • грудничок не писает ночью, наутро подгузник оказывается пустым;
  • малыш может терпеть и не ходить в туалет целый день.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если грудничок мало писает?

Эти симптомы должны серьезно насторожить родителей. При их возникновении следует срочно обратиться за медицинской помощью, особенно, если речь идет о грудном ребенке.

Также следует незамедлительно вызвать врача, если есть признаки воспаления:

  • повышенная температура тела;
  • общее состояние вялости, слабости;
  • моча поменяла цвет или запах, есть примесь крови;
  • отечность после сна;
  • мочеиспускание вызывает боль.

Необходимые обследования

Если признаков воспаления не обнаружено, а состояние малыша нормальное, стоит посетить участкового педиатра. Врач назначит обследование или направит пациента на консультацию к нефрологу.

Диагноз ставится на основании медицинского исследования, в которое входит:

  • общий анализ мочи, по Ничипоренко, по Зимницкому, бакпосев;
  • ОАК;
  • УЗИ органов мочевыделительной системы;
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • контрастная рентгенография.

В зависимости от предполагаемого диагноза, могут потребоваться и другие исследования, о которых расскажет специалист. Лабораторные анализы позволяют определить воспаление и его возбудителя. УЗИ, рентген и томография выявят аномалии строения органов, локализацию воспалительного процесса. При наличии новообразований специалисты определят их размер и расположение.

Варианты лечения

Терапевтические действия должны предприниматься только после рекомендации врача. Самолечение в отношении детей может привести к печальным последствиям. Нельзя давать ребенку никакие лекарственные препараты, использовать народные методы лечения. Противопоказан прием мочегонных средств, потому как они только усугубят течение болезни и смажут клиническую картину заболевания.

Первым шагом должно стать посещение детского нефролога или уролога. В зависимости от поставленного диагноза, назначаются медикаментозные препараты. Принимать их следует в строгом соответствии с рекомендацией врача. При воспалении показана антибиотикотерапия. Выбор препарата осуществляется в зависимости от возбудителя болезни.

Часто специалист советует сидячие ванны по 15 минут, в которых температура воды постепенно повышается с 26 до 30С. Хорошо помогают лечебные компрессы на область мочевого пузыря. Обязательно соблюдение бессолевой диеты — известно, что соль способна задерживать жидкость в организме.

Если ребенок не может справить нужду, ему ставится катетер, делается спринцевание. При значительном обезвоживании показаны капельницы. Процедуры лучше проводить в условиях стационара. Особенно опасно обезвоживание для маленьких детей, в некоторых случаях оно может даже угрожать жизни. Если врач обнаружит камни или песок в мочевыделительной системе либо другие серьезные патологии, маленькому пациенту может быть показано хирургическое вмешательство.

Редкое мочеиспускание по причине неправильного ухода можно быстро устранить:

  • при смене детского питания (переходе на новую смесь, введении прикорма) желательно проконсультироваться у участкового педиатра;
  • следовать рекомендациям врача при введении новых продуктов в рацион, давать их по одному наименованию маленькими порциями, следить за реакцией малыша;
  • давать ребенку достаточное количество жидкости (особенно летом), для старших детей вода должна быть в постоянном доступе;
  • грудничкам полностью исключить соль из рациона, детям постарше давать ее в ограниченном количестве;
  • кормить младенца грудью по требованию, в жаркую погоду и при простуде предлагать воду не меньше 2-3 раз в сутки;
  • соблюдать гигиену, подмывать ребенка после каждого мочеиспускания и перед сном, чаще менять подгузники;
  • не принимать никакие лекарственные препараты без рекомендации врача;
  • не настаивать на использовании горшка, если ребенок этого не хочет, приучать постепенно и без негативных эмоций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *