Состав числа до 20

Состав числа до 10 домики

Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками. Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях. Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.

Когда начинать объяснять дошкольнику, что такое состав числа?

В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:

  • прямой устный счет до 10;
  • обратный счет от числа 10 до 1;
  • пересчет и отсчет предметов;
  • состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.

Что пригодится для домашних занятий?

Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:

  • палочки для счета;
  • игровые кубики;
  • карточки с изображениями цифр;
  • разноцветные камешки или пуговицы;
  • счеты;
  • домики для чисел.

Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.

Как объяснить состав числа детям? Рекомендации и практические советы с примерами

Современная школьная программа предъявляет будущим первоклассникам довольно высокие требования. К началу обучения дети уже должны знать и уметь многое из того, с чем старшее поколение сталкивалось лишь в школе. Это можно сказать и о составе чисел. Ребенок должен уметь раскладывать числа от 1 до 10 на два меньших числа. Этот навык поможет ему в будущем легко и быстро научиться самым простым арифметическим действиям – сложению и вычитанию. Поэтому знание состава чисел – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение математике.

Необходимость серьезной подготовки ребенка к школе часто вызывает у родителей много вопросов: как объяснить своему чаду эту непростую тему, когда и с чего следует начинать? На самом деле, это не так сложно, как может показаться вначале. Главное – следовать рекомендациям и запастись терпением, потому что процесс этот требует времени.

Когда приступать к изучению состава числа

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Осваиваем цифры

Тему изучения цифр условно можно разделить на две составляющие: запоминание последовательности (1, 2, 3, ……. 9, 10) и графического (визуального) образа.
Как правило, последовательность цифр дети запоминают намного быстрее. Когда взрослый часто проговаривает ее, одновременно указывая по очереди на какие-нибудь предметы, ребенок быстро запоминает на слух названия чисел и их порядок, начинает повторять те же действия и таким образом учится считать. Однако есть множество упражнений, чтобы этот процесс ускорить и закрепить навык. Вот некоторые из них:

  • Считать все, что попадается на глаза;
    Нужно предлагать ребенку считать все, что его окружает в течение дня: ступеньки в подъезде, голубей во дворе, карандаши в пенале, машины на стоянке, пуговицы на одежде, людей в очереди к кассе и так далее. Чем чаще ребенок это делает, тем быстрее информация уложится в его памяти, а также появится понимание взаимосвязи между цифрой (ее названием) и конкретным количеством.
  • Пальчиковые игры;
    В изучении цифр от 1 до 10 самым лучшим инструментом являются пальчики. Кроме того, что их можно просто посчитать, разгибая по очереди, есть еще большое количество пальчиковых игр, направленных как на развитие навыка устного счета, так и на тренировку мелкой моторики и воображения.
  • Стишки, песенки, считалочки;
    Запоминание последовательности чисел с помощью песен, стихов или считалочек позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и через зрительные образы, которые рисует воображение ребенка. Это ускоряет процесс изучения и хорошо развивает фантазию.Если во время изучения чисел у ребенка возникают трудности, чаще всего они связаны с визуальным запоминанием. Особенно это касается внешне похожих друг на друга цифр, таких как 6 и 9, 1 и 7. Чтобы быстро запомнить графический образ цифры, также есть много разных секретов:
  • Ассоциации;
    Простой и эффективный способ, чтобы запомнить внешний вид цифры – найти сходство с каким-либо объектом, придумать ассоциацию. К примеру, цифра 8 похожа на матрешку, бантик, снеговика или медвежонка. Цифра 2 напоминает лебедя, 4 – перевернутый стул или клюв. Здесь нет предела фантазии, у каждого ассоциации будут свои.

  • Распознать на ощупь;
    Цифры должны быть объемные. Можно сделать их самостоятельно из подручных материалов или приобрести уже готовые. Их нужно сложить в мешочек или коробочку, из которой ребенок будет доставать по одной не глядя и пытаться на ощупь определить, что за цифра ему попалась.
  • Рисунок на спине;
    Для игры нужны двое. Взрослый на спине ребенка рисует пальцем какую-нибудь цифру, а тот должен ее отгадать. Затем можно поменяться местами.
  • Игрушечные цифры;
    Они могут быть магнитными, мягкими, нарисованными на кубиках – в зависимости от того, что больше нравится. Из них можно выстраивать последовательность от 1 до 10, называя вслух каждую цифру, расставлять в обратном порядке или вразброс, находя ту цифру, которую называет взрослый.
  • Цифры вокруг;
    Каждый день ребенку встречаются разные цифры: в номерах домов, автомобилей, на различных плакатах и объявлениях. Если обращать на них внимание и проговаривать, то это также будет способствовать запоминанию.

После того, как ребенок научился считать и запомнил все цифры, можно переходить к изучению состава чисел.

Занятия с числовыми карточками

Числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.

Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Вот пример таких карточек:

Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах (конфетах, пуговках, камушках, карандашах и т.д.) или карточках: например, на одной нарисовано 2 банана, а на другой 3 апельсина. Если их сложить вместе, сколько всего получится фруктов? Ребенок пересчитывает все фрукты и называет сумму. А вместе с тем, постепенно запоминает, сколько будет, если сложить те или иные числа.

После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно браться за состав числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.

Например, нужно собрать 4 яблока. Предлагаем ребенку карточку, где нарисовано только 1 яблоко и спрашиваем, какую еще нужно выбрать, чтобы яблок в итоге стало 4. Затем берем карточку с изображением 2 яблок и задаем тот же вопрос. Таким образом, перебираются все возможные комбинации.
Постепенно можно переходить к большим числам, где количество комбинаций будет увеличиваться. При многократном повторении состав каждого числа укладывается в памяти и потом воспроизводится уже механически.

Числовые домики

Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.

Чтобы разобрать с ребенком состав числа, достаточно нарисовать такой домик. Например, для числа 3 он будет иметь 2 этажа, на котором соседствуют 0 с 3 и 1 с 2

Объяснив главный принцип, нужно предоставить возможность детям самостоятельно заполнять числовые домики: оставить их пустыми и указать лишь число на крыше, состав которого и надо распределить по этажам. Начинать можно с нижнего этажа, или с верхнего.

Если задание будет вызывать сложности, то в качестве подсказки можно заполнить некоторые клеточки. Но в дальнейшем следует объяснить, что каждое число, переходя с одного этажа на другой, становится на 1 больше или меньше. А если в одной квартире на 1 убыло, то в соседней на 1 станет больше.

После того, как будут усвоены составы чисел до 10, можно перейти и ко второму десятку, если ребенок знаком с ним.

Как помочь ребенку усвоить состав чисел?

Как и в случае с обучением устному счету, стоит обращать внимание на все, что окружает и задавать вопросы по теме, например: «У меня есть 4 конфетки, как мы с тобой можем разделить их?» или «Смотри, на площадке гуляет пятеро ребят, все они катаются с горки. А что будет, если кто-то один пойдет на качели? А если двое пойдут?» и т.д.

Есть одна маленькая хитрость: каждое число состоит из предыдущего и единички. Запомнив это правило, ребенок будет уже иметь одну комбинацию при раскладе любого числа. По такому же принципу можно усвоить, что каждое число состоит из предыдущего, от которого отняли еще 1 и двух.

Чтобы определение состава чисел дошло до автоматизма, нужно выполнять больше соответствующих заданий. Придумывать их можно с ходу, не обязательно приобретать специальные пособия. Даже если вокруг нет ничего подходящего, всегда есть возможность задействовать пальцы. Например, взрослый называет число, состав которого нужно показать, пусть это будет число 7. Ребенок показывает количество пальцев, которое входит в состав 7, скажем 5, а взрослый должен показать, сколько недостает – 2. Затем игроки меняются местами.

Занимаясь с ребенком, важно помнить, что похвала – неотъемлемая часть успеха и лучший мотиватор, а взаимопонимание и поддержка придают уверенность в собственных силах.

Способность к устному счету и разбору чисел по составу напрямую связана с такими функциями, как память, внимательность, скорость мышления. Тренируйте все эти навыки с помощью образовательной платформы «Умназия» и успех вам гарантирован.

Попробуйте все наши курсы бесплатно! Мы предлагаем более 20 курсов и 4 000 авторских задач по школьным предметам, навыкам мышления и важнейшим темам! начать заниматься

Научить ребенка считать до 10 самостоятельно очень просто. Для этого не нужны специализированные развивающие центры и педагоги. Стоит только понять, когда лучше всего начинать учить ребенка и каким методом пользоваться. Тогда изучение счета пройдет естественно, и ребенок с большим интересом получит новые знания.

Когда начинать?

Чтобы понять какой дошкольный возраст лучше подходит для обучения счету, нужно изучить физиологические этапы развития счетной деятельности детей.

Научить ребенка считать — очень просто

Первый этап 1,5-2 года На данном этапе счета как такового нет. Однако дети манипулируют со множествами: много раз стучат ложкой, перебирают мелкие предметы, открывают и закрывают баночки и т.д. Эти действия, которые обязательно сопровождаются словами «еще, еще» или «так, так», становятся основой счета.
Второй этап 2-3 года Этап сравнения величин и множества. Можно заметить, что дети начинают делить игрушки или лакомства поровну. Это главный признак того, что завершился этап формирования неопределенного множества и начался процесс понимания, что множество состоит из составляющих единиц.
Третий этап 3-5 лет Дети овладевают счетом до 5. На данном этапе очень важно правильно организовать учебный процесс. Нужно, чтобы ребенок соотносил последовательное называние слов числительных с объектом множество. На вопрос «сколько?» ребенок должен называть итоговое число. А не заучивать определенную последовательность слов.
Четвертый этап 5-6 лет На этом этапе усваивается счет до 10 и количественный состав числа.

Из таблицы становится ясно, что начинать организованный процесс обучения нужно в возрасте 3 — 5 лет. При этом нужно обязательно следить, чтобы ребенок осознавал счет, а не бессмысленно повторял заученный порядок слов. Изучать состав числа приступайте еще позже, в возрасте 5 −6 лет.

Важно, чтобы ребенок считал осмысленно

Учим считать до 10: советы

Совет № 1

Начать нужно с самого простого. Постепенно запомнить каждую цифру. Например, цифру 1 можно выучить так. Показать ребенку большую нарисованную единицу. Можно заучивать на память стихи про цифру 1 разных писателей:

Тонкая, как спица,

Цифра единица.

От нее ведется счет,

И за это ей почет. (В. Орлов)

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок. (Г. Виеру)

Найдите, на что похожа единица

Затем можно спросить у ребенка, где он видел эту цифру раньше? На что она похожа? Пусть ребенок нарисует ее в воздухе. Покажет пальцами, руками. Можно нарисовать единицу по точкам, выложить из фигур.

На закрепление пусть малыш посчитает единичные предметы: одна машинка, один мишка, одна кукла. Нужно играть в подвижные игры: заранее подготовить демонстрационный материал — яблоки и картошку, корзинку. Попросить принести вам одно яблоко или одну картошку. Знакомство с цифрой 6 в средней группе можно проводить по такому же алгоритму.

Так постепенно, не спеша, можно выучить все цифры до 10.

Занятие «Цифра 5» в средней группе:

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать. (Г.Виеру)

Знакомство с цифрой 6 в средней группе:

На что похожа цифра 6?

На трубку деда, так и есть! (Г. Виеру)

По аналогии можно провести знакомство с цифрой 8 в старшей группе. Она похожа на бантик.

Совет № 2

Считать предметы вокруг: ступеньки, машины, столбы, птиц, цветы и т. д. Родители должны подсказывать ребенку, если он затрудняется в счете. Чтобы выучить цифры, для маленьких детей есть специальные развивающие книги.

Считайте все вокруг

Совет № 3

Сравнивать количество предметов: больше или меньше. Это очень важное подготовительное упражнение. Оно позволяет ребенку понимать составную часть числа. Начинать сравнивать нужно небольшие числа. Например, что больше или меньше один, или два. Можно использовать раздаточный материал. Дома для этого прекрасно подходят карандаши, фломастеры, конфеты, яблоки, грецкие орехи.

Сравните количество предметов

Важно! Обучение счету не должно быть скучным. В конспекте занятия обязательно должны быть песни, считалочки, лепка и рисование.

Совет № 4

Не нужно ждать от ребенка быстрых результатов. Все дети индивидуальны: один ребенок очень быстро научится считать, а другому понадобится дополнительное время. Важно придерживаться темпа своего ребенка.

Совет № 5

Формирование элементарных математических представлений (фэмп) требует особого внимания.

Обратите внимание! Кроме счета это изучение размеров (больший, меньший), форм, фигур, времени.

Стихотворения-считалки для обучения счету

Раз, два, три, четыре, пять —
Всё могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
Их сестрёнок, и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять —
Всё могу я сосчитать,
Кроме звёзд и мотыльков,
Кроме трав и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота:
Сбиться я могу со счёта! (М. Пляцковский)

Ослика мама учила считать:
«Хвостик — один, начинай повторять».
Ослик упрямо кивал головой:
«Что ты считаешь? Ведь, хвостик-то — мой!».

Ослик считает: «Вот ухо одно,
Вот и второе: два уха! Смешно!».
«Что ж тут смешного? Теперь посмотри:
Хвост плюс два уха получится три!».

«Сколько же ног? Сосчитать помоги!
Только передних одних две ноги!».
«С задними быстро двумя их сложи,
Сколько получится? Ну-ка, скажи!».

Ослик задумался: «Сколько же ног?»
«Медленно что-то считаешь сынок!
К двум своим ножкам прибавь ещё две!».
“Будет четыре»,- ей ослик в ответ.

«Дальше, сынок, продолжаем считать:
Ножки плюс хвостик получится…?» «Пять!».
«Если же с ушками ножки сложить,
Сколько получится, ослик? Скажи!».

«Ножки и ушки легко перечесть:
Два плюс четыре получится шесть!».
Стала тут ослика мама хвалить:
«С хвостиком всё это можешь сложить?».

«Ноги посчитаны, уши и хвост.
Что там осталось?» «Прибавь ещё нос!».
«Сколько получится с носом, сынок?»
«Восемь! Уж я сосчитал всё, что мог!»

«Девять получится!». «Верно сынок!
Ты с арифметикой справится смог!
Ослик, чтоб дальше нам в счёте пойти,
Надо добраться нам до десяти.

«Ослик, как видишь, задачка проста.
В следующий раз досчитаем до ста! (А. Гольцева)

По опушке шла лисичка:
Раз — в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука —
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдём морковь для носа,
Угольки найдём для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеётся он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь —
Мы сплясать его попросим.
Девять, десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!

Математические подвижные игры для ДОУ

Существует множество различных подвижных игр.

Игра «Сделай, как я скажу»

Игра проводится в группе детей. Дети рассчитываются на первый-второй. Первые берут теннисные мячи, вторые — воланчики. По команде нужно выполнить задания:

  • стать слева или справа от воспитателя;
  • взять мяч в левую руку, воланчик — в правую;
  • бросить мячик вверх, а воланчик — вниз.

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель выставляет предметы в ряд. Просит назвать предметы, которые стоят первые справа, вторые слева и т.д. Затем дети отворачиваются. Воспитатель меняет два предмета местами. Дети должны угадать, что изменилось.

Обратите внимание! За правильные ответы можно вручать звездочки. В конце игры звездочки подсчитываются. Победителем становится тот, кто собрал больше всех.

Игра-эстафета «Построй домик»

Детей делят на две или три команды. Каждая будет строить свой домик.

До подноса с деталями нужно допрыгать по обручам от цифры 1 до цифры 3. Затем взять одну деталь домика, поставить ее на свое место, вернуться к обручам, попрыгать по ним в обратном порядке и передать эстафету следующему участнику команды.

Домики могут быть разной сложности

Учим состав числа до десяти

Перед тем как научить ребенка составу числа до 10, нужно убедиться, что ребенок:

  • считает до 10 в прямом и обратном порядке;
  • составляет числа по единицам (два это 1 плюс 1).

Объяснять состав чисел нужно постепенно. Обучение делится на логичные блоки. Начинать нужно с цифр 2 и 3. всевозможных их взаимоотношений и комбинаций. Только потом приступать к четверкам — шестеркам, семеркам — девяткам, десятке.

Арифметические домика подскажут как выучить состав числа до 10 быстро. Также они развивают навык устного счета.

Пример арифметических домиков

Числовые домики представляют собой здания в разное количество этажей с окнами в два ряда. Высота домика зависит от цифры, к которой подбираются всевозможные комбинации.

Важно! Найти домики чисел можно в любом учебнике по математике для дошкольников. Также их можно сделать самостоятельно.

На детский стол ложится пустой шаблон домика. На его крыше размещается нужное число. Например, число 6 цифра 6 (занятие для дошкольников). Ребенку объясняются правила: на каждом этаже живет столько жителей сколько написано на крыше. Оговаривается дополнительное условие: на первом этаже в одной квартире живет один человек. Сколько живет в другой квартире?

Когда ребенку будет понятен алгоритм задания, можно «заселить» все этажи домика. Так, со временем малыш выучит все существующие комбинации чисел.

После изучения состава чисел до 10 можно приступать к устному счету.

Важно! Начинать обучать составу числа нужно с самых простых упражнений, результат которых не выходит за рамки десяти. Например, такие задачи — 6+1=7, 5+2=7, 10-4=6. Уроки по устному счету должны быть короткими: по 3-4 примера за один раз.

Детское образование — это будущее детей и их родителей. Благодаря правильным и веселым занятиям, ребенок легко научится счету и составу числа. А каждая минута, проведенная с ребенком правильно, будет полезной и не скучной!

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *